Разновидности правоприменительных актов

Большинство актов применения права являются актами – документами. В них есть текст, который составляется в соответствии с требованиями использования юридической терминологии, четких юридических конструкций. Со временем вырабатываются и получают закрепление в нормативных актах и в обыкновениях практики типизированные, стандартные формуляры актов-документов, которые упорядочивают юридическую работу, вносят в нее необходимую определенность, юридическую и документальную строгость. Особенности правоприменительных актов, требования к ним изучаются в специальных юридических науках, прежде всего науках процессуального права – уголовного, гражданского, административного права.

Наименование акта применения права может совпадать с наименованием нормативно-правового акта (например, «указ»), поэтому необходимо четко представлять принципиальные отличия одних от других.

Самое главное отличие состоит в том, что в правоприменительных актах содержатся индивидуально-конкретные предписания, а в нормативно-правовых – нормы права, то есть предписания общего характера. «Нормы права адресованы всем, кто оказался в определенных условиях, они регулируют определенные виды общественных отношений и рассчитаны на неоднократное применение. Индивидуально-конкретные предписания адресованы конкретным субъектам права, они регулируют конкретные общественные отношения (конкретные ситуации) и имеют обычно разовое значение».

Правоприменительные акты, условно, можно разделить на группы:

1. «собственнические» акты управления;

2. властные акты в области применения права;

3. акты прямого осуществления центрального руководства;

4. координационные акты;

5. ориентировочные индивидуальные акты.

Такая классификация носит локальный характер и не может представить всю систему правоприменительных актов органов государственного управления в целом.

Также в основу разделения актов на виды могут быть положены самые различные признаки.

К числу таких признаков можно отнести:

а) цель правоприменительного акта;

б) сферу использования;

в) характер регулируемых отношений;

г) характер отражения содержания нормы права в содержании правоприменительного акта;

д) степень отражения нормативного веления в содержании правоприменительного акта;

е) орган, издающий правоприменительный акт;

ж) способ принятия акта;

з) особенности содержания акта;

и) форма выражения.

Правоприменительные акты могут быть самыми различными. В связи с этим их можно классифицировать (объединить в группы) по различным основаниям:

1. По сфере действия:

· во времени:

o акты однократного действия (штрафы);

o длящиеся акты (регистрация брака, зачисление в вуз)

· в пространстве (к гражданам Российской Федерации, совершившим преступление вне пределов Российской Федерации, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если они не были осуждены в иностранном государстве, подлежат уголовной ответственности по Уголовному кодексу Российской Федерации);

· по кругу лиц (общего действия, индивидуальные).

2. В зависимости от субъектов, применяющих нормы права, индивидуальные правовые акты подразделяются на следующие виды:

· акты представительных органов государственной власти;

· акты исполнительных органов государственной власти;

· акты правоохранительных государственных органов (суда, прокуратуры, арбитража и др.);

· акты контрольно-надзорных органов.

3. По наименованию: постановления, приказы, указания, представления, резолюции, указы Президента о награждении, о помиловании, протоколы, решения, разрешения, предупреждения, предписания, приговоры и др.

4. По отраслевой принадлежности применяемых норм права:

· акты применения норм уголовного права (приговор суда);

· акты применения норм гражданского права (постановление о взыскании долга);

· акты применения норм других отраслей права.

5. По функциональному признаку:

· правонаделительные;

· правообеспечительные;

· акты-регламентаторы.

6. По способу принятия:

· коллегиальные (например, постановление Государственной Думы о создании согласительной комиссии);

· единоначальные (например, приказ директора предприятия о принятии на работу сотрудника).[8]

7. По способу выражения:

· акты-документы;

· акты-действия;

· акты-символы.

8. По характеру содержащегося в них решения:

· обязывающие;

· управомочивающие (поощрительные, удостоверительные).

9. В зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются на регулятивные и охранительные. Такие акты выполняют различные функции в механизме правового регулирования.

· регулятивные, которые устанавливают конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением людей (например, приказ ректора учебного заведения о зачислении в вуз; решение органа социального обеспечения о назначении пенсии);

· охранительные, издаваемые в связи с совершением отдельными людьми правонарушений (приговор суда, постановление следователя о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого, протест прокурора).

10. По своему юридическому значению акты применения права различают основные и вспомогательные.

· Основные акты - это акты, которые содержат веление, выражающее конечное решение юридического дела (приговор, решение суда).

· Вспомогательные - это акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных или же направленные на них осуществление (различные акты надзора и контроля, акты следственных действий).

11. В соответствии с тем, какие юридические последствия вызывают акты применения (а они являются юридическими фактами) их можно разделить на:

· правообразующие;

· правоизменяющие;

· правопрекращающие.

Такое деление является условным, поскольку один и тот же акт может вызвать все указанные последствия.

Таким образом, правоприменительные акты являются важнейшим средством реализации предписания правовых норм.[9]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: