Большинство актов применения права являются актами – документами. В них есть текст, который составляется в соответствии с требованиями использования юридической терминологии, четких юридических конструкций. Со временем вырабатываются и получают закрепление в нормативных актах и в обыкновениях практики типизированные, стандартные формуляры актов-документов, которые упорядочивают юридическую работу, вносят в нее необходимую определенность, юридическую и документальную строгость. Особенности правоприменительных актов, требования к ним изучаются в специальных юридических науках, прежде всего науках процессуального права – уголовного, гражданского, административного права.
Наименование акта применения права может совпадать с наименованием нормативно-правового акта (например, «указ»), поэтому необходимо четко представлять принципиальные отличия одних от других.
Самое главное отличие состоит в том, что в правоприменительных актах содержатся индивидуально-конкретные предписания, а в нормативно-правовых – нормы права, то есть предписания общего характера. «Нормы права адресованы всем, кто оказался в определенных условиях, они регулируют определенные виды общественных отношений и рассчитаны на неоднократное применение. Индивидуально-конкретные предписания адресованы конкретным субъектам права, они регулируют конкретные общественные отношения (конкретные ситуации) и имеют обычно разовое значение».
|
|
Правоприменительные акты, условно, можно разделить на группы:
1. «собственнические» акты управления;
2. властные акты в области применения права;
3. акты прямого осуществления центрального руководства;
4. координационные акты;
5. ориентировочные индивидуальные акты.
Такая классификация носит локальный характер и не может представить всю систему правоприменительных актов органов государственного управления в целом.
Также в основу разделения актов на виды могут быть положены самые различные признаки.
К числу таких признаков можно отнести:
а) цель правоприменительного акта;
б) сферу использования;
в) характер регулируемых отношений;
г) характер отражения содержания нормы права в содержании правоприменительного акта;
д) степень отражения нормативного веления в содержании правоприменительного акта;
е) орган, издающий правоприменительный акт;
ж) способ принятия акта;
з) особенности содержания акта;
и) форма выражения.
Правоприменительные акты могут быть самыми различными. В связи с этим их можно классифицировать (объединить в группы) по различным основаниям:
1. По сфере действия:
· во времени:
|
|
o акты однократного действия (штрафы);
o длящиеся акты (регистрация брака, зачисление в вуз)
· в пространстве (к гражданам Российской Федерации, совершившим преступление вне пределов Российской Федерации, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если они не были осуждены в иностранном государстве, подлежат уголовной ответственности по Уголовному кодексу Российской Федерации);
· по кругу лиц (общего действия, индивидуальные).
2. В зависимости от субъектов, применяющих нормы права, индивидуальные правовые акты подразделяются на следующие виды:
· акты представительных органов государственной власти;
· акты исполнительных органов государственной власти;
· акты правоохранительных государственных органов (суда, прокуратуры, арбитража и др.);
· акты контрольно-надзорных органов.
3. По наименованию: постановления, приказы, указания, представления, резолюции, указы Президента о награждении, о помиловании, протоколы, решения, разрешения, предупреждения, предписания, приговоры и др.
4. По отраслевой принадлежности применяемых норм права:
· акты применения норм уголовного права (приговор суда);
· акты применения норм гражданского права (постановление о взыскании долга);
· акты применения норм других отраслей права.
5. По функциональному признаку:
· правонаделительные;
· правообеспечительные;
· акты-регламентаторы.
6. По способу принятия:
· коллегиальные (например, постановление Государственной Думы о создании согласительной комиссии);
· единоначальные (например, приказ директора предприятия о принятии на работу сотрудника).[8]
7. По способу выражения:
· акты-документы;
· акты-действия;
· акты-символы.
8. По характеру содержащегося в них решения:
· обязывающие;
· управомочивающие (поощрительные, удостоверительные).
9. В зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются на регулятивные и охранительные. Такие акты выполняют различные функции в механизме правового регулирования.
· регулятивные, которые устанавливают конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением людей (например, приказ ректора учебного заведения о зачислении в вуз; решение органа социального обеспечения о назначении пенсии);
· охранительные, издаваемые в связи с совершением отдельными людьми правонарушений (приговор суда, постановление следователя о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого, протест прокурора).
10. По своему юридическому значению акты применения права различают основные и вспомогательные.
· Основные акты - это акты, которые содержат веление, выражающее конечное решение юридического дела (приговор, решение суда).
· Вспомогательные - это акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных или же направленные на них осуществление (различные акты надзора и контроля, акты следственных действий).
11. В соответствии с тем, какие юридические последствия вызывают акты применения (а они являются юридическими фактами) их можно разделить на:
· правообразующие;
· правоизменяющие;
· правопрекращающие.
Такое деление является условным, поскольку один и тот же акт может вызвать все указанные последствия.
Таким образом, правоприменительные акты являются важнейшим средством реализации предписания правовых норм.[9]