Оценка влияния загрязнения приземного слоя атмосферы выбросами автотранспортных средств (по концентрации окиси углерода)

Загрязнение атмосферного воздуха отработавшими газами автомобилей удобно оценивать по концентрации окиси углерода, мг/м3. Исходными данными для работы служат показатели, собранные во время проведения предыдущей практической работы.

Ход работы:

Формула оценки концентрации углерода (Ксо) используется для расчетов в Киевском и Харьковском автомобильно-дорожных институтах (Бегма и др., 1984; Шаповалов, 1990).

Ксо = (0,5+0,01N х Кт)х Ка х Ку х Кс х Кв х Кп

где 0,5 - фоновое загрязнение атмосферного воздуха не транспортного происхождения, мг/м3;

N - суммарная интенсивность движения автомобилей на городской дороге, автомобилей в час;

Кт - коэффициент токсичности автомобилей по выбросам в атмосферный воздух СО;

Ка - коэффициент, учитывающий аэрацию местности;

Ку - коэффициент, учитывающий изменение загрязнения атмосферного воздуха СО в зависимости от величины продольного уклона;

Кс - коэффициент, учитывающий изменение концентрации углерода в зависимости от скорости ветра;

Кв - коэффициент относительной влажности воздуха;

Кп - коэффициент увеличения загрязнения атмосферного воздуха СО у пересечений.

Коэффициент токсичности автомобилей определяется как средневзвешенный для потока автомобилей по формуле:

Кт = Рi Кп,

Рi - состав движения в долях единиц.

Значение Кп определяется по таблице 4

                                                                                                                     

Таблица 4

Значение коэффициента Кп ( Алексеев, 1987)

Тип автомобиля                                      Кп
Средний грузовой         2,9
Автобус         3,7
Лёгкий грузовой         2,3
Тяжёлый грузовой (дизельный)         0,2
Легковой         1,0

 

Таблица 5

Значение коэффициента Ка ( Алексеев, 1987)

Тип местности по степени аэрации Ка
Транспортные тоннели 2,7
Транспортные галереи 1,5
Магистральные улицы и дороги с многоэтажной застройкой с 2-х сторон 1,0
Жилые улицы с одноэтажной застройкой, улицы и дороги в выемке 0,6
Городские улицы и дороги с одноэтажной застройкой, набережные, эстакады, виадуки, высокие насыпи 0,4
Пешеходные тоннели 0,3

 

                                                                                                     Таблица 6

Значение коэффициента Ку ( Алексеев, 1987)

Продольный уклон Ку
                   0 1,00
                   2 1,06
                   4 1,07
                   6 1,18
                   8 1,55

 

Таблица 7

Коэффициент изменения концентрации СО в зависимости от скорости ветра Кс (Алексеев, 1987)

Скорость ветра          Кс
           1         2,70
           2         2,00
           3         1,50
           4         1,20
           5         1,05
           6         1,00

 

 

Таблица 8

Значение коэффициента Кв определяющего изменение концентрации СО в зависимости от относительной влажности воздуха ( Алексеев, 1987)

Относительная влажности, %    Кв
                  100   1,45
                   90   1,30
                   80   1,15
                   70   1,00
                   60   0,85
                   50   0,75
                   40   0,60

 

Таблица 9

Коэффициент увеличения загрязнения воздуха СО у пересечений

( Алексеев, 1987)

Тип пересечения   Кn

Регулируемое пересечение:

светофорами обычное   1,8
светофорами управляемое   2,1
Саморегулируемое   2,0

Не регулируемое:

со снижением скорости   1,9
Кольцевое   2,2
с обязательной остановкой   3,0

 

Кт =Рi

Рі = 1467 х 100: 23472 = 6,25 %

Ксо = (0,5 + 0,01 х 1467 х 6,25) х 1,0 х 1,06 х 1,20 х 0,85 х 1,8 = 62,28 мг/ м  

– за 1 час

За период с 8.00 до 23.00 концентрация окиси углерода составит  996 мг/ м

Расчет коэффициента токсичности автомобилей по выбросам в атмосферный воздух СО

Кт = Рі х Кп

Кт =0,04 х 2,3 = 0, 09

Кт =0,03 х2,9 = 0,09

Кт = 0,01 х 0,2 = 0,02

Кт = 5,6 х3,7 = 20,72

Кт = 13,1 х 1 = 13,1

Расчет коэффициента Ксо по типам автомобилей:

Ксо = (0,5 + 0,01 х 9 х 0,09) х 1 х 1,06 х 1,2 х 0,85 х  1,8 =0,01мг/ м

Ксо = (0,5 + 0,01 х 7 х 0,09) х 1 х 1,06 х 1,2 х 0,85 х 1,8 =0,08 мг/м                     

Ксо = (0,5 + 0,01 х 3 х 0,02) х 1 х 1, 6 х 1,2 х 0,85 х 1,8 =0,01 мг/м

Ксо = (0,5 + 0,01 х 1318 х 20,72) х 1 х 1 6 х 1,2 х 0,85 х 1,8 =53,24 мг/м

Ксо = (0,5 + 0,01 х 3064 х 13,1) х 1 х 1,06 х 1,2 х 0,85 1,8 =78,21 мг/м

 

Таблица 10

Тип автомобиля Концентрация выбросов, мг/м
Легкий грузовой 0,01
Средний грузовой 0,08
Тяжёлый грузовой 0,01
Автобусы 53,24
Легковые 78,21

 

Выводы: в результате произведенных расчётов было определено, что  на участке улицы Киевская концентрации окиси углерода за 1 час составил 62,28 мг/м , а это превышает ПДК в десять раз. За 16 часов концентрация таких выбросов составит 996 мг/м . Наибольшее количество выбросов окиси углерода приходится на долю легкового транспорта - 78,21 мг/м  и на городские автобусы – 53,24 мг/м за три часа.

Таким образом, мои исследования показали, что улица Киевская является улицей с высокой интенсивностью движения и концентрация окиси углерода в выбросах проезжающих по ней автотранспортных средств, превышает ПДК в десять раз.

Количество вредных выбросов на этом участке дороги значительно увеличится в курортный сезон ввиду притока иногороднего транспорта.

 

Таблица 11

Предельно допустимые концентрации (ПДК) в атмосферном воздухе населенных мест                                                                                      

Вещество

ПДК, мг/м

Класс опасности вещества

Максимальная разовая Средняя суточная
Азота диоксид 0,085 0,04 2
Серы диоксид 0,5 0,05 3
Углерода оксид 5,0 3,0 4
Пыль 0,5 0,15 3
Аммиак 0,2 0,04 4
Кислота серная 0,3 0,1 2
Фенол 0,01 0,003 2
Ртуть металлическая - 0,0003 1
Сажа 0,15 0,05 3

 

1 - чрезвычайно опасные

2 - высокоопасные

3 - умеренноопасные

4 - малоопасные

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: