Философские проблемы антропосоциогенеза

  Основныеконцепции антропогенеза (процесса происхождения человека

 и общества): религиозная;   эволюционистская.

     Христианская версия творения человека. Христианская антропология опирается на тексты Библии. В них говорится, что, сотворив мир, Бог затем создал и человека по своему образу и подобию. Такое мировоззрение получило название креационизма. Следует отметить, что человек как «согрешившее» существо, был изгнан из рая и вынужден начать такое существование, к которому он не был приспособлен.

Христианский взгляд на человека был развит апостолом Павлом в Новом Завете: Христос — это новый Адам, существо, в котором воплощен первоначальный замысел Создателя. Отличительными чертами Христа выступают любовь и жертвенность, которые указывают «грешному» человеку путь, вновь ведущий его к обретению веры и подлинной человечности, т. е. «образа божия». Так зародилась христианская версия происхождения человека.

        Эволюционизм противопоставляет креационизму следующие принципы:

1) Вся существующая живая природа, от одноклеточных растений до человека включительно, — продукт исторического развития.

2) Историческое развитие осуществляется таким образом, что его необходимыми условиями являются: наличие в живой природе изменчивости, наследственности, борьбы за существование и естественного отбора наиболее приспособленных организмов.

     Эволюция человека. Начало её научного исследования датируют выходом в свет книги Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой подбор» (1871), в которой впервые была сформулирована идея общего корня человека и человекоподобных обезьян. А также, работой Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876 г., опубликована в 1896 г.), где впервые была обоснована идея, в соответствии с которой, труд стал решающим фактором, определившим эволюционное превращение древнего предка человека в подлинного человека. То есть, в существо социальное и создающее различные формы культуры.   

В течение всего XX века основу эволюционной теории антропогенеза составляла идея трудовой деятельности как ведущей движущей силы исторического и социального процессов. Однако она претерпела изменения, главное из которых, — это переход от прямолинейного понимания орудийной деятельности в качестве того, что определило развитие человеческих черт и способностей у предков человека, к пониманию её как важнейшей составляющей целой совокупности доминирующих факторов. В этом комплексе орудийная деятельность превращается в труд как основную движущую силу общественного развития, рассматриваемую во взаимодействии с другими движущими силами, такими как, язык, сознание, нравственность и т.д. 

    Особенности антропогенеза. С биологической точки зрения, человека относят к подотряду человекообразных обезьян или высших приматов. Правдоподобным предположением оказывается то, что человек и обезьяна имеют общего предка, вымершего несколько миллионов лет назад. Необходимо осознать то, что эволюция человека измеряется гигантским масштабом времени. С антропогенезом связывают последние 4—3,5 млн. лет. Обычно полагают, что антропогенез предваряется длительным эволюционным развитием приматов между 25 и 4 млн. лет назад. В этот период произошло размежевание в развитии приматов: одни способствовали формированию человеческого вида, другие оказались тупиковыми.

Антропогенез включает в себя следующие стадии эволюции:

— процесс превращения доисторических «человекообезьян» или «обезьянолюдей» (австралопитеков) в первобытного человека;

— «человек умелый» (от лат. «хомо хабилис») как первый представитель нашего рода;

— «человек прямоходящий» («хомо эректус») как наш возможный предок;

— неандертальский человек и древнейшие представители вида «человек разумный» («хомо сапиэнс»);

— представители наиболее совершенного подвида современного человека - «человек разумный разумный» («хомо сапиэнс сапиэнс»).

     Процесс превращения доисторических «обезьянолюдей» (австралопитеков) в первобытного человека. 4—3, 5 миллиона лет назад холод ледникового периода сковал так много воды в виде льда, что количество дождевых осадков в мире уменьшилось. В результате равнины, покрытые растительностью, стали сменять леса, количество которых сократилось. Обитатели лесов пострадали, лишившись своей естественной среды обитания. Некоторые существа начали приспосабливаться к существованию на открытой местности. Этими «обезьянолюдьми» были австралопитеки. Австралопитек представлял собой существо, похожее на маленького, но прямостоящего шимпанзе. Вероятно, от австралопитека произошёл и первый «настоящий человек». Становление человека, обозначаемое термином гоминизация, было связано с совокупностью изменений, которые взаимно дополняли друг друга.

Ископаемые отпечатки стоп, датируемые 3,8 млн. лет, свидетельствуют о том, что к этому времени хождение на двух ногах освободило руки. Это позволило перейти к производству и регулярному использованию орудий, самые ранние из которых имеют возраст 2,5 млн. лет. Изготовление орудий и прямохождение стимулировали развитие головного мозга и привели к новой стратегии поведения, направленной на выживание. Она состояла в заготовке растительной пищи и дичи. Охота на крупную дичь, дающую много мяса, привела к тому, что целые группы гоминидов смогли делиться запасами пищи на «домашних базах». Совместная деятельность на таких базах способствовала взаимному общению, которое предшествовало появлению речи. Здесь же молодёжь училась у старших изготовлению и использованию орудий. Впервые в истории эволюции преимущество получил интеллект: теперь уже от мозга, а не от мускульной силы зависело, какие из гоминидов выживут, а какие нет. Считается, что австралопитеки вымерли около 1 млн. лет назад.

       «Человек умелый» (лат. «хомо хабилис») как первый представитель нашего рода. «Человек умелый» представлял собой первый известный вид нашего рода. Этот вид существовал около 2—1, 5 млн. лет назад. Считается, что именно с него наметились первые признаки изготовления орудий труда и защиты, началось использование тела в коммуникативных целях для организации согласованных действий на охоте — жесты рук, мимика лица, отдельные позы.

     «Человек прямоходящий» («хомо эректус») как наш возможный предок. 1,6 млн. лет назад от «человека умелого», наиболее вероятно, произошёл более крупный, обладающий бо́льшим мозгом «человек прямоходящий». Более высоко развитый интеллект и более совершенная техника изготовления орудий помогли этому охотнику раннего каменного века колонизировать новые места обитания — заселить небольшими группами Африку, Европу и Южную Азию. Прямохождение сказывалось на развитии функциональных назначений рук, зрительной и слуховой систем организма. Особенно прогрессирующие изменения происходили в мозговых структурах и их функциях — увеличение объема мозга, рост лобных долей и центров памяти как хранилища опыта. Археологические находки позволяют утверждать, что древнейшие люди помимо телесно-ручных средств общения прибегали к элементам речевого общения — возгласам, крикам, звукоподражанию животным, имевшим коммуникативное значение. Издаваемые звуки выполняли не только роль сигналов при охоте, но и содержали информационно-смысловой элемент в форме чувственного образа действия, то есть форм, предшествовавших понятию. На жизнь древнейших людей существенно повлияло сооружение жилищ и систематическое использование огня, определившее переход к новой технологии потребления пищи. Также огонь использовался для обогрева, защиты от хищников и для охоты. Считается, что около 200 тыс. лет назад «человек прямоходящий» уже вымер, возможно, стал жертвой конкуренции со стороны своих собственных потомков.

      Неандертальский человек и древнейшие представители вида «человек разумный» («хомо сапиэнс»). 300 тыс. лет назад «человек прямоходящий» уже начал превращаться в человека вполне современного типа. Сюда причисляют ответвившийся специфический подвид — неандертальцев. Неандертальцы обитали в пещерах, охотились на крупных зверей. Орудия охоты усложнились, о чём свидетельствуют археологические находки. К характерным типам орудий относят, например, нож и зазубренную пилку, пригодную для обработки дерева, и некоторые другие. Для успешной охоты было нужно знать привычки животных: как они едят, где пьют, в каких местах кочуют. Необходимо было тщательно планировать охоту и обеспечивать взаимодействие её участников, что свидетельствует об усложнении форм коллективных действий. Усложнение отношений внутри первобытного сообщества сказывалось на развитии головного мозга и речевой способности, например, звукосочетания приходят на смену звукоподражанию. Звукосочетания как элементы речи становятся средством общения. В первобытной общине наблюдается разделение хозяйственных функций: одни поддерживают огонь и готовят, а другие занимаются промыслом. Наиболее опытные охотники принимают организаторские функции. Культовые погребения свидетельствуют о том, что неандертальцы проявляли некоторые чувства, характерные для человека. Возможно, у них складывались зачатки религии. На этой стадии, особенно к 40000-летнему рубежу, влияние социокультурных составляющих оттесняет биологические на второй план. И всё же неандертальцы были, вероятно, лишь боковой ветвью того эволюционного древа, от которого произошёл человек вполне современного типа. По всей видимости, эта ветвь вымерла 30 тыс. лет назад.

     Представители наиболее совершенного подвида современного человека: «человек разумный разумный» («хомо сапиэнс сапиэнс»). Первыми свидетельствами о вполне современном человеке, относящегося к подвиду «человек разумный разумный» были кости и предметы материальной культуры, найденные в гроте Кро-Маньон на юге Франции. Здесь примерно от 40 до 10 тыс. лет назад жили люди, названные кроманьонцами. Они, вероятно, были предками современных людей европеидной или кавказской расы. Охотники древнейшего отрезка каменного века (палеолита от 2,5 млн. до 10 тыс. лет назад) смогли выжить в ледниковый период, изготавливая более совершенные орудия из камня и кости и охотясь на крупных животных.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: