Налогообложение малого бизнеса в западных странах

Малый бизнес определен в качестве особого субъекта государственного регулирования. Специфика малого бизнеса (социальная значимость, массовость) определила особенности его налогообложения, которое ориентировано на долгосрочные цели экономического развития и привязано к реально складывающимся экономическим пропорциям внутри данного сектора. В основе экономической политики большинства развитых стран лежит постулат о необходимости создания в равной степени благоприятной макроэкономической среды для предприятий любого размерного уклада. Несмотря на это в области налогообложения малые и средние предприятия фактически выделены в отдельную группу. Такой подход объясняется как соображениями экономической справедливости — необходимость компенсации объективно меньших возможностей самофинансирования данной категории предприятий, — так и административными соображениями.

Критерии первая глава Важным аспектом налогообложения малого бизнеса является критерий признания предприятия малым. Обычно выделяют два вида таких критериев — количественные и качественные.

К количественным критериям относятся такие статистические показатели объекта, как численность занятых на предприятии, оборот, активы, капиталы, прибыли и т.п. Причем единственным критерием, который является сопоставимым для всех стран, является количество работников, занятых на предприятии. Все остальные данные в национальной статистике, как правило, отсутствуют (особенно в разрезе микрофирм); их можно получить лишь из научной литературы или деловой прессы, а также по итогам различных опросов, которые проводят налоговые органы, банки или профессиональные организации малого бизнеса. Эти данные обычно несопоставимы по разным странам и между собой, что вызывает большие трудности при анализе этого сектора.

Западные специалисты предлагают также свои качественные критерии для определения малого бизнеса, к которым могут быть отнесены: личное управление предприятием, прямой личный контакт между высшими органами руководства и производственными рабочими, клиентурой и поставщиками, невозможность получить доступ к рынкам капитала и др. Однако на основании такого рода критериев установить различия между малыми и средними предприятиями еще труднее.

В конечном итоге в налоговом законодательстве большинства развитых стран при определении понятия «малое предприятие» в качестве базовых используются количественные показатели, но они почти всегда дополняются качественными характеристиками. В некоторых странах помимо общих критериев отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса существуют также особые критерии, переводящие малое предприятие в льготную категорию, как, например, в США и Великобритании. Общие критерии применяются к тем субъектам малого бизнеса, которые заинтересованы в получении льготных кредитов, но они фактически не затрагивают налоговые льготы. Так, в США Администрация по делам малого бизнеса, созданная в 1953г. для оказания помощи руководителям малых предприятий в повышении их управленческой квалификации и получении ссуд, считает бизнес малым, если предприятие не доминирует в своей области деятельности и вместе с отделениями нанимает не более 500 человек. Однако специальными льготами на государственном уровне такие предприятия не наделены. Одновременно Налоговый кодекс США предусматривает льготы для так называемых S-корпораций, которые должны соответствовать гораздо более жестким критериям. На сегодняшний день наиболее значительные льготы в части применения ускоренной амортизации существуют в Великобритании. Английским компаниям разрешено списывать полную стоимость технически передового оборудования в первый год его функционирования. Для малых предприятий, стимулирование развития которых было заявлено лейбористским Правительством в 1997 г. в качестве одного из приоритетных направлений экономической политики, норма амортизации на приобретение любых видов машин и оборудования была увеличена до 50% в первый же год эксплуатации, по долгосрочным активам норма амортизации увеличилась в два раза — до 12%. Однако действие этих скидок носило временны характер и было ограничено одним годом.

Во Франции для малых предприятий стопроцентное списание стоимости Основного капитала в первый же год использования допускается в отношении компьютеров; для других видов перспективного оборудования допускается списание до 50% стоимости. Одной из наиболее существенных прямых льгот для малого бизнеса является снижение ставки по налогу на прибыль. Специфика этой льготы в том, что случаи, когда уменьшение ставки прямо объявляется налоговой льготой, достаточно редки. Обычно более низкие ставки налога на прибыль вводятся в качестве самостоятельного направления налоговой политики тех или иных стран как бы за рамками установления налоговых льгот. Так, в США на федеральном уровне, наряду с высшей ставкой корпорационного налога в 34% при налогооблагаемом доходе свыше 75 000 долл., для более мелких корпораций используются две более низкие ставки — в 15% при доходе до 50 000 долл. и 25% при доходе до 75 000 долл. (до начала реформы 1986 года таких ставок было четыре).Причем, в том случае, если объем продаж на малых предприятиях не превышает 200 000 долл., для них установлены дополнительные вычеты сумм дохода для целей исчисления налога на доходы (2000 г. — 20 000 долл., 2001—2002 гг. — 24 000 долл., а с 2003 г. — 25 000 долл.). Применение более низкой ставки корпорационного налога для малых предприятий широко распространено во многих промышленно развитых государствах, при этом межстрановые различия достаточно велики. Так, если в США наименьшая ставка составляет 15%, а наивысшая — 34%, то во Франции такой резкой прогрессивности нет: ставка для малых предприятий — 33,3%, для крупных и средних корпораций — 36%; в Канаде и Великобритании для малого бизнеса используются ставки 22% и 20% соответственно против стандартных ставок 43% и 30%. В России [1] настоящее время действует единая ставка по налогу на прибыль для всех видов организаций — 24%. Для малого предпринимательства сокращенные ставки налога на прибыль имеют большое значение, так как увеличивают объем и норму прибыли этих предприятий, способствуя тем самым их развитию. Так, в США норма прибыли малого предпринимательства в течении последних трех десятилетий зачастую превышала среднекорпорационную норму прибыли (иногда в 1,5—2 раза).Рассматривая ставки налога на прибыль, также необходимо подчеркнуть, что в западных странах государственную политику стимулирования малого предпринимательства проводят, как правило, с учетом приоритетности главных направлений, в частности сферы производства. В результате, ставки налога на прибыль предпринимателя, который занимается производственной деятельностью, существенно отличаются от ставок в сфере коммерческого посредничества (в США они достигают 90-95% независимо от категории фирмы). Такой механизм стимулирует перелив капитала в производство. Российская же налоговая система одинакова и для производителя, и для посредника. И пока не будет устранен этот парадокс, переток капитала малого бизнеса из производства в сферу обращения не прекратится.

 

 

Заключение

Малое предпринимательство играет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни промышленно развитых странах. Во-первых, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых, он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Обобщая все вышесказанное малое предпринимательство, воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений, прежде всего в результате изменений количества субъектов рынка, повышение квалификации и степени преобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.

В целом надо сказать, что введение единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности предполагает реализацию государством фискальных задач в условиях хронического недобора налогов Министерством налогов и сборов. По мнению экспертов Министерства экономики Российской Федерации, это нововведение позволит увеличить налоговые поступления в бюджеты разных уровней как минимум в 5 раз. Кроме того, появление этого налога позволит значительно сократить оборот “теневого” капитала в сфере малого бизнеса, который, в основном, осуществляется в таких отраслях, как торговля, общественное питание, строительство, ремонт, транспортное обслуживание населения и другие виды платных услуг.

Однако при рассмотрении единого налога на вмененный доход нельзя ограничиться лишь фискальной стороной данного налога. Разработчики Закона о едином налоге на вмененный доход добивались, чтобы законопроект также обеспечил динамику роста налогооблагаемой базы. Увеличение сбора налогов предполагается получить не за счет роста налогового бремени, а за счет вывода из теневого сектора значительной части предприятий. Малое предприятие теперь будет платить только один налог, ставка которого не превысит 20% вмененного дохода. Единый налог включает в себя и платежи во внебюджетные фонды, которые будут осуществляться уже без участия предприятия на уровне казначейства. Это позволит предельно упростить учет.

 При этом следует отметить другое важное обстоятельство: налог на вмененный доход будет регрессивным. Регрессивность его заключается в том, что после уплаты налога, задним числом его ставка не может быть скорректирована, даже если предприятие добьется значительного увеличения реально полученного дохода по сравнению с вмененным доходом. Это поощряет предпринимателей эффективнее использовать имеющиеся производственные площади, совершенствовать коммерческую деятельность.

 Принятый закон, безусловно, не лишен недостатков, среди которых наиболее главным является пренебрежение принципам рыночной экономики, что проявляется в том, что малые предприятия одних отраслей подпадают под обложение единым налогом на вмененный доход, а малые предприятия других нет. В результате наносится серьезный ущерб предпринимательству за счет "выравнивания" положения предприятий с точки зрения прибыльности бизнеса.

 Кроме того, следует отметить, что закон ориентирован на предприятия, которые работают только с конечным потребителем. В то же время подавляющее большинство малых предприятий  кроме того что осуществляют розничную и оптовую продажу еще ведут и производство. Примером тому служат мини-пекарни, каждая из которых производит продукцию и продает ее через собственный ларек, а часть ее оптом реализует в другие магазины. При этом вмененный же доход определяется только по розничной торговле.

 Еще одним недостатком закона о едином налоге на вмененный доход является то, что при его расчете используется численность сотрудников предприятия, занизив которую можно без особого труда минимизировать платеж, а за это, по существующим юридическим нормам, привлечь к ответственности уже нельзя.

Таким образом, подводя итоги, надо сказать, что Закон о едином налоге на вмененный доход содержит в себе еще много недоработок и неточностей, что безусловно будет препятствовать применению его на практике. Однако, учитывая сложности переходного периода можно допустить, что такие формы налогообложения, если они применяются временно и технологичны в уплате, стимулируют производство товаров и услуг, могут иметь право на существование.

 

 

Список литературы

 

1. Налоговый кодекс РФ. Часть I (с дополнениями и изменениями).

2. Налоговый кодекс РФ. Часть II (с дополнениями и изменениями).

3. Гражданский кодекс РФ.

4. Бюджетный кодекс РФ.

5. Федеральный закон №137-ФЗ от 27.07. 2006г. "О внесении изменений и дополнений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования".

6. Федеральный закон №144-ФЗ от 27.07. 2006г. "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ в части создания благоприятных условий для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также внесении других изменений, направленных на повышение эффективности налоговой системы".

7. Закон РФ от 30.12. 2001 г. №195-ФЗ "Кодекс РФ об административных правонарушениях".

8. Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 192 с.: ил.

9. Алексеев М.Ю., Болабанова О.Н. Налоги: учебник для студентов вузов. - М.: Финансы и статистика - 2005г. - 489 стр.

10. Аронов А.В. Налоговая политика и налоговое администрирование: учеб. Пособие. - М.: Экономистъ, 2006. - 591с.

11. Безруков Г.Г., Казак А.Ю., Привалова С.Г. Налоговый контроль в условиях реформирования экономики. Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2003.

12. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. - Малый бизнес. Организация, экономика, управление: учеб. пособие - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2007. - 495 с.

13.  Гражданкина В.Д. Экономика малого предприятия. -М.: ГроссМедиф: РОСБУХ,2008. - 293с.

14. Грибов В.Д. Основы бизнеса: Учеб. Пособие. - М.: Финансы и статистика, 2006.- 160с

1. Казак А.Ю., Веретенникова О.Б., Ростовцев К.В., Толмачева О.В. Финансовый менеджмент: учеб. Пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2006. - 286 с.

15. Лазрев А., Штелева Ю. "Недостатки в налогообложении деятельности малых предприятий" 2007.

16. Львов Ю.А. “Основы экономики и организации бизнеса” - Спб.: ГМП “Фармико”, 2007 г.

18.Малый бизнес. Организация, экономика, управление: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, по направлениям «Экономика»/ Под ред. В.Я. Горфинкеля.-3-е изд. перераб. И допол. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 495 с

 


[1] Грибов В.Д. Основы бизнеса: Учеб. Пособие. - М.: Финансы и статистика, 2006.- 160с.

[2] Экономика малого предприятия / Е.В.Гражданкина. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008.-144 с.

[3] Малый бизнес. Организация, экономика, управление: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, по направлениям «Экономика»/ Под ред. В.Я. Горфинкеля.-3-е изд. перераб. и допол. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 495 с.

[4] Малый бизнес. Организация, экономика, управление: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, по направлениям «Экономика»/ Под ред. В.Я. Горфинкеля.-3-е изд. перераб. И допол. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 495 с.

[5] Конституция РФ.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: