Формирование и функционирование рынка молока

Переход республики к рыночным отношениям обусловливает необходимость формирования на базе существующего рынка молока, ориентированного на удовлетворение потребностей населения в молочной продукции и действующего на основе экономических законов.

Рынок молока представляет собой систему экономических отношений между всеми субъектами молочного подкомплекса (производителями сырья и конечной продукции, предприятиями инфраструктуры и т.д.) и конечными потребителями, которые через акт купли-продажи реализует право собственности на товары, присущие данному рынку. Это означает, что рынок молока, в котором процессы обмена являются основополагающими, охватывает в равной мере производство, распределение, потребление; имеет не только прямую, но и обратную связь с процессом производства и при определении государством основных моментов и направлений его функционирования обладает способностью к саморегулированию.

С позиций соотношения спроса и предложения рынок молока и молочных продуктов можно рассматривать в целом, а также в макро- и микроструктуре. Совокупная величина платежеспособного спроса на молочные продукты, с одной стороны, и соответствующие ему совокупное предложение – с другой характеризуют состояние рынка молока и молочных продуктов в целом.

Соотношение спроса и предложения по товарным группам (сыр, кисломолочная продукция) соответствует макроструктуре рынка.

Микроструктура рынка отражает экономические интересы непосредственных потребителей и производителей на уровне предприятий, сельскохозяйственных фермерских хозяйств, предприятий маслосыродельной и молочной промышленности, отдельных производителей и их групп.

Ситуация, сложившаяся на рынке молока и молочных продуктов, характеризуется следующим:

· Неразвитостью рыночной инфраструктуры;

· Формированием заказов на молочные продукты, которое находится под контролем местных органов власти;

· Директивным закреплением сырьевых зон, зачастую совпадающих с административными границами района;

· Закупочной ценой на молоко, продаваемое сельскохозяйственными организациями молочным заводам, устанавливаемой облисполкомами;

· Установлением предельного норматива рентабельности производства для организации маслосыродельной и молочной промышленности при формировании свободных оптово-отпускных цен;

· Установлением предельных торговых надбавок к свободным оптово-отпускным ценам на масло животное;

· Монопольным положением молочного завода.

Основными параметрами формирования рынка молочных ресурсов в республике в настоящее время выступают: темпы разгосударствления и приватизации; мера государственного контроля над отраслями, входящими в молочный подкомплекс; защита отечественного рынка молока; сфера действия свободных цен.

В качестве исходной базы при определении оптимального уровня собственного производства молока и молочных продуктов правомерно ориентироваться на уровень душевого производства (максимальный вариант) или медицинские нормы потребления (минимальный вариант).

По своему назначению рынок цельномолочных продуктов ориентирован на местного потребителя, поскольку продукция строго ограничена по срокам использования. Формируется он, как правило, в пределах административного района. Что касается молочных продуктов более длительных сроков хранения, то география их потоков более широкая. Особенности формирования и функционирования рынков молока и молочных продуктов определяются многими условиями, в частности, наличием сырьевой базы, мощностями перерабатывающих организаций, ассортиментом выпускаемой продукции, платежеспособностью потребителей и т.п.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: