Отношение советской власти к сектантам и современное положение сект в Курской области

Совершившаяся февральская революция 1917 года изменила положение религиозных организаций в России. Монархический режим пал, а демократическое Временное правительство 20 марта 1917 года выпустило постановление "Об отмене вероисповедных и национальных ограничений". При таком положении дел в России Православной Церкви уже было не до миссионерской деятельности среди сектантов. Ей надлежало провести внутри себя большие реформы. Секты, в связи с охлаждением к ним интереса Православной Церкви, а так же с вышеуказанным постановлением Временного правительства усиливают свою религиозную деятельность. Увеличивается количество переходов из Православия, растет число сектантских общин. Сектанты приняли новое правительство как избавление от гонений со стороны властей и Православной Церкви, имевшей статус государственной религии.

В октябре 1917 года произошла Социалистическая революция. Большевистская власть пришла на смену Временному правительству. Сразу же начало проявляться их враждебное отношение к религии. Уже 26 октября 1917 года был принят декрет "О земле", предусматривающий: национализацию 2,5 млн. десятин церковной земли. По этому декрету все земли курских монастырей, а их к тому времени их было 12, переходили в пользование государства и безземельного крестьянства. Монастыри Курской губернии до революции все еще были крупными землепользователями, несмотря на царские указы 1764 и 1788 годов о секуляризации монастырских земель. Только у городского Знаменского монастыря к концу XVIII столетия в собственности насчитывалось 19 селений с 3048 крепостными мужского пола и большим количеством земли. К моменту закрытия в годы Советской власти Курской Коренной пустыни у нее имелось 741 десятина земли.

2 ноября 1917 года Совет Народных Комиссаров принял "Декларацию прав народов России", согласно которой ликвидировались национальные и религиозные привилегии, устранялось неравенство во взаимоотношении православных церквей и других религиозных организаций 25.

20 января (2 февраля) 1918 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. 23 января текст его был опубликован в официальном правительственном органе — "Газета Рабочего и Крестьянского Правительства" и вступил в силу. С этого времени декрет служил основой для законодательных актов, определяющих отношения Советской власти и религиозных объединений 26.

Религиозные объединения Советской России по-разному встретили новую власть. Скопцы и хлысты отнеслись к ней враждебно, и это сказалось на их дальнейшем существовании. В 20-х годах эти секты почти полностью исчезают с карты Советского Союза. Православная Церковь, баптисты, евангельские христиане и др. приняли советскую власть, как власть, данную Богом. Правда, православные считали ее Богом попущенной, а, например, баптисты, видели в ней избавление от религиозного неравенства.

В 1918 году Г.С. Нерубенко и Мария Васильевна Баратаева вступили в брак. Состоялось первое в истории Курской баптисткой общины бракосочетание. В то время Курская община имела уже официальную регистрацию. В этом году к ней присоединилось через крещение еще трое членов: начальник слесарной мастерской Писклов Михаил Борисович, его мать и Писклова Татьяна Михайловна. В 20-21 гг. в баптистскую общину приходят еще шесть человек: Ганищенко Алла Васильева, Гридасова Ульяна Васильевна, Хохлов Фрол Родионович, Бурцева Домна Никитична, Геращенко Александра Ивановна и Рюмшин Родион Климентьевич. В 1920 году умерли Цимбал Фёдор Евдокимович и Караулов Иван Максимович, и вместо них на пресвитерское служение был рукоположен Писклов Михаил Борисович.

Советская власть относилась к баптистам дружелюбно. Ею они воспринимались как враги Православной Церкви, и, поэтому, их деятельность всячески поощрялась.

В 1919 году В.И. Ленин издал декрет об освобождении баптистов от военной службы с оружием в руках, и использовании их в санитарных частях на передовых позициях, но только по решению суда. В 1922 году 11 июня Нерубенко Г. С. был рукоположен пресвитером в Белгородской общине баптистов и был им до 1925 года. Членов общины было, вместе с жителями окрестных сел, около 300 человек. В это время Нерубенко выступал в качестве эксперта в суде, где подтверждал, что тот или другой человек, действительно, является баптистом, и последнему суд выдавал справку, где было написано об освобождении его от несения военной службы с оружием в руках и использовании в санитарных частях.

В 1921 году в Курске образовалась церковь Евангельских христиан, которая самостоятельно проводила свои служения в бывшей лютеранской кирхе. С 1925 году евангельские христиане проводили свои собрания по адресу: ул. Чеховская д.7, у Херсонских ворот в арендованном здании.

В 1922 году прошел первый губернский (областной) съезд, на котором был образован губернский союз баптистов и избран губернский пресвитерский совет (правление). В его состав вошли пресвитеры: Г. И. Беляев - председатель (п. Солнцево), М. Е. Чернов (ст. Ржава), М. Б. Писклов (г. Курск), Г. С. Нерубенко (г. Белгород), Морозов (г. Курск).

В Курскую баптистскую общину с 1922 по 1928 годы приходило все более и более членов. Так, в 1922 году там приняли крещение: Агибалова Екатерина Трифоновна и Петрухин Степан Иванович; в 1923 – Каширцева Ефросинья Даниловна; в 1925 году – Апатьев Пётр Николаевич, Апатьева Наталья Терентьевна и Белогурова Серафима Фёдоровна; в 1926 – Апатьева Елена Ивановна, и, наконец, в 1928 году - Антипова Анфиса Максимовна, Белогуров Тарас Петрович, Волокунова Ксения Ивановна и Петрухин Михаил Гаврилович. Это лишь известные имена.

Вообще, в послереволюционные годы резко повысилось количество сектантов. Если на 1909 год в Курской губернии насчитывалось 2161 членов сект, то к 1 января 1935 года их было уже 6347 человек 27. В этот период в Курском районе Центрально Черноземного Округа (ЦЧО) возникают общины свидетелей Иеговы, пятидесятников и др.

Рост числа сект в это время связан еще почти с полным прекращением антисектантской деятельности Русской Православной Церкви. Миссия Церкви в то время заключалась в доказательстве бытия Божьего неверующим. К тому же, стали учащаться публичные отречения от Бога верующих и даже священнослужителей. Так, из автобиографической книги архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) "Я полюбил страдание" известно о публично отрекшимся от Бога бывшем миссионере Курской епархии протоиерее Ломакине, который в начале 20-х годов возглавлял антирелигиозную пропаганду в Средней Азии. Архиепископу Луке приходилось в течении двух лет в г. Ташкенте вести с ним публичные диспуты о вере при множестве слушателей. Вот как описывает автор книги эти встречи:

"Как правило, эти диспуты кончались посрамлением отступника от веры, и верующие не давали ему прохода вопросом: "Скажи нам, когда ты врал: тогда, когда был попом, или теперь врешь?" Несчастный хулитель Бога стал бояться меня и просил устроителей диспутов избавить его от "этого философа".

Однажды, неведомо для него, железнодорожники пригласили меня в свой клуб для участия в диспуте о религии. В ожидании начала диспута я сидел на сцене при опущенном занавесе и вдруг вижу – поднимается на сцену по лестнице мой всегдашний противник. Увидев меня, крайне смутился, пробормотал: "опять этот доктор", поклонился и пошел вниз. Первым всегда говорил на диспуте он, но, как всегда, мое выступление совершенно разбило все его доводы, и рабочие наградили меня громкими аплодисментами" 28.

После образования Союза Советских Социалистических Республик в 1922 году контрольным органом за деятельностью религиозных организаций в стране стала постоянная комиссия по рассмотрению культовых вопросов при Президиуме Совета Народных Комиссаров СССР. Она занималась вопросами, касающимися взаимоотношений Церкви и государства.

Объявив об отделении Церкви от государства, Советская власть предоставила гражданам право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; отменялись все нарушения прав, связанные с отношением к религии, все ограничения свободы совести, из всех официальных актов устранялось указание на религиозную принадлежность граждан, отменялись религиозная клятва и присяга, религиозные обряды или церемонии при совершении государственных действий. Во всех учебных заведениях упразднялось преподавание религии.

Религиозным организациям запрещалось взимать принудительные сборы с верующих, применять по отношению к ним какие-либо меры принуждения и наказания, указывалось, что никто не может, ссылаясь на свои религиозные убеждения, уклоняться от своих гражданских обязанностей. Тем самым, отношение к религии провозглашалось частным делом граждан, а религиозные общества — частными организациями не получающими никаких субсидий от государства.

Декретом предусматривались конкретные меры, обеспечивающие религиозным организациям возможность осуществлять свои функции. Гарантировалось свободное исполнение обрядов, не нарушающих общественного порядка и не сопровождающихся посягательствами на право граждан. Религиозным обществам предоставлялось право на бесплатное пользование зданиями и предметами для проведения богослужений.

Но такое положение дел не продлилось очень долго. В 1929 году начинаются новые гонения на религию. ВЦИК РСФСР издает постановление от 8 апреля 1929 года "О религиозных объединениях". Этот закон налагал большие ограничения. Запрещалось проводить богослужебные собрания в других местах кроме молитвенных домов: миссионерская деятельность, религиозная пропаганда запрещались. Воспрещалось оказывать материальную помощь единоверцам, создавать кассы взаимопомощи, кооперативы, трудовые артели. Запрещали организовывать детские, женские, юношеские молитвенные собрания, все собрания по обучению религии. В это же время образовывается "Союз воинствующих безбожников", в чью компетенцию входит борьба не только с Православной Церковью, но и с различными сектами. В связи с этим прекращаются открытые собрания и богослужения в сектах. Члены этих религиозных обществ собираются в домах, квартирах по вечерам, все держится в строжайшем секрете. Не всегда секретность таких собраний соблюдалась, родственники или соседи докладывали властям о незаконном сборе сектантов, и власти производили массовые аресты. После недолгосрочных судов, сектантов отправляли отбывать наказания в ссылки. Но бывали случаи и применения высшей меры наказания к представителям сект.

Принадлежность к какой либо секте тщательно скрывалось верующими. Так, например, уже выше упоминавшийся баптистский пресвитер Г. С. Нерубенко так описывает свое служение в это время:

"1931 по 1935 годы я учился во втором медицинском институте. После 1935 года я занимал только государственные должности, но имел много общения с верующими. В церкви я уже не нес никакого служения. Посещал общины, отдельные группы с целью проповеди, совершал хлебопреломление, где не было рукоположенных братьев" 29.

В 1935 году Союз баптистов вообще прекратил свое существование. В середине 1935 г. в Совет евангельских христиан входили Я. И. Жидков (председатель), А. Л. Андреев (вице-председатель), А. В. Карев (казначей), И. С. Капалыгин (секретарь), и М.А. Орлов. Вскоре на свободе остались только Андреев и Орлов, ставший после ареста Жидкова в 1937 г. председателем Союза (в январе 1938). В течение краткого периода (по крайне мере, 1938-40 гг.) Союз евангельских христиан также прекратил работу.

В январе 1937 года в ряде районов Курской области была ликвидирована организация адвентистов седьмого дня, численностью 30 человек, которая была возглавляема проповедником Задохиным Егором Васильевичем. Курская секта АСД поддерживала связь с адвентистами Украины, а в феврале этого же года произошла встреча с "Евангельским баптистским блоком" (на встрече было 78 человек) под руководством проповедников Ильинова С. Ф., Зверева М. А., Булгакова А. В., Псарёва Н. В. и Мандращеко С. Е.

В своих показаниях Ильинов С. Л. заявлял об ориентации на Германию — страну, которая сумеет свергнуть Советскую власть. Она "способна" руководить страной и дать возможность "культурному процветанию" 30.

В годы Великой Отечественной войны положение существенно изменилось. Стало очевидным, что противопоставление верующих неверующим, непонимание (или не желание понять) того, что церковь способна внести в борьбу с агрессорами патриотический вклад, могло лишь отрицательно отразиться на борьбе народа против гитлеровских захватчиков.

Справедливости ради следует отметить, что еще 11 ноября 1939 г. при непосредственном участии И. В. Сталина было принято постановление Политбюро ЦК ВКП(б) "Вопросы религии", в котором говорилось: "По отношению к религии, служителям русской православной церкви и верующим, ЦК постановляет:

1. Признать нецелесообразной впредь практику органов НКВД СССР в части арестов служителей церкви, преследование верующих.

2. Указание тов. Ленина В.И. от 1 мая 1919 г. за №13666/2 "О борьбе с попами и религией", адресованное Председателю ВЧК Дзержинскому Ф. Э. и все соответствующие инструкции ОГПУ НКВД, касающиеся преследования служителей церкви и православных верующих, – ОТМЕНИТЬ.

3. НКВД СССР произвести ревизию всех осужденных и арестованных граждан по делам, связанным с богослужебной деятельностью. Освободить из-под стражи и заменить наказание, не связанное с лишением свободы осужденных граждан по указанным мотивам, если их деятельность не нанесла вреда Советской власти.

4. Вопрос о судьбе верующих, принадлежащих к другим конфессиям, ЦК примет решение дополнительно.

Секретарь ЦК И. В. Сталин" 31.

В 1941 году прекратил свое существование Союз воинствующих безбожников, насчитывавший 3 млн. членов, объединенных в 96 тысяч ячеек. Это было воспринято многими не как изменение форм антирелигиозной работы, а как сигнал к ее сворачиванию вообще.

С наступлением Великой Отечественной Войны Советская власть прекратила гонения не только на Православную Церковь, но и на секты, хотя в "черном списке" все еще находились свидетели Иеговы, пятидесятники, адвентисты седьмого дня, остатки хлыстов, Истинно Православная Церковь и Истинно Православные Христиане. Верующие разных конфессий были освобождаемы из заключения, им разрешалось заниматься религиозной деятельностью.

В 1942 году, после того, как Курск заняли немцы, жительница дома на пересечении улиц Троицкой и Красноармейской пригласила собираться у нее общине баптистов. Но надо было иметь разрешение на то, чтобы проводить служения в этом доме. Молодой баптист Артющенко Борис Тимофеевич и еще несколько членов братства обратились с просьбой в полицейский участок за разрешением. Немцы разрешили собираться в этом доме. Кроме баптистов, в этом доме собирались евангельские христиане, и вскоре эти две общины объединились в одну.

С 1943 года евангельские христиане и баптисты ушли с улицы Красноармейской после того, как в освобожденный Курск вернулись хозяева дома. Они начали собираться на улице Раздельной (сейчас ул. Малых) у баптисткиАнастасии Иосифовны Рязанцевой. Она отдавала большую комнату в своем доме под собрание верующих.

В это время собрания посещала пожилая женщина, лет 70 - наставница Елена Владимировна. Она переехала в Курск с Украины. Там она несла служение учителя воскресной школы.

В этом году в пресвитера был рукоположен Петрухин Степан Иванович. Община евангельских христиан и баптистов насчитывала семь диаконов: Кондашова Николая Фёдоровича, Пузанова Ивана Дмитриевича, Роколина Михаила, Волгина Степана, Каширцева Алексея Григоровича, Тоболина Макара Викторовича и Шевелёва Константина Ивановича.

Надо сказать, что во время второй мировой войны среди баптистов и евангельских христиан вновь усиливается стремление к единству. В 1944 году представители общин евангельских христиан: М. А. Орлов, А. Л. Андреев, Я. И. Жидков, А. В. Карев и В. Н. Урштейн и баптистов – М. И. Галяев, И. А. Левиндато и П. И. Малин собрались вместе и решили созвать в октябре 1944 года в Москве объединительный съезд обоих течений. С 26 по 29 октября в Москве состоялся съезд представителей религиозных объединений евангельских христиан и баптистов. Присутствовало на съезде 47 человек (28 евангелистов и 19 баптистов). После длительных переговоров было принято решение о создании объединенного Союза евангельских христиан и баптистов с Всесоюзным Советом, как руководящим органом, с пребыванием его в Москве.

В состав Всесоюзного Совета вошли наиболее видные руководители евангельских христиан и баптистов: председатель – Я. И. Жидков, его заместители: М. И. Галяев, М. А. Орлов, члены – И. А. Левиндато, Ф. Г. Патковский, А. Л. Андреев, П. И. Малин и секретарь Совета - А. В. Карев.

Объединение состоялось на следующих условиях:

1. Из двух Союзов - Союза евангельских христиан и Союза баптистов - на всей территории СССР образуется один союз: Союз евангельских христиан и баптистов.

2. Руководящим органом Союза евангельских христиан и баптистов является ВСЕХиБ.

3. Из среды членов ВСЕХиБ избираются: председатель, два его заместителя, секретарь и казначей, составляющие президиум Совета.

4. ВСЕХиБ имеет свою печать с надписью: "Всесоюзный Совет евангельских христиан и баптистов" со словами внутри круга: "Один Господь, одна вера, одно крещение".

5. Евангельские христиане и баптисты, существовавшие до слияния союзов раздельно, отныне сливаются в единые общины. Общины, существовавшие отдельно, как общины евангельских христиан или как общины баптистов, отныне входят в один Союз.

6. Каждая община, входящая в Союз евангельских христиан и баптистов, носит наименование: (такая-то) община евангельских христиан и баптистов.

7. Все общины евангельских христиан и баптистов должны, по возможности, иметь рукоположенных пресвитеров и диаконов.

8. В каждой общине крещение, хлебопреломление и бракосочетание совершается рукоположенными пресвитерами. Но при отсутствии таковых эти действия могут совершаться и не рукоположенными членами общины, однако только по поручению собрания.

9. Крещение и бракосочетание, совершаемые как с возложением рук, так и без возложения их на крещаемых и брачущихся, имеют одинаковую силу. Но для достижения полного единства в практике общин рекомендуется совершение крещения и бракосочетания с применением возложения рук, рассматривая это действие как род торжественной молитвы о благословении, причем возложение рук на крещаемых, если таковых более двух лиц, совершается путем поднятия рук над ними с произнесением соответствующей молитвы.

10. Вечеря Господня или хлебопреломление может совершаться как путем разламывания хлеба на множество мелких частей, так и путем разламывания на две, три или несколько крупных частей. Хлеб и вино принимаются членами общины стоя, выражая этим свое благоговение.

В августе 1945 г., состоялось объединение христиан веры евангельской (пятидесятников) с евангельскими христианами баптистами, т. к. первые не смогли организовать свой самостоятельный союз. 19-25 августа в лице своих представителей: Д.И. Пономарчука, А.И. Бидаша, И.К. Панько и Вашкевича они подписали соглашение о единении. Тогда же состоялось присоединение баптистов и евангелистов Эстонии, Латвии и Литвы.

С 1945 года Страшим Пресвитером (епископом) по Курской области стал приехавший из Москвы Василий Тихонович Пелевин, плодом его деятельности стало восстановление общин ЕХБ, которые были разрушены в годы репрессий. С того же года члены курской общины ЕХБ ушли с улицы Раздельной и начали собиратьсяв бывшей Казацкой слободе у женщины по фамилии Удаловой. В 1947 году евангельские христиане и баптисты собирались на ул. Красноармейской, а с 1954 года – по адресу ул. Красная Линия, 26.

С 1943 года постоянная комиссия по рассмотрению культовых вопросов была преобразована в Совет по делам Русской Православной Церкви, а в 1944 году в дополнение к. нему создается Совет по делам религиозных культов (СДРК) при Совете Министров СССР. На местах также работают по два уполномоченных этих Советов. Совет по делам религий при Совете Министров СССР и Совет по делам Русской Православной Церкви осуществляли контроль над правильным соблюдением законов о культах центральными и местными органами власти и прочими организациями в стране, а также религиозными объединениями всех вероисповеданий. Эти государственные организации были связующим звеном между Правительством СССР и религиозными объединениями по вопросам, требующим разрешения Правительства СССР; занимались решением практических вопросов, связанных с созданием нормальных условий для удовлетворения религиозных потребностей верующих; вносили на рассмотрение соответствующих государственных органов предложения о необходимых изменениях и дополнениях действующего законодательства о культах 32.

В это время начинают происходить нестроения в рядах евангельских христиан баптистов. Новый союз (ВСЕХБ) воспринимался ими очень неоднозначно, и его законность представлялась многим сомнительной, да и участие властей в его создании было слишком уж явным. Некоторые группы, вступив в союз, через некоторое время полностью разочаровались и вышли из него. Другие же, напротив, благодарили Господа за то, что церкви вновь открываются и можно снова беспрепятственно молиться Богу.

Отказ в регистрации и снятие с нее зачастую был связан с не угодностью местным властям избранных общиной служителей. Поставление и утверждение пресвитеров или их снятие происходило с одобрения властей (уполномоченных СДРК). Так же происходило и утверждение или снятие старших пресвитеров ВСЕХБ, что являлось прямым вмешательством государства во внутренние дела ЕХБ.

Во многих поместных церквах ЕХБ к середине 50-х годов стали раздаваться ропот и недовольство действиями пресвитеров, а затем и старших пресвитеров ВСЕХБ. Многих верующих стало раздражать поведение отдельных пресвитеров, забывших свое назначение: их властолюбие не понимались верующими и вызывали ответную реакцию. Обращение к старшим пресвитерам и разбор дел на месте не исправляли, а лишь усугубляли положение: жалобщиков наказывали, а уронившие себя в глазах членов общины, но угодные властям пресвитеры еще крепче держались за "начальническое место". Старшие пресвитеры ВСЕХБ (хотели они того или нет) своими действиями воспитывали верующих в духе почитания пресвитеров, старших пресвитеров и членов ВСЕХБ как некоего духовного начальства.

К 1959 году обстановка в рядах евангельских христиан баптистов накаляется еще сильнее. На декабрьском пленуме ВСЕХБ были приняты "Положение о Союзе ЕХБ в СССР" и "Инструктивное письмо старшим пресвитерам ВСЕХБ". В этих документах были такие пункты, которые сильно смущали верующих:

· Состав ВСЕХБ остается постоянным; проведение съездов представителей поместных церквей не предусматривалось.

· Предлагалось максимально ограничить крещение молодых верующих в возрасте от 18 до 30 лет.

· К проповеди на богослужебных собраниях допускались только пресвитер, члены исполнительного органа, реже - ревизионной комиссии.

· Пресвитерам поместных церквей предписывалось избегать призывов к покаянию во время богослужений. Запрещались также хоровые выступления в сопровождении оркестра и декламации.

После того, как были разосланы эти документы, в рядах ЕХБ начали появляться недовольство и ропот, а кое- где даже стали отделяться группы от официально зарегистрированных церквей. Все эти недовольства новым уставом в итоге переросли в так называемую "инициативную" группу, которая потом переросла в Оргкомитет, а поздней оформилась и стала всем известной как Совет Церквей евангельских христиан-баптистов (СЦЕХБ).

Все это движение берет свое начало 13 августа 1961 года, когда канцелярию ВСЕХБ посетили представители Инициативной группы, Г. К. Крючков и А. Ф. Прокофьев, где зачитали и вручили председателю Я. И. Жидкову и генеральному секретарю А. В. Кареву "Послание Президиуму ВСЕХБ", в котором было сказано:

"… на сегодня церковь ЕХБ в нашей стране представляет следующую картину: единая по учению и духу в главном, она искусственно разделена на два лагеря: незарегистрированных и зарегистрированных церквей, и если первый испытывает недостаток единого, центрального руководства, то последний, имея его, им же старательно разлагается. Учитывая вышеизложенное, мы считаем:

1. Все церкви ЕХБ в нашей стране, независимо от того зарегистрированы они или не зарегистрированы, составляют одну церковь ЕХБ в СССР и должны занимать равное во всех отношениях положение.

2. Необходимо иметь избранное на основании Слова Божьего единое, центральное руководство как зарегистрированных, так и незарегистрированных общин церкви ЕХБ.

3. Существующее в настоящее время центральное руководство (ВСЕХБ) зарегистрированных общин ЕХБ не является избранным церковью, а лишь ее частью, не отвечает интересам церкви и дела Божьего, и проявило неверность пред Богом в своем многолетнем служении.

А поэтому мы предлагаем:

1. В интересах дела Божьего пойти к исправлению создавшегося положения безболезненным путем Божьего благоразумия, а не конфликта.

2. Дать согласие на созыв и проведение Чрезвычайного Всесоюзного съезда церкви ЕХБ в СССР.

Напоминаем, что это доброе начало будет иметь далеко идущие последствия, и в случае отказа с вашей стороны, а также в случае нечистых маневров и проволочек, мы сохраняем за собой право действовать самостоятельно, согласно указаниям Слова Божьего и в интересах церкви, в соответствии с требованиями настоящего времени".

После того, как послание было разослано, в церквях ЕХБ началось брожение, из зарегистрированных общин стали отделятся группы верующих, которые были недовольны существующим положением в церквях. В некоторых общинах отлучали от церкви тех, кто как-то пытался возразить против политики, которую проводили старшие пресвитеры. Также часто, в отделившиеся группы уходили люди, которые были обижены на церковь и ее руководство.

В ответ на послание Оргкомитета руководство ВСЕХБ созвало съезд, который прошел в Москве в октябре 1963 года. На нем были отменены "Инструктивное письмо" и "Положение", а так же было объявлено о возможности пересмотре устава 1960 года. Оргкомитет принял этот съезд враждебно, обвинив руководство ВСЕХБ в связи с КГБ. Примерно с этого момента государственная власть начала преследование незарегистрированных общин ЕХБ.

Такое положение дел не обошло и Курскую область. В конце 1961 года от уполномоченного СДРК по Курской области Ф. Чертулова главам всех районов были направлены письма, в которых выражалась просьба сообщить уполномоченному о наличии в районах незарегистрированных, но фактически действующих религиозных организациях и группах. Такие письма к главам районов с целью выявления незарегистрированных религиозных общин рассылались уполномоченным несколько раз в году. Так, на 1 апреля 1962 года поступила информация о наличии в г. Курске незарегистрированной общины ЕХБ, численностью 35 человек 33. Так же в Курске найдена еще одна не зарегистрированная община ЕХБ, называющих себя "чистыми баптистами" из 45 человек, 7 из которых являлись проповедниками. Руководитель общины – пресвитер Шатунов Леонид Федорович. В правление входят Минаев Николай Иванович, Проворотов Иван Васильевич и Калуцких Василий Петрович. Собрания проходят в доме Колюбаева Василия Ивановича на ул. Калинина, 81. 21 и 30 апреля 1962 года на место сборов сектантов сделаны милицейские рейды 34.

В том же году по Курской области выявлены следующие группы сектантов не прошедших регистрацию: в с. Вязовом Щигровского р-на община пятидесятников из 40 человек, 2 из которых проповедники; в Кшенском р-не община "чистых баптистов"; в Хомутовском р-не общины СЦЕХБ в д. Амонь 6 чел., в д. Сковороденки – 8, в д. Дубовица – 30, в д. Меньшиковка – 9, в с. Злобинское – 5, в с. Б. Алешнянское – 5, в с. Петровское – 6, в д. Романовка – 19, в д. Ольховка – 10, в д. Н. Чупахино – 3, в д. Ярославка – 8 и в самой Хомутовке 8 человек.

В Льговском р-не в д. Раз – Бычки Кромбыковского сельсовета обнаружена община СЦЕХБ, руководитель – Гуров Василий Иванович. Община состоит из 8 человек, местом сбора является хата Гурова.

В Советском р-не в п. Кшенском такая же община, глава – Горожанкин Александр Георгиевич из д. Мелехово. В общине 18 человек, двое сектантов готовятся принять крещение. Свои собрания проводят по ночам. Община существует с 20-х годов XX века.

По состоянию на 15 мая 1962 года в Медвенском, Черемисиновском, Свободинском, Глушковском, Поныровском и Конышевском районах незарегистрированных общин ЕХБ не обнаружено 35.

В конце июня 1962 года на стол уполномоченного СПРК Ф. Чиртулова лег рапорт от заместителя председателя Щигровского исполкома райсовета депутатов трудящихся Новосельского А. П. В нем сообщалось, что 17 июня 1962 года в с. Вязово Щигровского р-на состоялось молитвенное собрание ЕХБ вместе с пятидесятниками. На нем пресвитер Шабанов произвел бракосочетание Алтухова Серафима Степановича с Власенко Ксенией Семеновной, состоявшей членом Курской общины ЕХБ. На торжестве было 71 человек. В разгар торжества явились органы милиции и составили протокол за незаконное сборище сектантов. "К подобного рода уловкам, – сообщается в рапорте, - секта прибегает уже не первый раз: год назад они собирались на квартире Щербакова на крестины, несколько раз у Алтухова и Черкасовых на иные праздники" 36.

Так же Ф. Чертулов получил донесение о том, что в январе 1962 года члены СЦЕХБ "выезжали в Сумскую область на сборище сектантов и ночевали в п. Коренево. Всего 6 человек" 37.

Сам уполномоченный по Курской области постоянно делал отчеты о своей деятельности в СДРК при Совете Министров СССР. Ниже приводятся строки некоторых из них.

"В Дмитриевском и Железногорском районах особенно активно ведут работу раскольники.

На территории Дерюгинского и Первоавгустовского сельсоветов Дмитриевского района ведет работу группа раскольников в количестве 12 человек, вышедшая из зарегистрированной общины ЕХБ с. Дерюгино (вышли в ноябре 64 г.). Возглавляет заведующий швейной мастерской – Романов Василий Иванович (с 3 февраля 65 г.).

Раскольники не считают компетентным решение Совета по делам религиозных культов, хотят обратиться в Совет Министров СССР. Требуют регистрации только под руководством "оргкомитета".

Моршневская зарегистрированная община ЕХБ, возглавляемая пресвитером Каземировым И. Б., вышли из ВСЕХБ. Верующие этой общины заявили: "Мы не давали никакого согласия на выход из общины, это пресвитер со своей роднёй перешел к раскольникам и сочиняет всякие письма. Нам же никакого съезда "оргкомитета" не нужно. Это он каждого верующего насильно заставляет читать письма и обращения "оргкомитета", разъезжая по другим общинам, и вербует вместе со своими сторонниками. Нам нужно одно: чтоб мы могли свободно собираться и молиться. Мы не отвергаем наш братский союз ВСЕХБ".

Община п. Сторожи Железногорского района вышла из Веретенинского зарегистрированного общества ЕХБ.

17 февраля 1965 года уполномоченный с зампредседателя Железногорского исполкома райсовета депутатов трудящихся Фатеевым В. А. посетили молитвенное собрание. По окончании он попросил верующих задержаться и выслушать ответ Совета на их заявление.

Активисты "оргкомитета" и их пресвитер Дуденков В. И. закричали: "Собрание наше закончилось, выходите быстрее из дома, мы не будем слушать уполномоченного Совета, мы к нему ни с какими просьбами не обращались, не обращались мы и в Совет по делам религиозных культов". Верующие по команде кинулись к двери и быстро из помещения ушли. Остались несколько активистов "оргкомитета", которые предложили оставить им письмо с ответом Совета, дабы они сами познакомили с ним верующих, когда найдут нужным.

Эту же религиозную общину ЕХБ в поселке Сторожи 25 декабря 1964 года посетили старший пресвитер по Курской области Носарев А. А. и сотрудник ВСЕХБ Ермилов В. И. Они сообщили, что административную духовную власть в этом религиозном обществе захватили раскольники и не допустили их провести собрание с верующими зарегистрированной общины. "Ваша церковь казенная, мирская, - заявили активисты "оргкомитета" Ермилову и Носареву, - а наша истинная, Христова церковь, и вам здесь делать нечего. Вы продались властям, идите, куда хотите, мы вас не допустим проводить здесь собрание и выступать с проповедями, дом тоже наш".

Хозяин дома В. Стрелков силой пытался выдворить Ермилова и молитвенного дома, но это ему не удалось, и они остались на собрании, но выступить им не дали.

Выступали с проповедями бывшие пресвитеры Дуденков В. И. (с. Гремячка), Дуденков В. Н., Каземиров А. И. (г. Железногорск), Стрелков В. (хозяин дома) и др. – всего десять человек. На собрании было до двадцати детей школьного возраста. Они декламировали религиозные стихи, пели псалмы. Руководил ими Каземиров Александр. Собрание длилось около 5 часов. В стихотворениях детей звучали такие строки: "Мы за веру во Христа познали север", "Мы за веру сидели за стальной проволокой", "Все верующие в нашей стране страдают от властей" и т. д.

В проповедях активисты "оргкомитета" дискридитировали ВСЕХБ, говорили о том, что Жидков продался властям, он "пьянствует вместе с попами", "все работники ВСЕХБ – это люди продажные, бесчестные, отошли от веры во Христа и за это давно отлучены церковью. Говорили, что из Франции приезжал человек по фамилии Пейс, его плохо приняли сотрудники ВСЕХБ, а "оргкомитет" хорошо принял, и этому человеку передали материалы, собранные "оргкомитетом" о положении религии в церкви в СССР, которые он увез в Париж, что скоро на их основе окончательно разоблачат ВСЕХБ, и ему будет конец и всем детям дьявола.

"Мы посланы в Россию, чтобы разрушить дело дьявола", - слышалось в проповеди активистов. Они призывали "смело идти в бой за Христа".

На молитвенном собрании зачитали приветственное письмо "оргкомитета", посвященное Рождеству, которое они празднуют по новому стилю 25 декабря" 38.

Члены правления ВСЕХБ, видя такое положение дел, мешающее жизни баптистских общин в советском обществе, на своих съездах много раз предлагали представителям СЦЕХБ пойти на переговоры, с целью урегулирования конфликта. Но сторонники Оргкомитета не шли ни на какие контакты с "официальной церковью" ЕХБ, призывая их лишь к одностороннему покаянию. Наконец, на 40-м всесоюзном съезде ВСЕХБ, проходившем в Москве с 9 по 11 декабря 1969 года, принимается решение прекратить борьбу ВСЕХБ против СЦЕХБ, переместив борьбу с "инициативниками" на местный уровень и окончательно осудив действия Союза Церквей ЕХБ. Кульминацией этого съезда было публичное покаяние и возвращение во ВСЕХБ представителей Оргкомитета, особенно Г. И. Майбороды, выступавшего от имени СЦЕХБ на съезде 1966 года.

После этого съезда многие баптисты, примкнувшие к СЦЕХБ, вернулись в свои общины. По данным объединительной комиссии, с 1967 по 1969 гг. во ВСЕХБ вернулось 3500 человек, а если считать с 1963 года, то эта цифра достигла 10000.

В 70-х – нач. 80-х годах XX века для членов СЦЕХБ наступил не благоприятный период. Власти продолжали разгонять собрания, арестовывать верующих, налагать штрафы. Представители Оргкомитета, в свою очередь, отказывались регистрировать свои общины. В середине 70-х от СЦЕХБ откалывается довольно большая группа верующих под предводительством М. Т. Шаптала, бывшего члена Совета Церквей. Он объединил автономные церкви СЦ и, придав им организованную структуру, создал союз Независимых Церквей ЕХБ Южного Региона (НЦ ЕХБ ЮР).

В 1972 году пресвитерское служение в Курской общине ВСЕХБ принял Виктор Иванович Петров, одновременно исполняя должность и старшего пресвитера (епископа). Эту должность он занимал до своей смерти в 1987 году. В этом же году на пресвитерское служение в Курскую общину ЕХБ избран Геннадий Алексеевич Лихих, который и в настоящее время занимает эту должность, одновременно являясь Епископом церквей ЕХБ Курской области.

В середине 80-х годов XX века, в годы так называемой "перестройки", изменилось религиозное положение в стране. Стали открываться храмы, молитвенные дома. Возникают новые общины, братства, открываются духовные учебные заведения. В это время сильно активизируется деятельность сект. На территорию Советского Союза проникают новые секты, деятельность которых нередко приветствуется правительством страны (муниты). Сектанты так же открывают свои молитвенные дома, проводят библейские чтения в домах культуры, работают с молодежью.

Курская область не стала исключением для увеличения влияния сект на народ. Так, например в 1988 году к уполномоченному СДРК В. Л. Юрковецкому поступили заявления об открытии и постройке молитвенных домов от трех общин СЦЕХБ Курска, Железногорска и Хомутовки; а так же десяти общинам ВСЕХБ. Курским горисполкомом дано разрешение на построение в Курске молитвенного дома зарегистрированной общине курских баптистов.

Активизировалась деятельность и в курской общине пятидесятников. Усиленную обработку присутствовавших на праздновании 1000-летия Крещения Руси, проводимого Курской городской общиной ЕХБ на берегу реки Тускарь, вели проповедники пятидесятники (Кузнецов Ю. В., Костюченко Е. В.), занимались распространением своей нелегальной литературы и присутствующие здесь сторонники Совета Церквей ЕХБ. В этот же день сторонники СЦЕХБ без разрешения провели два водных крещения своих новообращенных в Октябрьском районе и на городском, пляже Промышленного района города Курска.

В селе Дерюгино Дмитриевского района зарегистрированная община ЕХБ, воспользовавшись сложной обстановкой в православном приходе (брожения среди верующих из-за отобранного культового здания) сумела оторвать от прихода и совершить водное крещение семи православных верующих.

Новую тактику в своей деятельности в связи с прекращением гонений от властей выработало руководство СЦЕХБ. Оно перешло на организацию массовых религиозных "молодежных общений" и бомбардировку письмами о пересмотре существующего законодательства. Первый поток писем из Курской области был в начале 1988 года, второй в конце. В типографских заготовках заявлений в адрес Президиума Верховного Совета СССР (копия Совету церквей ЕХБ "Отдел заступничества") говорится, что "первым шагом в деле восстановления подлинной свободы совести в нашей стране должно быть возвращение духа и сути 13 статьи Конституции 1918 года, которая была изменена в интересах административной борьбы с религией.

В 1988 году в Курской области сторонники СЦЕХБ провели 2 "молодежных общения". Одно из них состоялось 8 мая в селе Воробжа Октябрьского района в саду дома старшего пресвитера А. В. Согачева. Сюда съехалось свыше 500 молодых верующих из Москвы, Ленинграда, Риги, Брянска, Белгорода, Воронежа, Липецка, Тулы, Орла, Смоленска, Ростова, Горького, Харькова и Днепропетровска.

7-8 ноября того же года в с. Анахино Октябрьского района в специально построенном помещении на территории усадьбы Умрихина Ивана Федоровича, состоялось второе региональное "молодежное общение" незарегистрированных приверженцев Совета Церквей евангельских христиан-баптистов из Московской, Брянской, Тульской, Орловской, Тамбовской, Липецкой, Воронежской, Белгородской и Харьковской областей, в котором приняло участие свыше 300 человек в возрасте от 15 до 25 лет, в том числе, и около 20 детей дошкольного и младшего школьного возраста. Руководил "молодежным общением" член СЦЕХБ, неоднократно судимый Костюченко Г. В., житель города Тимашевска Краснодарского края. В этом мероприятии приняли участие областной пресвитер Овчинников Л. Д., старший пресвитер Ворошневской общины СЦЕХБ Согачев А. В., пресвитер Рышков И. М. и другие активисты.

В 1990 году деятельность религиозных обществ ЕХБ заметно активизировалась. Вся их работа направлена на реализацию задач, определенных 44 Всесоюзным, а также Российским съездами евангельских христиан-баптистов, которые состоялись в 1990 году. В качестве основных на ближайшее четырехлетие задач выделены проблемы миссионерской деятельности и евангелизации, богословского образования и активного участия в жизни общества. В плане выполнения решений съезда летом 1990 года в г. Курске состоялись дни Евангелия и милосердия, организованные по инициативе поместной церкви ЕХБ. В ходе этих дней был благотворительный концерт на стадионе "Трудовые резервы". На нем почти с двухчасовой программой выступил хор Курской городской общины ЕХБ. С проповедями к 1,5 тыс. человек, собравшихся на стадионе, обратились Лихих Г. А. и Николаев С. И. (заместитель старшего пресвитера по РСФСР). Последний в своем пространном выступлении особо подчеркнул мысль о том, что главная задача, стоящая сегодня перед людьми – сделать выбор за кем идти – за Иисусом Христом или сатаной.

В этом же году баптисты совершили многочисленные крещения людей на реке Сейм в Курске, а так же в Октябрьском, Курчатовском, Пристенском и Щигровском районах. Всего в 1990 году крещение приняло 115 человек – это на 30 человек больше, чем в 1989 году. Возросла на 22 человека также численность сторонников СЦЕХБ.

Открывается баптистская миссия "Новый Завет", которая организовывает передвижные духовные библиотечки, проводятся показ фильма "Иисус" и духовные концерты. В Доме знаний в г. Курске проводился платный цикл христианских лекций. С двумя первыми лекциями выступил старший пресвитер Лихих, а с третьей – руководитель миссии И. В. Петров. После лекций была организована торговля религиозной литературой. На первой лекции присутствовало 86 человек, на двух следующих уже немногим более 40 слушателей.

В начале 90-х годов в Курской области резко увеличивается количество различных сект и их адептов. Появляются и активизируют свою деятельность следующие религиозные организации: свидетели Иеговы, пятидесятники (Христиане веры евангельской), Адвентисты седьмого дня, Новоапостольская церковь, Общество сознания Кришны, муниты, Центр Дианетики Хаббарда, Центр Порфирия Иванова, "Звенящие кедры России" и др. Попробуем дать небольшую характеристику их деятельности за последние годы.

Оживилась деятельность и секты адвентистов седьмого дня, которое насчитывала 47 членов. В общине было 10 пресвитеров. В Курске состоялся зональный семинар жен проповедников общин АСД с участием зарубежных представителей. В Белгороде в одном из Домов культуры проводилось совместное служение Белгородской и Курской церквей АСД. После трехмесячных библейских курсов в молитвенном доме АСД г. Курска община смогла пополнить свои ряды новыми 10 членами. После объявления нового набора на библейские курсы на первом занятии присутствовало 28 слушателей 43.

Общине АСД принадлежит и областная общественная организация "Общество библейского знания" (ул. Н. Казацкая, 52). Общество зарегистрировано в марте 1999 года. Главой общества является Зайцев Дмитрий Алексеевич, получивший образование в Институте Эндрюса (США) и Заокской Духовной Академии. В Курской области ОБЗ проводит циклы благотворительных программ. С 12 февраля по 10 марта 1999 года в Курчатове в кинотеатре "Прометей" постановлением главы города В. Михайлова обществу было разрешено проведение программы "Так говорит Библия". В 15 февраля 2002 года в курском клубе "Монолит" (ул. Обоянская, 26) проводилась похожая благотворительная программа "Библия говорит так…".

25 сентября 1992 года в Курском Министерстве Юстиции регистрируется пятидесятническая миссия "Христианский миссионерский центр Ковчег", которая находится по адресу: г. Курск, ул. Кулакова 39-а, кв. 54. Причем, "Ковчег" на 1992 год единственная зарегистрированная организация ХВЕ по Курской области, тогда как общины этой конфессии имеются в нескольких районах. По словам старшего пастора пятидесятников А. А. Старикова, насчитывается до 1000 последователей этого течения в г. Курске и области. Миссионерский центр пятидесятников открывает в Курске магазин "Милосердие". По адресу: ул. Пирогова, 16, "Ковчег" строит молитвенный дом. По приглашению "Ковчега" в Курск приезжала делегация миссионерского центра из шведского города Остерзунд. Этот центр является спонсором "Ковчега". Гости из Швеции посетили Управление социальной защиты населения г. Курска, где разговаривали с представителями Управления о возможной материальной и финансовой помощи людям, оказавшимся за чертой бедности. Затем была экскурсия по городу, посещение Сергиево-Казанского собора и завода "Счетмаш". 3 декабря 1999 года пятидесятники проходят перерегистрацию в Минюсте Курской обл. под названием "Сила Евангелия", номер свидетельства 169-р. В свидетельстве значится:

· вероисповедание – Христиане Веры Евангельской (Пятидесятники),

· принадлежность – Централизованная организация Ассоциации ХВЕ "Харизма",

· руководящий орган – Совет Церкви,

· юридический адрес – г. Курск, ул. Карла Либкнехта 2, кв. 23.

Курская церковь пятидесятников объединяет 4 общины, зарегистрированные в Минюсте.

От пятидесятников отделилась христианская харизматическая церковь под названием "Первая Курская Церковь Полного Евангелия", входящая в Ассоциацию ХВЕ "Харизма". Адрес: г. Курск, 3-й Малиновый пер. 27, кв. 1.

Пастором является Панченко Олег. Члены общины проводят фестивали христианской рок-музыки, беседы о вреде алкоголя и наркомании по всей области. Недавно секта прошла перерегистрацию, и теперь называется "Церковь Святой Троицы". Свои служения сектанты проводят в ДК Всероссийского общества глухих (ВОГ).

В 1993 году Бруклинским центром секты "Свидетели Иеговы" в Курск были направлены несколько "возгласителей" из Польши. Тогда же секта регистрируется в Минюсте, и численность ее адептов вырастает до 200 человек. Руководителем курской общины СИ в то время являлся И. П. Локтионов, община курировалась надзирателями из Польши и США Мареком Каженинским и Артуром Бауэром. Собрания проводятся в арендуемом зале ДК ВОГ два раза в неделю. В настоящее время областным надзирателем СИ является поляк Лешик Радошевич.

В последнее время Курск становится региональным центром пропагандистских съездов СИ близлежащих областей. 1 января 1998 года в ДК РТИ проводился конгресс для жителей Белгородской области, так как там деятельность сект практически запрещена губернатором. В октябре того же года в Курской городской клинической больнице № 4 скончалась А. Е. Суворова, отказавшись от переливания крови, так как это противоречило вероучению свидетелей Иеговы. В начале 1999 года в этой же больнице на лечении находился еще один член этой секты житель Белгородской области С. Ю. Таранов, который так же "игнорируя опасную для своей жизни ситуацию, отказывался от переливания крови по религиозным мотивам" 44.

6-7 марта 1999 года в Курске СИ проводили региональный конгресс, на котором присутствовало около тысячи человек. По окончании первой части конгресса в бассейне на улице Союзной состоялось крещение более пятидесяти новоначальных сектантов. 22 сентября 2001 года в ДК РТИ состоялся очередной конгресс СИ. На нем присутствовали сектанты из городов Курска, Губкина, Старого Оскола и Белгорода, всего около 1000 человек. Со своими проповедями выступали зарубежные миссионеры: Лешик Радошевич, Любомир Химей, Т. Сараноя, Р. Газдзик, В. Ладунский, С. Лушников. В зале собрания были отдельные места для глухонемых с сурдопереводом. Проходил тренинг в виде бытовых инсценировок по активной проповеднической деятельности. Отдельной темой этого конгресса была работа с молодежью. Выступали на конгрессе и дети. Так, учащаяся 10 класса одной из Курских школ Сеймского округа рассказывала слушающим о своем отказе от участия в "сомнительных мероприятиях школы", посвященных празднованию 9 мая, 8 марта и других государственных праздников. С радостью на лице ученица повествовала участникам конгресса о том, как она демонстративно отказалась поздравлять ветеранов с праздником Победы, заявив классной руководительнице, что "это не одобрит Иегова".

В последнее время деятельность свидетелей Иеговы активизировалась в Курчатове, Рыльске и Железногорске. Для обучения новых членов секты приезжают "учителя" из Белгорода.

15 сентября 2000 года в Министерстве юстиции Курской области официально зарегистрировалась "Курская община Западного регионального управленческого центра Новоапостольской церкви". Номер свидетельства 261-р. В свидетельстве значится:

· вероисповедание – христианство/новоапостольская вера,

· принадлежность – Управленческий центр Новоапостольской церкви в России,

· руководящий орган – Правление,

· юридический адрес – г. Курск, ул. Радищева 69/4, кв. 7.

Собрания проводятся в ДК ВОГ, который уже утерял статус культурного учреждения, превратившись в культовое.

Гораздо ранее 15.12.94 зарегистрирована Иванинская община Западного регионального управленческого центра Новоапостольской церкви в п. Иванино Курчатовского р-на. Свидетельство № 198-р.

Деятельность секты финансируется одной из германских общин Новоапостольской церкви.

В Министерстве юстиции Курской обл. 12.08.92 зарегистрировалось Курское отделение Российского проповеднического центра "Санкиртана" Международного общества Сознания Кришны. Свидетельство № 160-р.

Юридический адрес: г. Курск, ул. Косухина 9, кв. 29.

Учредитель – Колобов (Коробов) Александр Алексеевич, являющийся представителем московской организации "Сознание Кришны".

Руководитель центра – Андрей Петрухин, (тел. 2-94-49).

Духовный руководитель – Амритавабу (духовное имя), московский председатель общества.

Численность – около 20 человек (студенты и люди без определенных занятий). Место сбора – частная квартира по адресу: г. Курск, ул. Серегина 11, кв. 52.

Некоторые положения Устава организации:

Курский благотворительный фонд "Матери за мир – Санкиртана" объединяет усилия граждан, трудящихся коллективов… направленные на распространение идей мирного сосуществования, отраженных в учении известного философа и гуманиста XV века Шри Чайтаньи Махапрабху.

Цели и задачи фонда:

Курский благотворительный фонд "Матери за мир – Санкиртана" создан с целью удовлетворения духовно-нравственных и материальных потребностей граждан, устранения в обществе вражды и насилия, воспитания в обществе высоких духовно-нравственных ценностей на основе научной ведической культуры, проведения общественно-благотворительной деятельности.

Фонд объединяет граждан, прилагающих конкретные усилия в деле распространения учения Шри Чайтаньи Махапрабху, основанны движения "Санкиртана", как путь к миролюбию, и практикующих маха-мантру: "Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Харе, Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама, Рама Харе".

10 марта 2002 года в Детской школе искусств № 1 (ул. Ленина) в 16.00 проходил "День культуры Индии".

Организаторы мероприятия: Торшенко Игорь Викторович, Попова Ирина Пантелеевна (56-18-33), Свинцов Илья Николаевич (6-32-27).

На самом деле это была хорошо спланированная акция Общества Сознания Кришны. На сцене был алтарь с фигурками индуистских божеств, вверху висело полотнище с кришнаитской молитвой. Перед алтарем происходило религиозное действо. Со сцены велась религиозная пропаганда, находящихся в зале людей призывали хором петь молитвы (надо сказать, что там присутствовали несовершеннолетние дети). В вестибюле происходила раздача пищи, жертвенно посвященной Кришне (прасада), но об этом людям, берущим пищу, не сообщалось. Там же происходила торговля религиозной литературой и богослужебной атрибутикой кришнаитов (ароматические палочки, четки, плакаты с изображением индуистских богов и т.д.). Проводились личные беседы с пришедшими, их предлагалось остаться до конца мероприятия для продолжения разговора.

Все вышеизложенное противоречит "Закону о свободе совести и религиозных организациях" от 26. 09.97, № 125 ФЗ 45. 19 марта 2002 года в Министерство юстиции Курской области была подана жалоба на организаторов мероприятия. Но привлечь их к ответственности не удалось. Дело в том, что "День культуры Индии" организовывался не кришнаитами, а частным лицом, которое заявило, что именно такой и видит культуру страны. Путем таких хитростей сектанты привлекают в свои ряды много людей, обходя постановления правительства.

С конца 1997 года в Курске стала действовать секта "ивановцев" - последователей Порфирия Корнеевича Иванова. 20-21 февраля 1998 года в кинотеатре им. Щепкина проходила презентация документально-публицистического фильма "Чтобы жить…" о Порфирии Иванове, режиссера Георгия Давиденко. Вход в кинотеатр был свободный.

С 9 по 7 марта 1998 года центром "Начало" Союза защиты детей России и его Курским филиалом был проведен цикл бесед и встреч с населением и учащимися школ и других образовательных учреждений г. Курска и области, посвященный 100-летию со дня рождения Порфирия Иванова и его системе природного оздоровления.

Надо сказать несколько слов о Курском филиале центра "Начало". Филиал объединяет на добровольных началах последователей учения П. Иванова. Председателем Курского филиала центра является Ю. Лусихин. Юридический адрес центра: г. Курск, ул. 50 лет Октября, д. 120-а, кв. 6. Тел. 55-02-55. Интересно, что эта религиозная секта (в ее учении присутствует религиозное почитание Иванова) зарегистрирована в Министерстве Юстиции как общественная организация, что противоречит "Закону о свободе совести".

В 2000 году в юстиции зарегистрировалась еще одна общественная организация, являющаяся на самом деле религиозно-экологической. Ее название "Звенящие кедры", но она более известна как секта Анастасии. На момент регистрации секта насчитывала 50 человек. На сегодня число ее последователей значительно увеличилось, причем состоит в основном из женщин. Спонсором Курского филиала секты является Г. Н. Карамышева.

В том же году совместно с департаментом экологии администрации города Курска секта выписала из Томской области 700 кедров для посадки в городе. При транспортировке около половины саженцев погибло. Оставшуюся часть поместили в питомник зеленстроя. Организация "Звенящие кедры" хотела использовать саженцы по своему разумению, но поскольку покупку финансировал город, то в этом секте было отказано.

"Звенящие кедры" в конце года провели в областной библиотеке им. Асеева конференцию по книгам В. Мегре, который написал книги посвященные Анастасии, лесной девушке. В сентябре 2001 года члены организации прочитали в учебных заведениях города цикл лекций об охране окружающей среды.

Председатель этой организации И. Жирова, в 2000 году направляет обращение к президенту Российской Федерации В. В. Путину с просьбой выделить каждой семье, входящей в состав "Звенящих кедров", по одному гектару бесплатной земли (в пожизненное пользование и передаче по наследству) для создания своего родового поместья. "Продукция, произведенная в родовых поместьях, не должна облагаться никакими налогами". Эта земля нужна общине для строительства "благополучного, процветающего государства, прочно защищенного от внешнего агрессора, внутренних конфликтов, преступности".

В Администрацию Курского р-на от организации "Звенящие кедры" был сделан запрос о выделении участка земли площадью 200-250 гектар одним наделом с последующим распределением по одному гектару на каждую желающую семью для строения родовых поместий. В каждом поместье организация планировала посадить до 600 деревьев разного вида. В центре поселений предполагалось построить медпункт, магазин, школу по методике М. П. Щепетилина (развитие экстрасенсорных способностей обучающихся, слияние с природой), кафе и т. п. Все поселение должно быть обнесено лесополосой. К строительству планировалось подключение выпускников домов-интернатов с их последующим подселением. С данным предложением члены секты побывали в одном из курских домов-интернатов.

Вопрос о выделении земли рассматривался начальником Курского районного землеустройства Степановым Н. В. Сектантам было разрешено взять землю в районе станции Букреевка Курского р-на.

Кроме вышеперечисленных сект на территории Курской области в настоящее время действуют следующие религиозные организации деструктивного сектантского и оккультного характера: "Семья за единство и мир во всем мире" (муниты) – с 1997 г., группа "Агни", клуб "Открытые сердца", "Третий луч", Центр научного развития "Литан", "Церковь Последнего Завета", "Сант Такар Сингх", Ассоциация Курской радости" (сайентологи) – с 2000 г., "Последователи Уильяма Брэхэма". Все эти секты своею деятельностью наносят непоправимый ущерб человеческой психике, разрушают семьи и обманом лишают людей их имущества.

 



Заключение

Таким образом, начиная со времен старообрядческого раскола и заканчивая сегодняшним днем, сектанты на русской земле привлекают к себе все больше и больше людей. Этому способствуют и отношение властей к религии, и политическая обстановка в стране, и нестроения внутри Православной Церкви. И, как справедливо заметил русский философ Владимир Соловьев, "то, что русский народ не равнодушен к духовным вопросам, достаточно доказывается тем, что у нас ежегодно возникают новые секты". Эти слова сказаны не в защиту сектантов, и лишь выражают сочувствие вечно ищущей русской душе, которая нередко бывает обманута.

 



Примечания

 

1 "Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера", Белгород, 1997, Миссионерский отдел Московского Патриархата", с. 9.

2 Grass (1907).1.S.644. Цит. по: Макарий (Булгаков), митр. "История Русской Церкви", кн. 7, М., 1996, Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, с. 168.

3 И. Айвазов, "Церковная дисциплина по отношению к сектантам" в журнале "Миссионерское обозрение", 1907, №1, с. 75. Цит. по: Кузнецова Т. Н. "Опыт противосектантской деятельности Русской Православной Церкви в конце XIX - начале XX века", Миссионерское обозрение, №10-12, 2000, стр. 23.

4 ГАКО, Ф. № 20, оп. 1, № 6

5 Юрковецкий В. Л. "Церковь и государство. Эволюция взаимоотношений", Курск, 2001, изд. КГПУ, с. 78.

6 Лебедев А. С. "Белгородские архиереи и среда их архипастырской деятельности", Харьков, Типолитография "Печатное дело" кн. К. Н. Гагарина, 1902, с. 272-273.

7 Там же, с. 273-274.

8 Там же.

9 Там же.

10 Там же.

11 Юрковецкий В. Л., указ. соч., с. 78.

12 ГАКО, Ф. № 20, оп. 1, № 283

13 "Новые условия церковной жизни и раскола", "Курские епархиальные ведомости", Белгород, № 18, 1872 г., с. 1107.

14 Там же, с. 1107-1108.

15 Кузнецова Т. Н. "Опыт противосектантской деятельности Русской Православной Церкви в конце XIX - начале XX века", Миссионерское обозрение, №10-12, 2000, с. 35.

16 ГАКО, Ф. № 20, оп. 2, № 543.

17 "Отчёт о состоянии сектантства и деятельности противосектантской епархиальной миссии по Курской Епархии", с. 9-11. Цит. по: Юрковецкий В. Л., указ. соч., с. 74-75.

18 Там же, с. 70.

19 Приложение к № 40 Курских Епархиальных Ведомостей за 1909 год (часть официальная). Цит. по: Юрковецкий В. Л., указ. соч., с. 69.

20 Булгаков С. В. "Настольная книга священно-церковно-служителя", т. II, М., 1993, Издательский отдел Московской Патриархии, с. 1677.

21 ГАКО, Ф. № 20, оп. 2, № 523.

22 Там же.

23 Нерубенко Григорий Семенович, "Автобиография", рукопись.

24 Там же.

25 Юрковецкий В. Л., указ. соч., с. 68.

26 Там же, с. 79.

27 Там же, с. 78.

28 Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп., "Я полюбил страдание…", М., 1999, Издательство имени святителя Игнатия Ставропольского, с. 32.

29 Нерубенко Григорий Семенович, "Автобиография", рукопись.

30 Юрковецкий В. Л., указ. соч., с. 99-100.

31 "Правда", 26 октября 2000, № 124, с. 3

32 Юрковецкий В. Л., указ. соч., с. 114-115.

33 ГАКО, Ф. Р-5200, оп. 3, № 12.

34 Там же.

35 Там же.

36 Там же.

37 Там же.

38 ГАКО, Ф. Р-5200, оп. 1, № 92.

39 Там же.

40 Там же.

41 Юрковецкий В. Л., указ. соч., с. 153-154.

42 Там же, с. 154-155.

43 Там же, с. 166-227.

44 "Молодая гвардия", 6 марта 1999 года, с. 3.

45 "Правовые основы религиозной деятельности в России", М., 2002, с. 43.



Библиография

1. Баркер А. "Новые религиозные движения", СПб, 1997, с. IX-XI.

2.  Булгаков С. В. "Настольная книга священно-церковно-служителя", т. II, М., 1993, Издательский отдел Московской Патриархии.

3.  Варжанский Н. "Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис", М. 1998, "Благовест".

4.  "Вестник истины", М., изд. СЦ ЕХБ, № 3, 2002.

5.  ГАКО, Ф.№ Р-5200, оп. 1-с, 1965.

6.  ГАКО, Ф. № Р-5200, оп. 92.

7.  ГАКО, Ф. № Р-5200, оп. 3, № 12.

8.  ГАКО, Ф. № 20, оп. 1, № 6.

9.  ГАКО, Ф. № 20, оп. 1, № 33.

10. ГАКО, Ф. № 20, оп. 2, № 283.

11. ГАКО, Ф. № 20, оп. 2, № 523.

12. ГАКО, Ф. № 20, оп. 2, № 543.

13. Евлогий (Георгиевский), митр., "Путь моей жизни", М., 1994.

14. Иникова С. А. "Секты духоборцев и молокан: из прошлого в будущее", Миссионерское обозрение, №5, 1999, с. 10-13.

15. Каретникова М. С. "Русское богоискательство", "Альманах по истории русского баптизма", Изд-во "Библия для всех", СПб, 1997

16. Конь Р. М. "Конспект по сектоведению", Московская Духовная Семинария, 2001 г.

17. Кузнецова Т. Н. "Опыт противосектантской деятельности Русской Православной Церкви в конце XIX - начале XX века", Миссионерское обозрение, №10-12, 2000.

18. "Курские епархиальные ведомости", Белгород, №18, 1872 г.

19. Лебедев А. С. "Белгородские архиереи и среда их архипастырской деятельности", Харьков, Типолитография "Печатное дело" кн. К. Н. Гагарина, 1902.

20. Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп., "Я полюбил страдание…", М., 1999, Издательство имени святителя Игнатия Ставропольского.

21. Макарий (Булгаков), митр. "История Русской Церкви", кн. 7, М., 1996,

Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.

22. "Молодая гвардия", 6 марта 1999 г.

23. Нерубенко Г. С., "Автобиография", рукопись.

24. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера", Белгород, 1997, Миссионерский отдел Московского Патриархата".

2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: