Содержание и организация игровой деятельности младших

Школьников в процессе изучения естествознания

Игры вызывают у школьника живой интерес к предмету, позволяют развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывают познавательную активность. Ценность игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику. Результативность игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам и т.д. Игры, применяемые на уроках естествознания, многогранны и разнообразны. Это требует их классификации. Можно выделить пять основных групп: настольные игры; дидактические игры; подвижные игры; деловые игры; интеллектуальные игры.

1.Настольные игры: ребусы, кроссворды, чайнворды и т.д.

Особенность настольной игры - наличие игрового правила, в котором внутренне заключена игровая задача. Решение игровой задачи делает игру стремящейся к определенному результату. Важнейшей чертой настольной игры является занимательность, поэтому дети с удовольствием принимают в них участие. Настольная игра развивает воображение, сообразительность и наблюдательность. В нем присутствует элемент соревнования (кто быстрее, кто больше назовет, кто правильнее и т.д.). В результате дети учатся быстро и логично рассуждать. В процессе игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие. Настольная игра - одно из средств развития способностей учащихся, расширения их кругозора. Настольные игры проводят как индивидуально, так и в ходе групповой, коллективной работы. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся. В качестве материала для настольных игр используют плотную бумагу, картон, иллюстрации, детские кубики и т.д. Во многих школах настольные игры изготавливают на уроках труда, занятиях кружка [29].

Кроссворды и ребусы, как разновидность настольных игр, могут быть выполнены на школьной доске, листе ватмана или на отдельных карточках, служащих раздаточным материалом. Их можно использовать на интегрированных уроках, обобщающих, проверки знаний. Эти игровые моменты могут быть как одним из этапов урока (например, проверки домашнего задания и др.), так и связующим звеном, своеобразным способом переключения с одного вида деятельности на другой. Тематика различна. Например: а) кроссворды:

Кроссворд 1. «Листопад». Делается такой подбор слов, что при их пересечении можно было прочитать слово другого значения. Задание: Рассмотри рисунки. С каких деревьев и кустарников опали листья? Впиши их названия соответственно цифрам (кроссв.1).

 

Кроссворд 1.

I.       1 Л                
                         
                         
    4     Т                
                         
      6   П                
7         А                
                         

 

Ответы: клен, ива, смородина, лиственница, орешник, липа, дуб.

Кроссворд 2. «Строение растений». Задание: Впишите в кроссворд названия частей растений соответственно цифрам.

По горизонтали: 1. Эта часть растет вниз, находится в почве. 2. Эти части растут на стеблях, при их помощи растения питаются и дышат. 3. Эта часть образуется на стебле, из него развивается плод.

По вертикали: 4. Эта часть образуется из цветка, в нем развиваются семена. 5. Эта часть растет вверх, по нему проходят питательные вещества и вода. 6. Они находятся в плодах, ими растения размножаются.

 

 

Кроссворд 2.

  4   5          
                 
1                
                 
                 
      2   6      
                 
                 
      3          
                 
                 

 

 

 

Кроссворд 3. «Лиственные и хвойные деревья». Задание: Разгадайте кроссворд.  

1.Хвойное дерево - новогодняя гостья. 2.Лиственное дерево - медонос. 3.Хвойное дерево, листья по два в пучке, иногда по пять. Называют деревом здоровья. 4.Хвойное дерево. 5.Лиственное растение, может быть и деревом и кустарником, растет по берегам рек, называют «плакучая». 6.Лиственное дерево, ствол которого имеет белую кору. 7.Лиственное дерево, листья из пяти лопастей, похожих на раскрытую ладошку, из древесины изготавливают музыкальные инструменты. 8.Лиственное дерево - пионер, первым заселяет свободные открытые пространства. 9.Лиственное дерево, имеет плоды, которые висят целыми гроздьями. Плоды красного цвета, ими зимой питаются дрозды, снегири. 10.Лиственное дерево, растет в скверах, парках. Имеет съедобные плоды. 11.Лиственное дерево, зацветает весной до распускания листьев. Осенью листья, вплоть до опадения, остаются зелеными.

Ответы: ель, липа, сосна, пихта, ива, береза, клен, осина, рябина, каштан, ольха.

 

Кроссворд 3.

      1 Е 1        
      2 Л          
    3 С            
  4 П              
      5 И          
      6 Б          
  7 К              
  8 О              
               
К              
               

 

б). Ребус - это игра, в которой зашифрованы слова, фраза или целые высказывания. Чтобы составить и прочитать ребус, нужно знать определенные правила. Учить детей разгадывать ребус надо от простого к сложному, объясняя правила разгадывания.

Дети очень любят разгадывать ребусы и кроссворды. Так, на одном из занятий, ученикам можно предложить угадать, какие слова зашифрованы в этом ребусе: ВОЛК (ВОЛ, КОЛ); КОЛОС (СОКОЛ, КОЛ, СОК)

в). Чайнворд - образует цепочку наименований предметов, растений или животных, которые зашифрованы начальными буквами или цифрами с вопросами к ним. Бывают случаи, когда кроссворд составлен в чайнворде.

II.Дидактические игры природоведческого содержания.

Важным средством активизации познавательной деятельности младших школьников, развития их самостоятельности и мышления являются дидактические игры. Эти игры проводятся во время прогулок, экскурсий и на уроке для обобщения знаний о конкретных объектах и явлениях природы, формирования конкретных элементарных понятий о природе [28].

Проведение дидактической игры имеет некоторые особенности. Прежде всего это касается темпа игры. Замедленный или излишне быстрый темп снижает интерес к игре, быстрый утомляет детей.

а). Словесная дидактическая игра, сопровождаемая подачей мяча от учителя к ребенку, очень нравится детям. Учитель, бросая мяч, задает вопрос, у ребенка должен быть готов ответ на поставленный вопрос. Он должен быть кратким, что ускоряет темп, сокращает ожидание детей, желающих принять участие в игре. Напряженная умственная деятельность, произвольность внимания быстро утомляют детей. Поэтому длительность словесных дидактических игр должна быть 8-10 минут, но и в это время необходимы паузы, которые снимают у детей умственное напряжение. Начинать проводить игры лучше с небольшой группы детей. По мере усвоения содержания и правил игры количество играющих увеличивается. При проведении словесных игр дети стоят полукругом, учитель напротив них. Перед проведением игры учитель объясняет правила: отвечает тот, кому брошен мяч, нужно ответить и одновременно бросить мяч обратно, нельзя ронять и задерживать мяч.

б). Топографический диктант. Под диктовку учителя учащиеся в тетради, а одни из них на классной доске вычерчивают план пути (текст составляет учитель, используя изученные условные знаки плана).

в). Топографическое письмо. По заданию учителя учащиеся записывают составленный ими сообща текст, в котором характеризуют разные участки окружающей местности, и вместо объектов (болото, овраг и т.д.) в соответствующих местах письма рисуют условные топографические знаки.

г). Определение природных зон по иллюстрациям. По заданию учителя учащиеся подбирают иллюстрации, открытки по природным зонам, кратко характеризуют растительный и животный мир.

Описание читают на уроке и определяют, какая это природная зона.

III. Подвижные игры.

Современная практика обучения и воспитания детей младшего школьного возраста располагает довольно разнообразным игровым материалом, заполняющим досуг детей и направленным на переключение ребенка от одного вида деятельности к другому. Однако учителя ощущают нехватку методического материала по подвижным играм. Проведение подвижных речевых игр не требует специальной подготовки. Их можно проводить как в закрытом помещении, так и на открытой площадке.

а) Перед разучиванием игры педагог прочитывает детям стихотворение, объясняет значение некоторых слов. Игры не требуют сложного оформления. Можно использовать лишь детали костюмов.

б). Сюжетная игра. Учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. Например, диалог от имени животных и растений. Такие диалоги можно легко найти в книгах В. Бианки, Е. Чарушина. Сюжетная игра не занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Форма игры может быть массовой. Например, при изучении темы «Полезные ископаемые», учащиеся выступают в роли геологов, которые путешествуют по родному краю и открывают различные полезные ископаемые. Нужно назвать их свойства, применение, условный знак, показать на карте месторождение данного полезного ископаемого.

в). Можно использовать игры экологического характера, когда дети выступают в роли экологов, директоров предприятий, решающих экологические проблемы.

Такие игры способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют установить взаимосвязи в природе. Активизация учащихся достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей.

IV. Деловые игры.

На уроках естествознания можно использовать деловую игру. Примером таких являются игры-путешествия. Они, как и сюжетные игры, способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи в природе. Активизация учащихся так же достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей, их устными сообщениями, переживаниями.

Например, при изучении и знакомстве с крупными реками России учащимся можно предложить такие ситуации: 1) Один из вас капитан, другой - штурман. Надо выбрать маршрут плавания по Волге, поставить цель экспедиции, рассказать о природе тех мест, где вы побывали.

После изучения темы «Природные зоны» можно предложить следующую ситуацию, для повторения изученного ранее: 2) Вы едете в оленьей упряжке по тундре. Опишите ваши наблюдения.

1). Представьте, что вы во время сбора грибов в лесной полосе заблудились. Однако помните, что надо идти на север. Компаса у вас нет, небо покрыто облаками. На пути вы встретили муравейник. Не подскажет ли он, как найти направление на север.

Деловая игра развивает у детей фантазию, но фантазию реальную, основанную на приобретенных знаниях, учит рассуждать, сравнивать, доказывать, рассказывать.

V. Интеллектуальные игры.

Еще большую активность у учащихся можно наблюдать при использовании интеллектуальных игр, которые по своему механизму требуют от учащихся активной познавательной деятельности. Классические примеры таких игр широко известны: шашки, шахматы и т.д. К этой категории относятся и так называемые задачи «на сообразительность» - шарады, головоломки, вызывающие большой интерес. Интерес определяется исключительно потребностью человеческого ума в упражнении. Интерес игры обычно заключает в себе проблему, этим и объясняется их привлекательность для учащихся. К ним можно отнести широко известные задачи-загадки.

Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку - как творческую задачу. Целенаправленное развитие интеллектуальных способностей детей к творчеству предлагает знание педагогом механизмов построения загадок, поскольку характер умственных операций, которые предстоит совершить отгадывающему, определяется типом построения логической задачи, способом шифровки загадочного предмета, явления в ней.

1) З агадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления признаков.

Я из крошки-бочки вылез, корешки пустил и вырос, стал высок я и могуч, не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок - ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

2) Загадки, где описание предлагает краткую характеристику предмета или явления.

Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

На спинке иголки длинные и колкие, а свернется он в клубок, Нет ни головы, ни ног. (Еж)

3) В описании загадки использованы метафоры.

Много рук, а нога одна. (Дерево)

Он по-рабочему одет - удобно, просто, ловко. На нем малиновый берет и пестрая спецовка. (Дятел)

4) Шарады - задачи, в которых нужно разгадать задуманное слово, состоящее из нескольких частей. Каждая часть является самостоятельным словом. Для отгадывания шарады сначала даются признаки отдельных слов, частей, а потом дается слово, объединенное в одно целое, которое нужно отгадать. Шарада всегда отгадывается по частям, это облегчает отгадывание в целом.

Кто играл в горелки летом, да еще «горел» при этом, называл он раз-другой слог и первый и второй. Если дождь тебя застанет, по спине забарабанит, чтоб насквозь ты не промок, раскрываешь третий слог. Ты о целом слышал в школе и видал, конечно, в поле, там, где линия земли с небом сходится вдали. (Горизонт)

5) Метаграммы - задачи, основанные на последовательном изменении в слове одной или нескольких букв. Это наиболее легкий вид загадок, так как достаточно по приводящим признакам отгадать слово с одной из указанных букв, чтобы легко определить и все остальные слова.

6) Л огогриф - род загадки, в которой задуманное слово получает различное значение от перестановки или выбрасывания букв.

Я - синоним к слову бык и известен всем, но прибавь мне букву к, и я козляток съем. (Вол - волк)

Я глубока и полноводна, и вся страна гордится мной. А впереди ты И прибавишь - и стану птицей я лесной. (Волга - иволга).

7). Рассказ-загадка - в данном случае о природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы.

На зеленом лугу они прыгают и веселятся. Оттолкнутся пружинистыми ножками и падают. Хоть куда упади - не страшно: везде листики, травинки - мягкие перинки. Прыгают как акробаты: прыг-скок, прыг-скок. Сто былинок - сто перинок, всякая травинка мягче, чем перинка: прыг-скок, прыг-скок. (Кузнечики).

Живут они на болотах, в старых прудах, по берегам лесных рек. Они не строят себе домик: лето проводят в воде и на кочках, а на зиму глубоко зарываются в ил. (Лягушки).

Давая детям такие загадки, учитель ставит их в ситуацию, когда они должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнения, аналогию рассмотрения явлений с разных сторон, поиск путей решения и др.). Это стимулирует развитие самостоятельного мышления, гибкости ума. Пробные игры требуют употребления различных лексикограмматических структур, следовательно, они развивают речь детей и совершенствуют умение рассказывать четко и образно. Разрешение какой-то определенной задачи в игре связано с умственным напряжением, с преодолением трудностей, что приучает ребенка к умственному труду. Одновременно развивается логическое мышление. В игре дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам; упражнять память, внимание; проявлять сообразительность, находчивость, а главное - обретают вкус к учебной деятельности.

 

 

Заключение

Исследование проблемы использования игр на уроках природоведения показало, что игры можно рассматривать как средство реализации занимательности в обучении. В истории становления и развития начального естественнонаучного образования проблема занимательности обучения прошла своеобразную эволюцию от введения в учебники ярких картинок, живых интересных описаний объектов природы до разработки и включения в учебный процесс целого комплекса занимательных материалов, в том числе и игр. К настоящему времени игра получила серьезное психологическое и дидактическое обоснование как важный вид деятельности ребенка, способствующий развитию его личностных качеств и выполняющая важную функцию постепенного перехода ребенка от игры к учебной деятельности.

Однако в практике обучения природоведению нет системы применения игр. Преимущественно, игровые материалы учителя составляют сами или подбирают из разных источников. Недостаточно разработана и методика использования игр на уроках.

Игры легко включаются в уже разработанную методику преподавания природоведения. Они вводят ребенка в мир человеческих действий и отношений, тем самым закрепляя нормы общения в коллективе, способствуют развитию личности, основ ее теоретического мышления, творчества как основы личности младшего школьника; обогащают знания; формируют необходимые умения.

Многоплановые игры обучающего и воспитательного характера позволяют сделать более эффективным процесс обучения, воспитания и развития младших школьников.

Высказанные выше положения являются результатом анализа нашего опытно-экспериментального обучения. Таким образом, подтвердилась гипотеза, высказанная в начале нашего исследования.

 

Библиография

1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальных классах. - М., 2001

2. Антология педагогической мысли России второй половины XIX века. М., 1990. 608 с.

3. Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети!»: Пособие для учит. - 2-е изд., М.: «Просвещение», 1988.

4. Бахарева А.С. Игра на уроках природоведения: Метод. пособие. - Шадринск: изд. Шадринского пединститута, 1996, с.27.

5. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей: Попул. пособие для родителей и педагогов. - Ярославль «Академия развития», 1998.

6. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - Л., 1974.

7. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методиче5ские рекомендации. М.,2004.

8. Волина В., Маклаков К. Естествознание. - АРД Екатеринбург, 1998

9. Волина В. Занимательное азбуковедение. - М.: Просвещение, 1991

10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - Союз Санкт-Петербург, 1997

11. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. - Вопросы к психологии, №6 1966

12. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня /Под общ. ред. Н.Л. Селивановой. — М.: Пед. об-во России, 1998 г.—336 с.

13. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986

14. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка. Избр. псих. труды в 2-х томах. - М., 1986

15. Игра как средство обучения младших школьников: Метод. пособие. - Новокузнецк: изд. НПК, 1998

16. Игры и загадки на уроках природоведения: Метод. пособие. - С.-Пб., 1995

17. Игры - обучение, тренинг, досуг / под ред. В.В. Петрусинского. - М.: Новая школа, 1994

18. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальной школе: Попул. пособие для родит. и педагогов. - Ярославль «Академия развития», 1997

19. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М.: Просвещение, 1988

20. Колягин Ю.М., Авдеева Т.К. Еще раз о занимательности в обучении младших школьников. «Начальная школа», №9-10 1992

21. Коменский А.Я. Великая дидактика. Прилож. к ж. «Начальная школа», 1975, с.108

22. Крупская Н.К. Педагогические соч. - М., 1959, т.3.

23. Макаренко А.С. Собр. соч. в 7 томах. - М., изд. АПНРСФСР, 1983.

24. Мифтакова Л.Н. Игры и игровые задачи на уроках природоведения. «Начальная школа», №9 1994

25. Немов Р.С. Психология в 3-х т. - кн. 2. - 2-е изд., М.: Просвещение «Владос», 1995

26. Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч.: в 2-х т. - М., Педагогика, 1981.

27. Сапронова Д.Д. Использование занимательных материалов на уроке природоведение. - «Начальная школа», №7-8 1994

28. Смекалка для малышей. Занимат. задачи, загадки, ребусы, головоломки. Пособие для нач. школы. - М., Омега, 1994

29. Смирнова О.М. Дифференцированный подход в обучении природоведению. Метод. рекомендации в помощь учителю нач. школы. - М., Новая школа, 1997

30. Стрижев А.Н. Календарь русской природы. - М., 1981

31. Сухомлинский В.А. Сухомлинский о воспитании. - М., 1989

32. Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11 т. - М.-Л., 1948-1952, т.5 Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: