Основные положения, выносимые на защиту

1. Идентичность – совокупность структурирующих характеристик локального социального пространства, отражающая динамику процессов воспроизводства субъективности как отдельного индивида так и нации и выступающая регулятивом соответствия; между субъективными смыслами и вовлеченностью в процесс социопроектирования.

2. Идентичность, с одной стороны, включена в структуру национального самосознания как некая социологизированная форма, выявляющая социальную значимость существования индивида, его поведения, самобытного развития, с другой стороны, выходит за рамки гносеологического статуса содержания национального самосознания, так как идентичность – не только субъективное переживание своей индивидуальности, но и то, что объективно определяется как размещение в определенном мире и может быть усвоено лишь наряду с этим миром, что акцентирует бытийно-конституирующий смысл роли идентичности в современном существовании общества.

3. Идентичность имплицирует как социальную (отождествление одной общности с другойv или общности с собой, индивида с общностью), так и индивидуальную (личностное самоотождествление) идентичность. Идентичность индивида в современном обществе – в той или иной степени свободный выбор из нескольких идентичностей; в результате проблематичной становится сама идентичность, которую еще нужно идентифицировать со множеством вариативных идентичностей, чтобы она могла самоотождествиться.

4. Положение о идентичности в современном обществе как функциональности предполагает размещение ее в весьма определенных темпоральных границах, обусловленных социально, культурно, политически. Это означает трансформацию культурно опосредованных, метафорических по сути подходов к дорефлексивному восприятию «национального», находящую свое воплощение в характерных для различных эпох национальных идеях. Национальная идея является категорией, описывающей такой аспект становления идентичности, который состоит в систематизированном обобщении существа «национального» в его надвременном бытии, и представляется как правило в форме тех или иных философских, общественно – политических текстов.

5. Знаково-символическая природа идентичности выражается в наделении индивида как представителя нации свойством рефлексивности, способностью осознавать условия своей субъективности, которое выражается в появлении «любви к Родине» и «комплексов национальной вины» – символических структур, упорядочивающих представления индивидов. Рассмотрение идентичности с точки зрения субъекта предполагает, что она связана в первую очередь с проблемой интерсубъективности – идентичность субъекта зависит от отношения к Другому («нации», «отчизне», «товарищу», «земляку») как в смысле социальной символической структуры, так и в смысле конкретного другого субъекта. Исследование связи идентичности и традиции предполагает рассмотрение индивида и нации как достаточно замкнутого целого, взаимодействующего с другими возможными нациями, что актуализирует проблемы межкультурного понимания

6. Основная цель рационалистической интерпретации идентичности – преодоление ее субъективности как основания социальной действительности индивида через «историческое бытие» субъекта. В рамках экзистенциальной интерпретации бытие действительно включено в существование. «Я» индивида, «социальная реальность», практическое осуществление взаимопринадлежности индивидов определяются как историческое будущее экзистенции, идентичность предстает как непрерывный, постоянно возобновляемый выбор решения о том, как для самого себя осмыслить свой фундаментальный социальный проект, понять себя в своем социальном проекте.

Структуралистская интерпретация идентичности, основываясь на выделении механизма «синтагматической инсталляции», дает возможность «воссоздать» идентичность так, чтобы в подобной реконструкции можно было обнаружить особенности «функционирования» той совокупности характеристик локального социального пространства, которая была принята за «объект».

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическое значение диссертационной работы состоит в том, что разработанные в ней методологические подходы и полученные результаты помогли проследить закономерности и тенденции социальных процессов, выявить точки соприкосновения в анализе этой проблемы различных гуманитарных наук. Практическое значение результаты данного исследования имеют в разработке стратегической национальной и культурной политики, учитывающей современный уровень развития культурных, политических, экономических взаимосвязей в рамках нации. Материалы исследования могут быть использованы при составлении учебных курсов и спецкурсов по философии, социологии, социальной философии, политологии, теории управления.

Апробация работы. По теме диссертации опубликовано 9 печатных работ общим объемом 2,88 п.л. Основные положения диссертации были озвучены в качестве докладов на конференциях:

· Культурно-исторические общности Волжско-Камского бассейна: прошлое и настоящее: 14-я межвузовская конференция по культурологии. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2008

· Культурно-историческое наследие России: изучение и сохранение. 15-я межвузовская конференция по культурологии. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2009.

и опубликованы в сборниках статей и научных журналах:

· Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского: Серия Социальные науки. – №1 (13). – Н. Новгород: Изд. ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2009

· Труды молодых ученых и аспирантов. – Вып. 8. – Н. Новгород: изд-во ВВАГС, 2008.

· Труды молодых ученых и аспирантов. Вып. 9. – Н. Новгород: изд-во ВВАГС, 2009.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Общий объём работы – 165 страниц. Список литературы включает 163 наименования. Структура диссертации отражает последовательность решения поставленных задач. В заключении диссертации сделаны основные выводы и обозначены проблемы для дальнейшего исследования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: