Цены на природный газ

Реферат

Курсовая работа содержит: 59 страница, 6 таблиц, 3 рисунка, 25 использованных источников.

ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС, ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА, ГАЗ, НЕФТЬ.

Объектисследования: ценовая политика, энергоресурсы.

Цель работы: спрогнозировать и спланировать основные показатели топливно-энергетического комплекса и ценовой политики.

Методы исследования: статистический, сравнительный, экономический, экспоненциального сглаживания, кластерный анализ.

Полученные результаты: раскрыта сущность и классификация прогнозов, изучены методологические основы прогнозирования, был проведен анализ субъектов РФ по основным экологическим показателям, рассмотрена современная стратегия развития топливно-энергетического комплекса.

Степень внедрения: частичная.

 

                                         

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                    5

1 Теоретические и методологические основы прогнозирования и планирования цен на топливо и энергию                                                                   7

1.1Формирование системы прогнозирования ценовой политики топливно-энергетического комплекса в РФ                                                     7

1.2 Методы прогнозирования и планирования                                    12

1.3. Мировой опыт развития системы планирования и прогнозирования политики цен на топливо и энергию                                                                  26

2. Анализ топливно-энергетического комплекса                                 33

2.1 Анализ ценовой политики топливно-энергетического комплекса в РФ                                                                                                                       33

2.2 Анализ цен на энергоресурсы по субъектам РФ                                39

2.3Энергетический комплекс России неотъемлемая часть мирового энергетического рынка                                                                                     44

3 Рекомендации по совершенствованию топливно-энергетического комплекса                                                                                                           47

3.1 Стратегия развития энергетической политики                              47

3.2 Социальная политика в энергетике                                                 50

3.3 Перспективы развития новых видов топлива                                52

Заключение                                                                                              56

Список использованных источников                                                     58

 

Введение

В связи со всевозрастающими масштабами добычи и использования природных ресурсов и их невозобновляемостью быстро уменьшаются запасы угля, нефти, газа, торфа и других источников, поэтому перед каждой страной стоит задача перехода к использованию ресурсов более низкого качества, с меньшим содержанием полезного компонента, к освоению месторождений в труднодоступных районах, использованию вторичных и попутных ресурсов.

С развитием науки и техники уменьшается степень зависимости общественного производства от наличия естественных ресурсов, кроме того, требования экологии (экологического прогноза) сужают рамки использования естественных ресурсов (угля, нефти) и акцентируют внимание на поиске других, альтернативных источниках энергии.

Целью прогнозирования цен на топливо и энергию в РФ является выявление неоднородности распределение цен по территории РФ и факторов этому способствующих.

Прогноз охватывает цены на энергоресурсы: цены на природный газ, цены на электроэнергию, цены на электроэнергию в сфере ЖКХ.

Значение этих прогнозов определяется следующими обстоятельствами: объем и состав природных ресурсов, условия их залегания, распределения в пространстве и как воздействуют на структуру национальной экономики, развитие регионов, их специализацию на экспортную и импортную составляющие платежного баланса и в итоге, на эффективность производства.

Прогноз цен на энергоресурсы получает от социально-экономических прогнозов данные по потребности национальной экономики в ценовой политики на энергоресурсы и, в свою очередь, передает социально-экономическим прогнозам все необходимые данные по прогнозируемым ценам на энергоресурсы.

Цель курсовой работы: проанализировать цены на энергоресурсы.

Прогнозирования уровней цен на энергоресурсы вызвана возникшим в последние годы крайним обострением противоречий интересов поставщиков и конечных потребителей топлива и энергии. С одной стороны, отработанность наиболее продуктивных месторождений топливных ресурсов и недопустимая изношенность производственных фондов, достигающая практически во всех отраслях топливно-энергетического комплекса, обуславливают необходимость существенного роста цен на топливо и энергию. С другой стороны, неудовлетворительное финансовое состояние многих промышленных предприятий-потребителей энергоресурсов и низкая платежеспособность населения – предопределяют объективные ограничения увеличению стоимости энергопотребления.

В целом для чрезвычайно энергоемкой структуры экономики России, рост цен на топливо и энергию может привести к снижению валового внутреннего продукта и опасности возникновения энергетического кризиса.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих взаимосвязанных задач:

1. Изучить тарифы на топливо и электроэнергию в РФ;

2. Изучить существующую систему топливно-энергетического комплекса страны;

3. Выявить основные проблемы ценовой политики топливно-энергетического комплекса и выработать рекомендации по улучшению состояния топливно-энергетического комплекса;

4. Разработать прогноз о территориальном распределении цен на энергоресурсы.

В работе использована учебная и научная литература по выбранной теме, опубликованные литературные и статистические материалы.

 

1 Теоретические И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ основы прогнозирования и планирования цен на топливо

и энергию

 

1.1 Формирование системы прогнозирования ценовой политики топливно-энергетического комплекса в РФ

 

Необходимость прогнозирования уровней цен на розничных рынках энергоресурсов вызвана возникшим в последние годы крайним обострением противоречий интересов поставщиков и конечных потребителей топлива и энергии. С одной стороны, отработанность наиболее продуктивных месторождений топливных ресурсов и недопустимая изношенность производственных фондов, достигающая практически во всех отраслях топливно-энергетического комплекса 60-80%, обуславливают необходимость существенного роста цен на топливо и энергию. С другой стороны, неудовлетворительное финансовое состояние многих промышленных предприятий-потребителей энергоресурсов и низкая платежеспособность населения – предопределяют объективные ограничения увеличению стоимости энергопотребления.

В целом для чрезвычайно энергоемкой структуры экономики России рост цен на топливо и энергию может привести к снижению валового внутреннего продукта и опасности возникновения энергетического кризиса.

Слабое развитие конкурентных отношений на энергетических рынках препятствует реализации механизмов рыночного ценообразования, обуславливая неоправданно высокую роль государственного регулирования уровней цен. Недостаточная обоснованность такого регулирования, часто вызванная политическими соображениями популистского характера, приводила к нарушению формирования экономически оправданных уровней цен и, соответственно, к снижению их предсказуемости на рынках топлива и энергии [7, c. 69].

Анализ действующих в настоящее время механизмов ценообразования топливно-энергетического комплекса обуславливает необходимость учитывать при прогнозировании сохранение в рассматриваемой перспективе существенного влияния государственного регулирования.

Прежде всего, государственное регулирование ценообразования сохранится по отношению к деятельности естественных монополий, выражаясь в установлении уровней так называемых «расчетных цен», которые соответствуют или близки к «ценам предложения». Уровни этих цен рассчитываются, исходя из определения производственных затрат, издержек доставки и сбыта, величины налоговых отчислений, а также нормативно устанавливаемой величины чистой прибыли. Занижение реальных уровней цен по отношению к «цене предложения» приводит к недо­статку финансовых средств, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и развития предприятий отрасли [7, c. 80].

При реализации конкурентных отношений на рынках энергоресурсов государственное влияние на процессы ценообразования может выражаться в установлении пределов роста уровней цен, формирующихся на рынке. Как правило, этот предел должен учитывать «цены спроса», отражающие плате­жеспособность различных категорий потребителей по использованию данного вида энергоресурса. Превышение «цен спроса» при рыночном ценообразовании может привести к негативным социальным последствиям и снижению конкурентоспособности отдельных энергоемких потребителей.

В условиях, когда нормативно рассчитанные уровни «цен предложения» существенно ниже «цен спроса», у энергоснабжающих компаний может образовываться сверхприбыль за счет увеличения цен до уровня «цен спроса». При этом государство может изымать часть сверхприбыли компаний в виде специальных налогов, отчисляя их в бюджеты различных уровней [12,  c. 187].

В тех случаях, когда «цены предложения» превышают уровни «цен спроса», государство, исходя из стратегических или социальных целей сохранения производства и использования данного вида энергоресурса, вынуждено прибегать к введению дотационных схем ценообразования [7, c. 69].

В условиях низкой «прозрачности» информации об издержках производства и транспортирования энергоресурсов, существенной неопределенности оценок платежеспособного спроса у различных категорий потребителей, неразвитости конкурентных отношений между поставщиками взаимозаменяемых видов топлива, а также противоречивости требований к ценообразованию различных заинтересованных сторон, возникает острая необходимость повышения надежности (достоверности) прогнозирования цен и тарифов в рассматриваемой сфере. Представляется необходимым применение комплекса методов для повышения надежности, включая анализ и выявление устойчивых тенденций, поиск зон наиболее апробированных оценок, выбор вариантов прогнозов, удовлетворяющих компромиссу интересов энергоснабжающих компаний, потребителей энергоресурсов и государства [10, c. 56].

В связи с сохраняющейся существенной ролью государства в формировании ценовой политики в топливо и энергоснабжении, особо важно при прогнозировании цен на энергоресурсы предвидеть и учитывать наиболее вероятные схемы государственного регулирования ценообразования.

Цены на природный газ.

В условиях предполагаемого развития конкурентных отношений в газоснабжении следует ожидать реализацию объективных тенденций формирования реальных уровней тарифов на потребительском рынке (цен потребления), обеспечивающее сближение уровней «цен предложения» и «цен спроса».

Выполненные в «Газпроме» и ряде научных организаций расчеты «цен предложения» обосновывают необходимость повышения уровня цен на розничных рынках природного газа. Такой рост цен на газ не противоречит оценкам «цен спроса» [6, c. 27].

Уровни этих цен значительно превосходят цену, соответствующую платежеспособности основной части потребителей этого вида топлива. Социальная необходимость снабжения населения сжиженным газом обусловила реализацию дотационной схемы финансового обеспечения потребления этого газа. В результате фактическая цена потребления сжи­женного газа в большинстве регионов за счет дотаций была снижена по отношению к «цене предложения» и составила в 2010 г. 1300-1500 руб./1000 м³ (45-52 долл./ 1000 м³). Этот уровень цен можно трактовать как качественную оценку цены платежеспособного спроса на сжиженный газ для основной части населения. В связи с тем, что по своим потребительским свойствам сжиженный нефтяной газ близок к природному газу, полученную оценку можно распространить и на оценку цены платежеспособного спроса населения на сетевой газ [20, c. 167].

Необходимо подчеркнуть, что установление более низких цен на природный газ по сравнению со сжиженным газом приводит к дискриминации населения территорий, не охваченных сетевым газоснабжением.

Соотношение уровней цен на рынках котельно-печного топлива.

При доминирующей роли природного газа, обеспечивающего около 60% потребностей рынка котельно-печного топлива, оценку ожидаемых уровней цен на другие виды топлива, конкурирующие с газом, следует ориентировать на величины цен, учитывающих различия в потребительских свойствах этих энергоносителей у основных категорий потребителей по сравнению с использованием газового топлива.

В условиях прогнозируемого повышения цен на газ и реализации конкуренции на рынках котельно-печного топлива следует ожидать формирования экономически рационального соотношения цен на основные виды энергоносителей – газ, энергетические угли и топочный мазут. В расчете на тонну условного топлива это соотношение в среднем должно, в отличие от существующего - 1:1,2:3, приблизиться к соотношению 1:0,7:0,95 [20, c. 170].

В регионах, как Восточная Сибирь и Дальний Восток, где поставки природного газа незначительны и доминирующим является сильно монополизированное снабжение угольным топливом – приводимое соотношение теряет смысл, а формирование уровней цен на уголь будет продолжать ориентироваться на издержки производства и доставки потребителям [20, c. 170].

Рассматривая вопросы формирования цен на мазут, следует иметь в виду определенную изолированность нефтяного рынка от рынков котельно-печного топлива. Вплоть до настоящего времени цены на мазут существенно превышают цены на газ и уголь и не отражают конкурентоспособность с учетом сравнительной эффективности использования. Такая ситуация обусловлена прежде всего тем, что цены на газ регулируются государством, а цены на топочный мазут формируются на свободном рынке.

Внутри российские цены на топочный мазут, которые в значительной степени ориентируются на уровни цен экспортных поставок, определялись ценами мирового рынка нефти и нефтепродуктов. Причем, в 1999 г. средняя цена на российском рынке составляла около трети, а в 2001 г. примерно на 40% ниже европейской цены. Принимая во внимание это обстоятельство, прогнозирование цен на этот вид топлива необходимо осуществлять с учетом полити­ки регулирования экспортных поставок мазута, в частности, на основе установления экспортных пошлин, обеспечивающих для компании приблизительно равную эффективность поставок мазута на внутренний и внешние рынки [20, c. 200].

Представляется, что в рассматриваемой перспективе следует ожидать постепенное приближение цен на газ и мазут к экономически оправданному соотношению между ними, вследствие прогнозируемого роста цен на газ и усиления конкуренции на рынках котельно-печного топлива. Однако сохраняющееся влияние цен мировых рынков нефтересурсов, а также снижение объемов производства мазута при ожидаемом повышении глубины переработки нефти обусловят некоторое превышение цен мазута на внутреннем рынке против уровней, обоснованных его сравнительными потребительскими свойствами.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: