Загрязнение атмосферного воздуха отработавшими газами автомобилей удобно оценивать по концентрации окиси углерода, мг/м3. Исходными данными для работы служат показатели, собранные во время проведения предыдущей практической работы.
Ход работы:
Формула оценки концентрации углерода (Ксо) используется для расчетов в Киевском и Харьковском автомобильно-дорожных институтах (Бегма и др., 1984; Шаповалов, 1990).
Ксо = (0,5+0,01N х Кт)х Ка х Ку х Кс х Кв х Кп
где 0,5 - фоновое загрязнение атмосферного воздуха не транспортного происхождения, мг/м3;
N - суммарная интенсивность движения автомобилей на городской дороге, автомобилей в час;
Кт - коэффициент токсичности автомобилей по выбросам в атмосферный воздух СО;
Ка - коэффициент, учитывающий аэрацию местности;
Ку - коэффициент, учитывающий изменение загрязнения атмосферного воздуха СО в зависимости от величины продольного уклона;
Кс - коэффициент, учитывающий изменение концентрации углерода в зависимости от скорости ветра;
Кв - коэффициент относительной влажности воздуха;
|
|
Кп - коэффициент увеличения загрязнения атмосферного воздуха СО у пересечений.
Коэффициент токсичности автомобилей определяется как средневзвешенный для потока автомобилей по формуле:
Кт = Рi Кп,
Рi - состав движения в долях единиц.
Значение Кп определяется по таблице 4
Таблица 4
Значение коэффициента Кп ( Алексеев, 1987)
Тип автомобиля | Кп |
Средний грузовой | 2,9 |
Автобус | 3,7 |
Лёгкий грузовой | 2,3 |
Тяжёлый грузовой (дизельный) | 0,2 |
Легковой | 1,0 |
Таблица 5
Значение коэффициента Ка ( Алексеев, 1987)
Тип местности по степени аэрации | Ка |
Транспортные тоннели | 2,7 |
Транспортные галереи | 1,5 |
Магистральные улицы и дороги с многоэтажной застройкой с 2-х сторон | 1,0 |
Жилые улицы с одноэтажной застройкой, улицы и дороги в выемке | 0,6 |
Городские улицы и дороги с одноэтажной застройкой, набережные, эстакады, виадуки, высокие насыпи | 0,4 |
Пешеходные тоннели | 0,3 |
Таблица 6
Значение коэффициента Ку ( Алексеев, 1987)
Продольный уклон | Ку |
0 | 1,00 |
2 | 1,06 |
4 | 1,07 |
6 | 1,18 |
8 | 1,55 |
Таблица 7
Коэффициент изменения концентрации СО в зависимости от скорости ветра Кс (Алексеев, 1987)
Скорость ветра | Кс |
1 | 2,70 |
2 | 2,00 |
3 | 1,50 |
4 | 1,20 |
5 | 1,05 |
6 | 1,00 |
|
|
Таблица 8
Значение коэффициента Кв определяющего изменение концентрации СО в зависимости от относительной влажности воздуха ( Алексеев, 1987)
Относительная влажности, % | Кв |
100 | 1,45 |
90 | 1,30 |
80 | 1,15 |
70 | 1,00 |
60 | 0,85 |
50 | 0,75 |
40 | 0,60 |
Таблица 9
Коэффициент увеличения загрязнения воздуха СО у пересечений
( Алексеев, 1987)
Тип пересечения | Кn |
Регулируемое пересечение: | |
светофорами обычное | 1,8 |
светофорами управляемое | 2,1 |
Саморегулируемое | 2,0 |
Не регулируемое: | |
со снижением скорости | 1,9 |
Кольцевое | 2,2 |
с обязательной остановкой | 3,0 |
Кт =Рi
Рі = 1467 х 100: 23472 = 6,25 %
Ксо = (0,5 + 0,01 х 1467 х 6,25) х 1,0 х 1,06 х 1,20 х 0,85 х 1,8 = 62,28 мг/ м
– за 1 час
За период с 8.00 до 23.00 концентрация окиси углерода составит 996 мг/ м
Расчет коэффициента токсичности автомобилей по выбросам в атмосферный воздух СО
Кт = Рі х Кп
Кт =0,04 х 2,3 = 0, 09
Кт =0,03 х2,9 = 0,09
Кт = 0,01 х 0,2 = 0,02
Кт = 5,6 х3,7 = 20,72
Кт = 13,1 х 1 = 13,1
Расчет коэффициента Ксо по типам автомобилей:
Ксо = (0,5 + 0,01 х 9 х 0,09) х 1 х 1,06 х 1,2 х 0,85 х 1,8 =0,01мг/ м
Ксо = (0,5 + 0,01 х 7 х 0,09) х 1 х 1,06 х 1,2 х 0,85 х 1,8 =0,08 мг/м
Ксо = (0,5 + 0,01 х 3 х 0,02) х 1 х 1, 6 х 1,2 х 0,85 х 1,8 =0,01 мг/м
Ксо = (0,5 + 0,01 х 1318 х 20,72) х 1 х 1 6 х 1,2 х 0,85 х 1,8 =53,24 мг/м
Ксо = (0,5 + 0,01 х 3064 х 13,1) х 1 х 1,06 х 1,2 х 0,85 1,8 =78,21 мг/м
Таблица 10
Тип автомобиля | Концентрация выбросов, мг/м |
Легкий грузовой | 0,01 |
Средний грузовой | 0,08 |
Тяжёлый грузовой | 0,01 |
Автобусы | 53,24 |
Легковые | 78,21 |
Выводы: в результате произведенных расчётов было определено, что на участке улицы Киевская концентрации окиси углерода за 1 час составил 62,28 мг/м , а это превышает ПДК в десять раз. За 16 часов концентрация таких выбросов составит 996 мг/м . Наибольшее количество выбросов окиси углерода приходится на долю легкового транспорта - 78,21 мг/м и на городские автобусы – 53,24 мг/м за три часа.
Таким образом, мои исследования показали, что улица Киевская является улицей с высокой интенсивностью движения и концентрация окиси углерода в выбросах проезжающих по ней автотранспортных средств, превышает ПДК в десять раз.
Количество вредных выбросов на этом участке дороги значительно увеличится в курортный сезон ввиду притока иногороднего транспорта.
Таблица 11
Предельно допустимые концентрации (ПДК) в атмосферном воздухе населенных мест
Вещество | ПДК, мг/м | Класс опасности вещества | |
Максимальная разовая | Средняя суточная | ||
Азота диоксид | 0,085 | 0,04 | 2 |
Серы диоксид | 0,5 | 0,05 | 3 |
Углерода оксид | 5,0 | 3,0 | 4 |
Пыль | 0,5 | 0,15 | 3 |
Аммиак | 0,2 | 0,04 | 4 |
Кислота серная | 0,3 | 0,1 | 2 |
Фенол | 0,01 | 0,003 | 2 |
Ртуть металлическая | - | 0,0003 | 1 |
Сажа | 0,15 | 0,05 | 3 |
1 - чрезвычайно опасные
2 - высокоопасные
3 - умеренноопасные
4 - малоопасные