Данные показатели физического состояния используются в самоконтроле. Дневник самоконтроля важно заполнять регулярно, отражая в нем динамику субъективных (самочувствие, настроение, сон, аппетит, потоотделение, усталость, боль, желание выполнить физическую нагрузку и другие ощущения) и объективных (антропометрических, функциональных) показателей необходимых для экспресс-оценки здоровья (таблица 1). Дневник здоровья может служить средством контроля правильности выбранного образа жизни, режима двигательной деятельности и мероприятий, направленных на коррекцию здоровья.
Самоконтроль на занятиях физической культурой
№ | Показатели | месяц | |||||||||
число | |||||||||||
время | |||||||||||
1 | Самочувствие по субъективным показателям | до | |||||||||
после | |||||||||||
2 | Питание в течение дня | ||||||||||
3 | Сон (колич. Часов) | ||||||||||
4 | Настроение | до | |||||||||
после | |||||||||||
5 | Желание заниматься | ||||||||||
6 | Пульс исходный | ||||||||||
7 | Пульс максимальный | ||||||||||
8 | Пульс после занятия | ||||||||||
9 | Время восстановления ЧСС | ||||||||||
10 | Задержка дыхания на выдохе (сек.) | ||||||||||
11 | Динамометрия кисти, кг | ||||||||||
12 | АД | ||||||||||
13 | Ортостатическая проба на следующий день после занятий (утром)
|
Выводы
Таким образом, существуют объективные и субъективные показатели самоконтроля которые осуществляются в процессе жизнедеятельности, цель которого – оценка влияния на организм любых нагрузок, предъявляемых факторами окружающей среды, и корректировка их в оптимальных для себя пределах.
Преподаватель, тренер и врач должны разъяснять спортсменам значение регулярного самоконтроля для укрепления здоровья, правильного построения учебно-тренировочного процесса и повышения спортивных достижений, рекомендовать пользоваться определенными методами наблюдений, объясняя, как должны изменяться те или иные показатели самонаблюдений (например, сон, пульс, вес) при правильном построении тренировок и в случаях нарушений режима.
Преподаватель и тренер совместно с врачом должны добиваться, чтобы спортсмены правильно понимали изменения различных функций организма под влиянием физических нагрузок. Необходимо предостеречь спортсменов от поспешных выводов при появлении отклонений в показателях самонаблюдений, так как за неправильными выводами может последовать неправильное построение тренировок, а также возможное самовнушение какого-либо заболевания, которого у спортсмена фактически нет. Важно разъяснить спортсменам, что при отклонениях в показателях, выявленных при самоконтроле, необходимо посоветоваться с врачом и преподавателем или тренером, прежде чем принимать какие-либо меры.
|
|
Список использованной литературы
1) Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. — 3-е изд.— М.: Физкультура и спорт, 1987.
2) Бальсевич В.А., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. — Киев.: Здоровья, 1987.
3) Виленсюий М.Я., Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда. — М.: Знание, 1987.
4) Виленский М.Я., Сафин Р.С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей. — М.: Высшая школа, 1989.
5) Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1977.
6) Готовцев П.И., Дубровский В.И. Спортсменам о восстановлении. — М.:
7) Физкультура и спорт, 1981.
8) Гриненко М.Ф., Саноян Г.Г. Труд, здоровье, физическая культура. — М.:
9) Физкультура и спорт, 1974.
10) Гриненко М.Ф., Решетников Г.С. С помощью движений. — М.; Физкультура и спорт, 1984.
11) Залесский М.3. Можно ли подрасти? — М.: Знание, 1987.
12) Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. — М.: Физкультура и спорт, 1979.
13) Зинченко В.П., Леонова А.Б., Стрелков Ю.Н. Психометрика утомления. — М.: Изд-во МГУ, 1977.
14) Иваницкий М.Ф. Анатомия человека. — 2-е изд. — М.: Физкультура и спорт, 1962.
15) Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов. — М.: Высшая школа, 1978.
16) Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка специалис-тов народного хозяйства в высших учебных заведениях: Дисс. докг. псд. наук. — М., 1978.
17) Меерсон Ф.3. Адаптация, стресс и профилактика. — М.: Наука, 1981.
18) Недвецкая Г.Д. Движения великий смысл. — Минск: Полымя, 1987.
19) Нифонтова Л.Н., Павлова Г.В. Физическая культура для людей, занятых малоподвижным трудом. — М.: Советский спорт, 1993.
20) Озолин Н.Г. Путь к успеху. — 2-е изд. — М.: Физкультура и спорт, 1985.
21) Раевский А.Н., Антонов А.В. Производство и психология. — Л.: Судостроение, 1969.
22) Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. — М.: Высшая школа, 1985.
23) Теория и методика физического воспитания. — 2-е изд., Т. 1 — М.: Физкультура и спорт, 1976.
24) Теория спорта / Под ред. В.Н. Платонова. — Киев: Вища школа, 1987.
25) Туманян Г.С., Мартиросов Э.Г. Телосложение и спорт. — М.: Физкультура и спорт, 1976.
26) Фарфель В.С., Коц Я.М. Физиология человека (с основами биохимии). — М.;
27) Физкультура и спорт, 1970.
28) Физическое воспитание: Учебник для студентов высших учебных заведений. — М.: Высшая школа, 1983.
29) Черняховский А. Деловой успех и здоровье. — М.: Финвест, 1992.
30) Шадриков В.Д. Деятельность и способности. — М.: Изд. Корпорация ("Логос"), 1994.