I. Понятие режима, его цели и функции

Поволжский (г. Саратов) юридический институт (филиал)

КАФЕДРА УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО»

Тема: «РЕЖИМ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И СРЕДСТВА ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»

 

 

Выполнила: студентка 5 курса 66 группы Рожко Светлана Александровна

 

 

САРАТОВ 2011 г.


 


План

Введение

I. Понятие режима, его цели и функции

II. Содержание режима в исправительных учреждениях

III. Основные средства обеспечения режима в исправительных учреждениях

Заключение

Библиографический список

 


 


Введение

В этимологическом смысле слова режим означает точно установленный распорядок или уклад жизни. В русском языке дополнительно отмечают режим как систему правил, мероприятий, необходимых для той или иной цели.

Режим в исправительных учреждениях охватывает оба аспекта его филологического толкования.

Термин “режим” встречается в первых юридических документах, регулирующих исполнение и отбывание уголовного наказания в виде лишения свободы, изданных в период становления Советского государства. Он используется в текстах Временной инструкции “О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового” - 1918 г., “Положения об общих местах заключения РСФСР” - 1920 г., первых отечественных исправительно-трудовых кодексах.

По своему происхождению термин “режим” - слово французское и в дословном переводе имеет три значения: 1) государственный строй, образ правления; 2) точно установленный распорядок жизни труда, отдыха, сна, питания и т.д.; 3) система правил, мероприятий, необходимых для достижения той или иной цели.

Анализ правовой литературы, законодательства и ведомственных нормативных актов показывает, что “режим” - категория юридическая. Причем уголовно-исполнительное законодательство признает две его составляющих. Это режим исполнения и режим отбывания лишения свободы. “Режим исполнения” выступает как система нормативно-правовых предписаний об исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы, адресованных персоналу учреждений уголовно-исполнительной системы. “Режим отбывания наказания” как нормативно урегулированный процесс отражает уклад, образ жизни осужденного в период отбывания лишения свободы. В целом, по мнению Н.А. Стручкова, А.В. Папуашвили, “Режим - установление того, что нужно государству, а не отражение желаемых осужденными отношений”.

Так как речь идет о режиме осужденного, то этот термин употребляется в специальном, пенитенциарном значении - как распорядок жизни человека, подвергнутого суровому уголовному наказанию, отбывающего его в местах лишения свободы. В этом случае режим определяет специфику условий, привнесенных в жизнь осужденных уголовным наказанием присущим ему комплексом правоограничений.

В уголовно-исполнительном законодательстве впервые дано определение этого понятия, хотя в теории науки этой отрасли права оно было сформулировано достаточно давно и не вызывало особых дискуссий.

Под режимом исполнения наказаний, связанных с изоляцией от общества понимается порядок исполнения и отбывания ареста, лишения свободы на определённый срок, пожизненного лишения свободы. Понятие, признаки и содержание режима для указанных видов наказаний едины.

Определение, данное законодателем, далеко не бесспорно и перегружено перечислением основных требований. Вместе с тем из определения очевидно, что режим есть порядок, основанный на уголовно-исполнительном законодательстве и ведомственных нормативных актах, который является необходимым условием надлежащего исполнения и отбывания лишь уголовных наказаний, связанных с лишением свободы. В этом требовании реализуется принцип законности в деятельности исправительных учреждений и обращении к осужденным. Кроме того, это положение определяет соподчинённость норм, регламентирующих режим, закладывает основы для разграничения компетенции соответствующих органов и должностных лиц по принятию подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих отдельные правила режима в исправительных учреждениях.

К местам лишения свободы законодатель относит исправительные учреждения (ст. 73 УИК РФ), которые включают в себя исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, следственные изоляторы в отношении осужденных, оставленных для работ по хозяйственному обслуживанию.

Актуальность рассматриваемого вопроса, касающегося режима в исправительных учреждениях и средств его обеспечения, объективизируется необходимостью создания таковых правовых предпосылок, которые обеспечивают соблюдение законности в сфере применения наиболее острых форм принуждения – исполнения уголовного наказания. В общем, режим разрешает многие возникшие вопросы в уголовно-исполнительной системе. В режиме осуществляется кара, то есть совокупность мер принуждения и правоограничений, и этим самым он выражает сущность и содержание наказания. Одновременно режим устанавливает правила поведения всех субъектов и участников правоотношений, их права и обязанности, возникающие по поводу исполнения и отбывания наказания, а его нормы обеспечивают их порядок реализации правоограничений. Также следует отметить, что законодатель по-прежнему режим относит к основным средствам исправления осужденных (ч. 2 ст. 9 УИК РФ), поэтому все теоретические наработки в области научных исследований по проблемам режима сохраняют актуальность и в настоящее время.

Цель моей курсовой работы состоит в определении значимости исправительных учреждений и в раскрытии их правового режима.

Передо мной поставлены задачи:

1. Дать определение режиму в исправительных учреждениях и подчеркнуть его значение в уголовно-исполнительной системе.

2. Выявить цели и функции режима.

3. Указать на режимные правила.

4. Перечислить элементы в сложной системе контактов осуждённых.

5. Рассмотреть общую теорию основных средств обеспечения режима в исправительных учреждениях.

Практическая значимость моей работы заключается в возможности её использования в учебном процессе при изучении данной темы.

 


 


I. Понятие режима, его цели и функции

 

Режим в исправительных учреждениях - урегулированный нормами уголовно-исполнительного права порядок исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы, соединенного с мерами исправительного воздействия, создающий условия для применения других средств исправления осужденных, обеспечивающий достижение целей и решение задач, постановленных законодателем перед учреждениями уголовно-исполнительной системы.

Значение законодательного определения режима состоит в том, что оно чётко обозначает его правовые основы, содержание и признаки, а также основные требования, предъявляемые к его организации. Оно связывает такие категории уголовно-исполнительного наказания, как порядок условия и исполнения и отбывания наказания (ч.2 ст.9, ч.1 ст.82), определяет его место в системе средств исправления осуждённых, а также круг субъектов и участников правоотношений, связанных с исполнением данного вида наказания. Наконец, законодательное определение режима обусловливает предмет и объём правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу и в связи с исполнением лишения свободы.

Режим в исправительных учреждениях обращён как к администрации этих учреждений, так и к осуждённым. Именно поэтому режим определён законодателем как порядок исполнения и отбывания наказания. Функция исполнения наказания принадлежит государству в лице администрации исправительного учреждения, а обязанность отбыть наказание входит в правовой статус осуждённого. Поэтому в нормах УИК РФ можно легко обнаружить режимные правила, обращённые исключительно к администрации, например, обязанность обеспечить осуждённых одеждой единого образца (ч.4 ст.82 УИК). Здесь же можно выделить режимные правила, обращённые непосредственно к осуждённым и составляющие режим отбывания наказания, например, запрет иметь деньги, ценные бумаги и другие ценности (ч.9 ст.82 УИК).

Большинство же режимных правил обращены как к администрации исправительного учреждения, так и к осуждённым. Последние обязаны выполнять режимные правила, а администрация – создать надлежащие условия и контролировать их выполнение.

По своему содержанию можно выделить пять групп режимных правил.

Первая группа – это режимные правила, определяющие объём и порядок карательного воздействия на осужденных к лишению свободы. Кара по своей правовой форме выражается в совокупности правоограничений, которые в свою очередь представляют собой специальные обязанности (запреты) осуждённых. Системообразующим карательным элементом в наказании в виде лишения свободы является изоляция осуждённых от общества. Однако такая изоляция не может быть абсолютной. Нормы режима определяют степень такой изоляции, допуская регламентированные предоставление свиданий осуждённым (ст.89 УИК), переписку (ст.91 УИК) и предоставление телефонных разговоров (ст.92 УИК). Регламентируется и другие контакты осужденных с внешним миром, а также пользование осуждёнными определёнными объектами материального мира и благами цивилизации (приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости – ст.88 УИК).

Вторая группа – это правила, которые создают условия для применения других средств исправления осуждённых – воспитательной работы, общественно-полезного труда, общего образования, профессиональной подготовки и общественного воздействия (ч.2 ст.9 УИК).[1] Указанные средства исправления реализуется не сами по себе, а в рамках нормативных правил, исполнение которых обязательно для администрации исправительного учреждения и осуждённых. Обязательны эти правила и для других участников уголовно-исполнительных отношений, например, для общественных объединений, родственников осуждённых иных граждан. Так, в рамках режимных правил определяются время и места проведения воспитательных мероприятий, трудовой распорядок, правила поведения осуждённых на производстве, во время учёбы в школе или профессиональном учебном заведении.

Третья группа режимных правил обособлена в связи с их целевой направленностью. Это режимные правила, направленные на предупреждение преступлений и иных правонарушений со стороны осужденных во время отбывания наказания. В местах лишения свободы отбывают наказание лица, не отличающиеся правопослушным поведением. Многие из них совершили тяжкие и особо тяжкие преступления. Поэтому помимо работы, направленные на изменение нравственных установок осужденного, должны быть предусмотрены специальные меры, исключающие либо затрудняющие совершение осуждёнными новых преступлений. Эти меры, реализуемые в рамках режима, направлены одновременно и на предупреждение нарушений режима в исправительных учреждениях. В качестве примера следует привести режимные правила, регламентирующие проведение обыска осужденных и помещений, в которых они проживают, досмотра их вещей, порядка приобретения и хранения вещей и предметов в исправительных учреждениях (ст.82 УИК).

Направлены на предупреждение преступлений и иных правонарушений среди осужденных режимные правила, регламентирующие основания и порядок осуществления цензуры корреспонденции (ч.2 ст.91 УИК), досмотра лиц, их вещей и транспортных средств (ч.6 ст.82 УИК), посылок, передач и бандеролей (ч.4 ст.90 УИК), введения режима особых условий в исправительных учреждениях (ст.85), применения мер безопасности к осужденным (ст.86) и т.д.

Четвёртую группу образуют режимные правила, обеспечивающие жизнедеятельность осужденного в местах лишения свободы. Осужденного нельзя рассматривать исключительно в качестве субъекта претерпевания кары за совершённое преступление, либо объекта воспитательного воздействия со стороны администрации исправительных учреждений и других участников воспитательного процесса. Осужденный – это прежде всего человек, который должен во время отбывания наказания жить, удовлетворять свои естественные потребности в жилье, питании, гигиене, медицинском и социальном обслуживании. Поэтому большой блок режимных правил направлен на регламентацию жизнедеятельности осужденного во время отбывания наказания. Режимными правилами устанавливается порядок оказания медицинской и социальной помощи осуждённым (ст.98-101 УИК), питания осуждённых и их вещевого довольствия (ч.3 ст.99 УИК), проживания (ч.1,2 ст.99) и т.д. Большинство норм, регламентирующих эти вопросы, содержится в подзаконных нормативных правовых актах, в том числе и в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений.

К пятой группе относятся режимные правила, в основе которых находятся моральные нормы и стандарты поведения человека. Не редко их называют правилами человеческого общежития. В условиях повседневной жизни их исполнение является проявлением навыков повседневного нравственного поведения людей, а обеспечиваются такие нормы силой общественного осуждения. В условиях отбывания лишения свободы моральные нормы становятся правовыми, нашедшими своё закрепление в УИК РФ и Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений.[2] Соответственно появляется правовая ответственность осуждённых за их невыполнение. Именно это подчёркивается в части 1 статьи 11 УИК, когда в качестве основной обязанности осуждённых указывается на обязанность соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения. Примерами моральных норм поведения, закреплённых для осужденных в качестве правовых, являются обязанности: бережно относиться к имуществу исправительного учреждения, содержать в чистоте жилые и служебные помещения, соблюдать правила личной гигиены, запреты играть в карты и другие азартные игры с целью извлечения материальной или иной выгоды, давать и присваивать клички, использовать нецензурные или жаргонные выражения и т.д. Возведение моральных норм и стандартов поведения в разряд правовых и соответственно режимных правил призвано усилить воспитательный потенциал наказания, предупредить возникновение конфликтов между осуждёнными и тем самым избежать совершения преступлений, вызванных межличностными отношениями.

Согласно ч.6 ст.82 УИК РФ – важное правовое значение имеет территориальная сфера действия правил режима. Таким образом, их следует разделять не только по субъектам воздействия, но и по действию в пространстве.

Кроме тех целей, которые даны в самом определении режима, режим в исправительных учреждениях преследует и другие цели.

Так, режим должен обеспечить охрану и изоляцию осуждённых.

Охрана осуждённых, организуемая по внешнему периметру исправительных учреждений, направлена на предупреждение и пресечение побегов осуждённых, групповых неповиновений, массовых беспорядков, проникновения на объекты этих учреждений запрещённых предметов, а также лиц, не имеющих права на посещение объектов мест лишения свободы. Такого рода меры обеспечивают соблюдение порядка и отбывания наказания.

Физическая изоляция осужденных от общества выражается в лишении их права свободного передвижения вне пределов территории исправительного учреждения, ограничения их социальных связей и общения с лицами, находящимися на свободе. Им запрещено нарушать границы учреждений.

Степень изоляции осуждённых в первую очередь зависит от характера и степени общественной опасности совершённого преступления, рецидива. Чем опаснее для общества совершённое осуждённым преступление, а также его рецидив, тем строже условия изоляции. Максимальной степени они достигают к колониях особого режима и тюрьмах, где отбывают наказание наиболее опасные преступники. Минимальные условия изоляции создаются в колониях-поселениях. Степень изоляции зависит также от возраста и пола осужденных; от их поведения: злостные нарушители режима содержатся на строгих условиях, в помещениях камерного типа, переводятся в тюрьмы; при положительном поведении они переводятся на облегчённые условия, а также в колонии-поселения.

Изоляция осуждённых от общества носит относительный характер. Им предоставляются свидания и телефонные разговоры, выезды за пределы места лишения свободы, переписка и др.

Надзор за осуждёнными имеет задачей предупреждение и пресечение среди них преступлений и иных правонарушений, обеспечение личной безопасности как самих осуждённых, так и персонала этих учреждений. Надзор осуществляется круглосуточно на всех объектах мест лишения свободы, в жилых помещениях, при проведении культурно-массовых мероприятий, на производственных объектах, в местах проведения досуга (библиотеке, клубе и т.д.). Для повышения эффективности надзора за осуждёнными хорошо используются технические средства. Надзор осуществляет служба безопасности исправительного учреждения, на которую возложены проверка наличия осуждённых, выполнение ими распорядка дня, возложенных на них обязанностей, обыск помещений и осуждённых, досмотр их личных вещей, посылок и передач. К надзору за осуждёнными привлекаются сотрудники других служб исправительных учреждений, которые обязаны контролировать соблюдение осуждёнными правил поведения.

Режим признан обеспечить выполнение осуждёнными на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов. Нормы режима создают правовой механизм осуществления осуждёнными своего правового статуса. Они определяют порядок реализации прав на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости (ст.88); проведение свиданий (ст.89); получение посылок, передач и бандеролей (ст.90); телефонных переговоров (ст.92); осуществление выездов за пределы исправительных учреждений (ст.97) и т.д. Персонал исправительных учреждений призван неуклонно выполнять перечисленные правовые предписания.

Режим обеспечивает личную безопасность как осуждённых, так и персонала. В ст.13 УИК закреплено право осуждённых на личную безопасность.[3] Для осуществления этого права нормы режима предусматривают систему правовых и организационных мер. Осуждённый в случае возникновения его личной безопасности может быть переведён в безопасное место или другое исправительное учреждение. Средствами обеспечения личной безопасности кроме режима служит надзор, оперативно-розыскная деятельность, применение мер безопасности и оружия.

Нормы режима обеспечивают раздельное содержание различных категории осуждённых. Материальные нормы о раздельном содержании осуждённых сформулированы в ст.80 УИК. Они направлены на предупреждении приёма в одно исправительное учреждение лиц, которые должны содержаться раздельно, например бывших работников судов и правоохранительных органов, осуждённых, совершивших преступлении в соучастии.

Одновременно режим обеспечивает изменение условий отбывания наказания, которые реализуются в двух формах: путём перевода в другое исправительное учреждение (ст.78) и в пределах одного исправительного учреждения (ст.87). Также в некоторых статьях предусмотрены правила изменений условий содержания в пределах одного вида исправительной колонии.

В узком смысле слова следует считать режимом отбывания наказания - совокупность правил, определяющих конкретный порядок отбывания наказания, установленный уголовно-исполнительным законодательством и обязательных для осужденных. В этих правилах сосредоточен комплекс правоограничений, выражающих уголовно-правовую кару и составляющих содержание режима отбывания наказания.

В широком смысле режим отбывания наказания охватывает всю совокупность материальных и процедурных норм, регламентирующих деятельность администрации учреждений и органов, на которые законом возложено исполнение наказания, обеспечивающих его реализацию, а также совокупность условий и правил отбывания уголовного наказания осуждёнными. Исходя из понимания режима в широком смысле, следует рассматривать его функции, в систему которых входят карательная, воспитательная, обеспечивающая и профилактическая (социального контроля).

Карательная реализуется путём установления системы правоограничений, применяемых к осуждённым в процессе отбывания наказания.

Воспитательная функция режима осуществляется путём реализации кары и применения основных средств исправления. Правила режима вынуждают осуждённого соблюдать установленный порядок отбывания наказания, приучают его к дисциплине. Данную функцию нельзя переоценивать, так как правоограничения, кара, применяемые к осуждённым, создают лишь предпосылки для организации эффективного воспитательного процесса.

Обеспечивающая функция режима реализуется путём создания правовых средств, использование которых даёт возможность привлекать осуждённых к труду, проводить воспитательные мероприятия, общеобразовательное и профессиональное обучение. Правила режима устанавливают порядок привлечения осуждённых к труду и организации их труда, порядок проведения воспитательных мероприятий, организацию работы общеобразовательных школ, профтехучилищ, курсов в местах лишения свободы и т.д. Все эти правила нашли закрепление в различных нормативных актах, принятых Минюстом России самостоятельно или совместно с другими ведомствами.

В отличие от карательной и воспитательной функции, обеспечивающая направлена и на других субъектов, в частности граждан, находящихся на территории и объектах исправительных учреждений, а также территориях прилегающих к ним.[4]

Посредство режима реализуется функция социального контроля, которая осуществляется путём регламентации поведения осуждённых, организации надзора за ними и оценки поведения на основе применения позитивных (мер поощрения) или негативных (мер взыскания) санкций. Чем строже вид наказания, назначенного осуждённого, тем интенсивнее реализуется в режиме социально-контрольная функция. При осуществлении этой функций предупреждается противоправное поведение осуждённых.

Функции режима реализуются комплексно, они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Каждая из них, осуществляясь самостоятельно, создаёт одновременно условия для успешной реализации всей совокупности функций.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: