Управление природопользованием

   Природопользование представляет собой рациональное потребление природных ресурсов с их последующим возмещением и восстановлением. Пред всеми странами стоят колоссальные задачи по оздоровлению и охране флоры, фауны, разработке мер борьбы с деградацией почвы, защите озонового слоя атмосферы, сокращению выбросов в море и сжиганию ядовитых твердых и жидких отходов.

  Научные исследования последних десятилетий и накопленный мировой опыт свидетельствуют о том, что самым первым шагом к достижению равновесия между нагрузкой общественных структур и природным базисом является курс на установление все более и более жестких форм хозяйственного использования природных ресурсов, который нашел свое отражение в разработке национальных и региональных экологических программ. Здесь накоплен большой мировой опыт, в котором мы выступаем в роли учеников.

Механизм природопользования включен в общую проблематику глобалистики и реализуется на началах таких идей, как:

- приоритет общечеловеческих ценностей;

- необходимость глобального мышления;

- важность стратегического планирования;

- необходимость развития целостного подхода к проблемам и понимание их взаимосвязи с мировым.

Данные проблемы стали отправными для деятельности Совета Безопасности ООН по окружающей среде и ряда центров по разработке чистых технологий, которые закрепляют новое отношение человека к природе. Постепенно утверждается концепция ограниченной ответственности человека за сохранение природы. Можно выделить следующие подходы к их решению:

1. национальный, т. е. стремление решать задачи в рамках данной государственной системы;

2. интернациональный, т. е. формирование системы международных органов, решающих все более широкий круг проблем, выработка согласованных рекомендаций и решений.

На национальном уровне главными направлениями деятельности для гармонизации человека и природы могут считаться следующие:

реорганизация налоговой системы таким образом, чтобы стимулировать сохранение либо восстановление природной среды;

финансирование разработки и освоения энерго- и ресурсосберегающих технологий;

нормирование загрязнений (разработка экологических стандартов);

экологическая экспертиза;

планирование сферы природопользования, выбор оптимального варианта использования ресурсов;

создание природных фондов.

    Для стран СНГ выход на новый уровень управления природопользованием должен решить задачу последовательного снижения нагрузки на природные системы, повышения устойчивости природных систем. Поэтом эколого-экономическая программа включает в первую очередь определение экологической емкости территории и реальных возможностей (технических и экономических) и границ допустимых суммарных нагрузок применительно к локальным зонам.

Финансовые ресурсы экологического назначения формируются из централизованных источников и за счет средств предприятий-природопользователей. На последних создаются целевые фонды охраны и воспроизводства природных ресурсов, которые целесообразно преобразовывать в экологические банки.

Экологические фонды предприятий образуются за счет амортизационных отчислений на природоохранные объекты. В них должна направляться и часть балансовой прибыли предприятия, если без этого они не в состоянии поддерживать установленные лимиты воздействия на природную среду.

Средства территориальных экологических фондов образуются за счет платежей за загрязнение и расход природных ресурсов. Они расходуются на оплату услуг по улучшению экологической обстановки и на воспроизводство природных ресурсов.

Под контролем местных природоохранных органов может осуществлять-ся торговля лимитами на вредные воздействия на окружающую среду предприятий. Ведущим экономическим регулятором в системе государственного управления природопользованием являются платежи за природные ресурсы. Они регулируют интенсивность использования природных ресурсов их владельцами и обеспечивают накопление средств на их воспроизводство.

 В теории экономического регулирования рыночных процессов известна система экономических налогов на загрязнение. Плата за нормативно допустимое загрязнение учитывается в составе издержек продукции и поступает в экологические фонды. Если же предприятие превышает нормативно допустимое загрязнение, то штрафные платежи выплачивается в местный фонд охраны природы из прибыли предприятия.

Для рационального использования экономических льгот и санкций в системе управления природопользованием необходимо создание системы экологического страхования, обеспечивающей усиление экологической ответственности и за счет формирования внебюджетных страховых фондов. Без этих фондов быстрая и полная компенсация экономических ущербов виновниками невозможна. Если же ущерб компенсируется только государством, то это приводит к снижению жизненного уровня всего населения. Основным источником формирования внебюджетных страховых экологических фондов являются страховые взносы предприятий, которые учитываются в издержках производства.

Сочетание указанных мер будет способствовать сохранению экологической безопасности.

    

 

2.4 Проблема продовольствия и пути ее разрешения.

 

Обращаясь к проблемам продовольствия, заметим, что вопросы нехватки продовольствия волнуют ученых давно. Так, английский экономист Томас Мальтус (1766-1834) вынудил идею существования сурового «закона народонаселения». Согласно ему, неразумно бурный рост численности людей значительно обгоняет возможности увеличения средств для их жизни, что и вызывает массовую бедность. Такое положение «противоречит намерениям Творца», и потому «высшие силы» по-своему ограничивают число землян (эпидемиями болезней, голодом, бездетностью, войнами).

Человек приходит в уже занятый мир, рассуждает Мальтус. И если его не могут прокормить давшие ему жизнь родители, а общество не нуждается в его труде, то он на земле лишний: «На великом жизненном пиру для него нет места. Природа повелевает ему удалиться и не замедлит сама привести свой приговор в исполнение». Из подобных идей позднее сложилось целое теоретическое направление – мальтузианство, у которого есть и свои защитники, и оппоненты. Однако, как бы то ни было, продовольственная проблема в глобальных масштабах и весьма остро существует и по сей день.

 

 

 

 


Проявления

                                                                                                     Пути решения

 

                                                            

- малопродуктивность

производства

- острая нехватка

продуктов питания

- недоедание и голод людей      

- неполноценность питания                                                                                                                   

                                                                        - осуществление «зеленой

                                                   революции»                           

            - расширение добычи продуктов                                        Мирового океана

- баланс между ростом населения

 и возможностями производства

                                                                       - помощь мирового сообщества.

Среди основных проявлений мировых проблем с продовольствием низкая продуктивность сельскохозяйственного производства во многих развивающихся странах, острая нехватка там продуктов питания, недоедание и голод, наконец, несбалансированность и неполноценность их питания. Причем такая продовольственная необеспеченность слаборазвитых государств органически вытекает из их двух главных бед: экономической отсталости и перенаселенности в результате «демографического взрыва».

Дело в том, что современная высокоэффективная мировая индустрия продовольствия в целом способна прокормить все нынешнее население Земли. Но она сосредоточена в развитых странах, где к тому же и население стабильно или растет умеренно. В странах же развивающихся, как уже отмечалось, и производство малопродуктивно, и перенаселенность угрожающе увеличивается. В результате одна часть человечества озабочена перепроизводством продуктов и проблемами ожирения, а другая страдает от недоедания и голода.

О масштабах диспропорции в обеспеченности продовольствием можно судить по таким данным ООН: если богатейшая 20-процентная часть населения планеты потребляет 45% мирового объема мяса и рыбы, то беднейшие 20% человечества – только 5%.

Между тем, по утверждениям вегетарианцев, «мясной акцент» в питании человека порочен не только с точки зрения здоровья людей, но и в плане природоресурсных затрат: для пастбищ веками вырубаются лесные массивы, мясопроизводство требует огромных объемов воды, громадная часть злаковых культур скармливается «мясным» животным. Подсчитано, что если бы обработанная почва использовалась только под растениеводство, то можно было бы прокормить более 20 млрд. человек. Получается, что проблема голода во многом искусственна и порождена нерациональным поведением человечества.

  Что касается основных путей решения глобальной продовольственной проблемы, то их можно свести к четырем направлениям:

      - развитие и повышение эффективности производства продовольствия, прежде всего в самих слаборазвитых странах;

      - расширение производства и добычи продуктов питания в Мировом океане;

      - ограничение роста численности населения отсталых стран в соответствии с возможностями их производства;

      - помощь мирового сообщества отсталым странам в решении этих задач.

Тут надо заметить, что в основе аграрного успеха передовых продовольственных держав лежит так называемая зеленая революция – процесс мощного подъема сельскохозяйственного производства путем его комплексной механизации, автоматизации, широкого применения химических и иных средств защиты растений и животных, стимуляторов роста, внедрения высокопродуктивных их видов, био- и других новейших технологий.

Нехватка продовольствия на планете приобретает все большую остроту. Чтобы человечество могло прокормить себя, надо устроить производство продуктов питания. По мнению экспертов в области сельского хозяйства, при данном уровне развития науки и производства это нереально. Необходимо мощное развитие биотехнологий.

Исходя из уровня обеспеченности продовольствием, в мире можно выделить четыре специфические зоны.

Первая зона – индустриальные зоны капиталистического мира: Западная и Северная Европа, Северная Америка и Япония. Это регионы избытка высококачественного продовольствия.

Вторая зона – это районы Юга Европы и передней Азии, в том числе Греция, Португалия, Турция, а также большинство стран Латинской Америки, страны АСЕАН, в которых уровень продовольственной обеспеченности приближен к норме, установленной ВОЗ ООН.

Третья зона – страны Восточной Европы и бывшего СССР, а также Индия, Египет, Индонезия, где, по оценкам ВОЗ ООН, отклонения продовольствен-ного обеспечения от нормы находятся на «допустимом» уровне.

Четвертая зона – это развивающие страны, где большинство населения испытывает не только тяжесть продовольственного кризиса, но и простого голод.

Реальные возможности восточноевропейских стран и нашей страны таковы, что они могли бы полностью обеспечивать себя высококачественным продовольствием, и даже экспортировать его.

Большой потенциал имеет бывший СССР: обширнейшие территории, различные климатические зоны для возделывания большинства видов земледельческих культур и ведения эффективного животноводства.

В развивающихся странах проблема продовольствия обостряется в связи с быстрым ростом населения. Ее решение тесно связано с преодолением экономической и научно-технической отсталости этих стран. Для большинства из них именно сельское хозяйство, являясь ведущей отраслью экономики, представляет собой наиболее слабое развитое звено экономической структуры. Отсталые формы землевладения и землепользования, примитивные агротехнические методы не могут обеспечить должный уровень производительности труда, достаточный хотя бы для того, чтобы прокормить себя и свою семью.

Общая численность людей во всем мире, страдающих от острого голода, все увеличивается и к концу ХХ века достигла около 1 млрд. чел. Это явление носит постоянный и массовый характер.

  Решить проблему нехватки продовольствия и голода можно только путем крупных социальных преобразований, прежде всего, проведением демократической земельной реформы. Суть земельной реформы в развивающихся странах заключается в необходимости перераспределения посевных площадей в пользу малоимущих, малоземельных от теперешних собственников: латифундистов, племенных вождей, крупных агропромышленных компаний и т.п., которые часто незаинтересованы во введение этих земель в сельскохозяйственный оборот.

Глобальная продовольственная проблема становится все более сложной и многогранной. Поэтому координирование международных действий требуется как для ликвидации голода, так и для стабилизации аграрных рынков в связи с перепроизводством продовольствия в ведущих странах-экспортерах.

    

 

 

3. Проблемы НТП и проблемы образования в мире.

  НТР оказывает сложное и противоречивое влияние на глобальные процессы в современных условиях. С одной стороны, НТР и НТП непосредственно связаны с социально-экономическим прогрессом. С другой – нарастающий и углубляются противоречия, в том числе экономические.

Важный аспект НТП – его циклический, неравномерный характер, усиливающий социально-экономические проблемы в разных странах и делающим их общими. Возникают периоды, когда ухудшение общеэкономических условий воспроизводства (например, удорожание энергоресурсов) замедляет или откладывает получение экономического эффекта научно-технического развития, переключает его на задачи компенсации возникающих структурных ограничений, обостряя тем самым социальные проблемы. Возрастает неравномерность экономического развития, усиливается международная конкуренция, что приводит к обострению внешнеэкономических противоречий. Его следствиями стали рост протекционизма, торговые и валютные войны в отношениях между развитыми странами.

Важным аспектом глобальных проблем, связанных с НТП, является проблема образования. Однако без колоссальных изменений, которые произошедших в сфере образования, невозможны были бы ни НТП, ни огромные достижения в развитии мировой экономики, ни те демократические процессы, в которые вовлекается все большее число стран и народов мира.

Несмотря на успехи в науке, культуре в отдельных странах, мир целиком, по существу, оставался неграмотным, и подавляющее большинство его населения не умело ни читать, ни писать. Только в ХХ в. во всем мире было предпринято мощное наступление на неграмотность в целях ее ликвидации.

В наше время образование превратилось в одну из важнейших сторон человеческой деятельности. Сегодня оно охватывает буквально все общество, а расходы на него постоянно возрастают.

Проблемой для слаборазвитых стран остается «утечка мозгов», когда наиболее квалифицированные кадры стремятся найти работу за рубежом. Причиной является то, что подготовка кадров не всегда соответствует реальным возможностям их использования в конкретных социально-экономических условиях. Так как образование связано с определенной социально-культурной сферой, то его проблемы вступают в сложнейшее взаимодействие с общечеловеческими проблемами, такими, как экономическая отсталость, рост населения, безопасность проживания и т.д. Кроме того, образование само требует постоянного совершенствования и реформирования, т.е., во-первых, улучшения его качества, которое ухудшилось в связи с его быстрым развитием; во-вторых, решения проблем его эффективности, которая зависит от конкретных экономических условий; в-третьих, удовлетворения потребности в нормативных знаниях, что связано с постоянным образованием взрослых, а значит, и разработкой концепции непрерывного образования, которое бы сопровождало человека на протяжении всей жизни. Вот почему во всем мире, особенно в развитых странах, стремительно растет объем услуг по повышению квалификации и уровня образования взрослых.

Общей для всего мира проблемой образования является необходимость его гуманитаризации с тем, чтобы чисто технотронные идеи не превалировали над общечеловеческими. Образование влияет не только на усвоение передовых технологий и принятие эффективных решений, но и на образование жизни, формирует систему ценностных ориентаций.

В мировой науке и практике сложились разные подходы к анализу глобальных проблем: технологический и социально-этический. Оба они оказывают влияние на проводимые разработки и хозяйственную политику.

 

ость слаборазвитых стран_________________________________________________________

 

4. Взаимозависимый характер решения глобальных проблем.

 Глобальные проблемы развития человечества не обособлены друг от друга, а действуют в единстве и во взаимосвязи, что требует кардинально новых, концептуальных подходов к их решению. На пути решения глобальных проблем возникает ряд преград. Предпринимаемые меры для их решения часто блокируются экономической и политической гонкой вооружений, региональными, политическими и военными конфликтами. Глобализации в ряде случаев замедляется недостатком ресурсного обеспечения намечаемых программ. Отдельные глобальные проблемы порождены противоречиями, заключенными в социально-экономических условиях жизни народов мира.

Необходимые предпосылки и возможности подлинно гуманистического разрешения противоречий глобального характера создаются мировым сообществом. Глобальные проблемы должны решаться на путях развития сотрудничества между всеми государствами, образующими систему всемирного хозяйства.

Глобализация экономики консолидируется с ее устойчивым развитием. В настоящее время теоретиков, государственных деятелей, политиков в большей степени занимают не проблемы темпов роста, а проблемы устойчивого развития экономики, ибо стабильность обеспечивает гарантию экономического прогресса общества.

Глобализация или устойчивое развитие не являются чем-то принципиально новым в истории общества, наоборот, то и другое является одним из самых древних принципов природы, которым человек должен следовать в силу развития заложенных в нем самой природой закономерностей, состоящих в соблюдении симметрии явлений природы.

Проблемы глобализации занимали еще древних греков, причем они рассматривали ее самых что ни есть гигантских масштабах: Земля, Космос, Вселенная, Универсум трактовались ими как звенья единого целого единой системы. Последующие научные исследования показали глобальность происходящих на Земле процессов и явлений, их взаимосвязь. Была выявлена глобальность заселения Земли бактериями, распространения на земном шаре растений, насекомых, млекопитающих, распространения болезней, глобально, например, вымирание на Земле целых видов животных (мамонтов, ящуров т. д.). Биосфера Земли – глобальное явление, образованное связью процессов, происходящих в живой и неживой природе. Но наиболее наглядно процесс глобализации проявляется в растении человека по всему земному шару и его попытка колонизации других миров и планет Солнечной системы. Свой путь устойчивого развития он ищет очень давно – с тех самых пор, как стена мрака вокруг костра отгородила его от всей остальной природы. Сила человека оказалась в его сознании, в его способности созерцать, творить и создать. Именно в создании человека объединилась способность разъединения, распределения окружающего мира на отдельные понятия, вещи, явления и способность нового объединения, неприродного синтеза результатов. Но и бесконечная целостность природы, ее гармония были унаследованы психическим миром человека в виде проявления духа как стремления к гармонии человека с собой, с другими людьми и с миром. Эти способности к бесконечной комбинатике отношений, помножены на бесконечное разнообразие индивидуальностей, дали начало формированию мира – мира человека. Благодаря способности к творчеству, создавая нечто качественное новое, то, чего не существует в природе, человек смог оторваться от диктата отношений, навязываемых ему окружающей природой, и стал формировать эти отношения самостоятельно. Новые отношения породили и новый этап эволюции – социальную эволюцию человека и человеческих обществ. Социальная эволюция выработала свои устойчивые стереотипы, каковыми явились государство, институты рыночных отношений, информация с ее возможностью передачи знаний последующим поколениям. Причем эти социальные отношения приобрели глобальное распространение.

Информация усилила процесс глобализации, но сказалась на ней неоднозначно, ибо изначально приняла двухполюсный характер, быстрое распространение сведений об экономике и социальной сфере способствовало процессу науки, техники, технологий, развитию культуры, просвещения, образования и в этом смысле глобализация способствовала прогрессу человечества, установлению его более тесных и одновременно разумных связей с природой, с Космосом. Одновременно развитие глобального характера информации привело к формированию «чистой» информации, отражающей идеальный вариант развития экономики и социальной сферы, причем этот идеальный вид имеет в своей основе американо0европейскую модель цивилизации. Следствием явилось то, что в экономике социальной сфере все чаще стали проявляться кризисные явления и процессы, развития на этой базе экологический кризис. Старое, традиционное хозяйство, не приспособленное к новым сверхоперативным реакциям, неизбежно оказывается в тисках острых противоречий и противостояний. Капитал стремился застраховать себя от негативных последствий собственной активности и поэтому принимает участие в экологических проектах. Но чаще он просто перемещается в другие сферы экономики или в иные страны, где напряжение экологического кризиса не столь ощутимо. Поэтому в экономической литературе все чаще ставится вопрос о том, возможно ли и если «да», то как пройти в будущее глобальное общество с наименьшими потерями, можно ли это осуществить с помощью самоорганизации рыночных отношений или здесь нужно государственное регулирующее начало. Но в последнем случае надо исходить из того, что в условиях глобализации границы национальных государств оказываются все более зыбкими и не отвечают быстро нарастающим экономическим, социальным, нравственно-этическим и другим связям между людьми.




Заключение.

 

   Конец ХХ в. привел к широкому переосмыслению путей общественного развития. Концепция экономического роста, которая подходит к анализу материального производства с чисто экономической точки зрения, была применима, пока природные ресурсы казались неисчерпаемыми в силу ограниченного воздействия производственной деятельности человека. В настоящее время общество приходит к пониманию того, что экономическая деятельность является лишь частью общечеловеческой деятельности и экономическое развитие должно рассматриваться в рамках более широкой концепции общественного развития. Действительно, все более важное значение приобретают проблемы природной среды и ее воспроизводства, религиозные, моральные, философские ценности, проблемы безопасности и мира и др.

В сегодняшнем мире неуклонно расширяется потребление природных ресурсов. Растут также отходы производства и потребления. Увеличиваются затраты на борьбу с загрязнением окружающей среды. В итоге общество должно постоянно увеличивать ту долю национального дохода, которая компенсирует затраты на извлечение природных ресурсов и охрану среды обитания человека. Это вызывает ограничение темпов экономического роста и ухудшает качество жизни населения.

В современных условиях потребление природных ресурсов продолжает расти. Существует два альтернативных пути развития мирового хозяйства: продолжение увеличения разведки и добычи полезных ископаемых и ресурсосбережение.

Основная часть природных богатств сосредоточена в развивающихся странах. Главная «болезнь» экономик этих стран – ориентация на экспорт сырья при замораживании развития обрабатывающих отраслей. В тоже время дефицит природных ресурсов в развитых странах Запада обуславливает направленность основных потоков международной торговли природными ресурсами из развивающихся стран (добывающих) в развитые (потребляющие).

Экологическая проблема – одна из глобальных проблем современности. Она тесно связана с вопросами ресурсодефицитности, экологической безопасности и экологического кризиса. Одним из путей разрешения экологической проблемы является путь «устойчивого развития», предложенный в качестве основной альтернативы развития человеческой цивилизации.

Сегодня в России нет общепринятого мнения по вопросу влияния глобализации на экономику. Негативное восприятие свойственно большей части российских военных и военно-промышленных кругов, для которых отчуждение и изоляция от внешнего мира, конфронтация с ним – не только естественное состояние, но и важное условие существования.

Россия сегодня находится на стадии формирования национального государства, которую развитые демократии прошли много десятилетий тому назад. Для участия в мировых интеграционных процессах в контексте объективных тенденций глобализации наша страна стоит перед необходимостью выбора одной их следующих стратегий:

включение страны в систему мирохозяйственных связей при одновременном отторжении ценностной и культурно-политической сторон глобализации;

форсированное «вхождение в глобализацию», что предполагает сравнительно быстрое усвоение ценностей и политических практик глобализации;

отторжение от глобализации, сведение экономических связей с окружающим миром к поставкам сырья в обмен на высокотехнологичное оборудование, продовольствие и кое-какие потребительские товары.

Какая стратегия будет реализована трудно предсказать. Но настала пора осознать, что полноценному «включению в глобализацию» нет альтернативы.

В экономической сфере – это развитие созидательного сотрудничества, которое должно быть направлено на решение ряда основных задач: целенаправленное создание интернационального мирового хозяйства, в котором каждая страна включена в международное разделение труда, где разумно используются собственные богатства и имеется доступ к мировым ресурсам; тесное научно-техническое взаимодействие в решении глобальных проблем; международное сотрудничество в решении экономических проблем страны и мирового хозяйства. Сюда следует также отнести обмен духовными ценностями, защиту прав человека. Решение этих задач обеспечит движение человечества в мирное и созидательное будущее.


Список литературы.

1. Иохин В.Я. Экономическая теория. Москва, 2005.

2. Куликов Л.М. Основы экономической теории. Москва, 2005.

3. Базылев Н.И., Гурко С.П. Экономическая теория. Минск,2004.

4. Плотницкий М.И., Лобкович Э.И. Курс экономической теории. Минск, 2003.

5. Чечелевая Т.В., Грязнова А.Г. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства. Минск, 1998.

6. Экономика. Учебник/ под ред. Булатова А.С. Москва, 1999.

7. Экономическая теория. Учебник/ под ред. Камаева В.Д. Москва, 2002.

 





double arrow
Сейчас читают про: