Глава 2. Личностные качества психолога

Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень часто бывают тесно взаимосвязаны. Профессия накладывает отпечаток на образ жизни и личность психолога, а личностные особенности отражаются в предпочитаемой сфере и видах психологической деятельности. Более того, на самом деле личность практического психолога является инструментом его работы и порой играет более существенную роль, чем психотерапевтические техники.

Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога.

Какие же личностные качества побуждают людей заниматься психологией? В.М.Бехтереву приписывают фразу: «Психологи – с психинкой, неврологи – с нервинкой». Примеров такого рода хватает: близорукие занимаются зрением, социальные психопаты – нравственной регуляцией поведения, люди, неоднократно состоявшие в браке, изучают психологию брака и семьи, а поэты-неудачники изучают психологию творчества. С одной стороны, кажется, этому есть примеры. Ч.Дальтон открыл явление цветовой слепоты – неразличения красного и зелёного цветов (дальтонизм). В то же время он сам имел этот дефект. З.Фрейд, по воспоминаниям близких ему людей, был сексуальным невротиком. С другой стороны, Ф.Гальтон, занимавшийся проблемой способностей, был гением, а уровень интеллекта «самого» Пиаже был исключительно высок. Выбор той или иной области психологии может быть обусловлен, по мнению В.Н.Дружинина, либо «избытком», либо «недостаточностью» какого-либо «психического качества» у человека. Возможно, чувство дезадаптации, ощущение своей непохожести на других людей и побуждает человека к занятиям психологией. Как было показано А.Адлером, комплекс неполноценности является источником активности во многих сферах человеческого творчества.[1]

Практическая психология требует от психолога гораздо больше профессионально специфических качеств. По данным Н.А.Аминова и М.В.Молоканова, для психолога с практической ориентацией оказались характерными:

- выраженная готовность к контактам;

- общая интеллектуальность;

- умение поддерживать контакты, то есть стрессоустойчивость в процессе общения;

- умение контролировать своё поведение, то есть сохранять эмоциональное самообладание в процессе общения;

- аттракция (привлекательность);

- эмоциональная заразительность;

- эмпатия;

- опора на себя в принятии решения.

Профессионально важные личностные качества практического психолога:

· доброжелательность,

· ответственность,

· оптимизм,

· организованность,

· любознательность,

· наблюдательность,

· настойчивость,

· терпеливость,

· привлекательность,

· общительность,

· внимательность,

· самообладание,

· тактичность,

· чуткость,

· вежливость,

· гуманность,

· отзывчивость,

· объективность,

· интеллигентность,

· динамичность,

· гибкость поведения,

· высокий уровень общего и социального интеллекта,

· рефлексия,

· сензитивность,

· умение слушать,

· креативность,

· умелое владение невербальными средствами общения,

· открытость,

· естественность и искренность в эмоциональных проявлениях,

· устойчивость к стрессам.

 

Большое значение для практического психолога имеют коммуникативные  качества  его  личности: умение  понимать  других  людей  и  психологически  корректно  воздействовать  на  них. Психолог  должен  уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической интуицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привлекательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понимать другого человека. В целом комплекс этих качеств часто называют «талантом общения». Структура «таланта общения» включает в себя 5 блоков качеств личности:

1) способность к полному и правильному восприятию объекта, наблюдательность, быстрая ориентация в ситуации;

2) способность к пониманию внутренних свойств и особенностей объекта, проникновение в его духовный мир, психологическая интуиция, основанные на глубокой общей эрудиции и гуманистической направленности;

3) способность к сопереживанию, эмпатия, сочувствие, доброта и уважение к человеку, готовность помочь;

4) способность к самоанализу, интерес к собственной личности и личности других людей;

5) способность управлять самим собой и процессом общения, умение быть внимательным, умение слушать, тактичность, умение устанавливать контакт, вызвать доверие, обладание чувством юмора.

Важность наличия этих способностей говорит о том, что профессиональная деятельность практического психолога по своей сути является взаимодействием.[1]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: