Основные системы и организационные структуры менеджмента

Введение

 

Редко, если вообще когда-либо, какой-нибудь новый основной институт так быстро доказывал свою необходимость, и еще реже какой-нибудь другой институт или новая руководящая группа возникали так быстро, как развивался менеджмент с начала нынешнего столетия. Редко в человеческой истории какой-либо другой новый институт появлялся с такими малыми препятствиями, беспокойствами и противоречиями.

Питер Друкер из книги «Практика управления»

 

В англо-русском словаре manage —  заведовать, руководить, manager — заведующий, правитель, management — управление.

Термин «менеджмент» уже несколько лет как вошел в русский язык. Вопреки словарю, он не является точным синонимом русскому термину «управление». Менеджмент — это всегда управление людьми. Причем управляет человек. Поэтому широко используется термин «автоматическое управление», но бессмысленно говорить об «автоматическом менеджменте».

Термин «управление» обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей. В.Зигерт дает такое определение: «Управление – это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем». К этому надо добавить, что выбор целей и формулировка задач, также относится к управлению. Более того, это одни из основных обязанностей менеджеров, особенно первых руководителей.

Термин «менеджмент» имеет несколько значений:

1. Менеджмент понимается как вид трудовой деятельности. Управление – это умственный труд, в результате которого осуществляется процесс управления. Коротко говоря, процесс управления – это непрерывное осуществление последовательных действий от прогноза предстоящей деятельности, постановки цели и разработки способов ее достижения до анализа ее фактического результата.

2. Менеджментом называют сам процесс управления, со всеми его функциями, методами и средствами. Процесс менеджмента предполагает выполнение определенных функций. Таких, как прогнозирование, планирование, создание организационных структур, командование, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль и анализ. Менеджмент объединяет различные составляющие управленческой деятельности в единое целое.

3. Менеджмент – это орган управления, например, совокупность подразделений аппарата управления, объединяющего менеджеров. Другими словами, менеджментом называют организационную структуру, предназначенную для управления той или иной организацией, регионом, страной.

4. Под менеджментом понимают категорию людей, профессионально занимающихся управлением, работающих на должностях, входящих в аппарат управления.

5. Менеджмент – это научная дисциплина, посвященная проблемам, возникающим, когда люди управляют людьми. В России менеджмент обычно рассматривается как одна из экономических наук.

6. Менеджмент как научная дисциплина опирается на практику управления. Соответственно под менеджментом иногда понимают практику реального управления и ее осмысление.

7. Менеджмент – это не только наука, но и искусство управления. Управленческая наука дает скорее общие ориентиры, чем конкретные инструкции на каждый конкретный акт управления. Реальное управление, особенно оперативное – скорее искусство, чем наука. Менеджеру необходимы не только знания, но и интуитивное понимание людей, которыми он управляет.

8. Наконец, менеджмент – это учебная дисциплина, посвященная управлению. В России менеджменту учат всех студентов экономических специальностей. О нем рассказывают будущим инженерам, геологам, медикам, социологам и др. Все чаще с менеджментом знакомят и школьников.

Все рассмотренные понимания термина «менеджмент» (а их число можно значительно увеличить) отнюдь не противоречат друг другу. Наоборот, они тесно связаны между собой и раскрывают разные стороны обсуждаемого понятия.

Основные системы и организационные структуры менеджмента.

Организационная структура управления — это упорядоченная совокупность устойчиво взаи­мосвязанных элементов, обеспечивающих фун­кционирование и развитие организации как еди­ного целого.

 

Основными элементами организационной структуры являются:

- уровни управления;

- подразделения и звенья управления;

- управленческие связи.

 

Виды отношений внутри организации делятся на:

1) линейные отношения — это отношения

между руководителем и подчиненными;

2) функциональные отношения — отношения специалиста с другими членами организации;

3) отношения управленческого аппарата, имеющие место в случае представления чьих-либо прав и полномочий. Должностные обязанности при этом состоят в предостав­лении рекомендаций, советов. Между всеми составляющими организацион­ной структуры управления существуют отноше­ния взаимозависимости: изменения в каждой из них вызывают необходимость пересмот­ра всех остальных

Увеличение количества элементов и уровней в организационной структуре управления неизбеж­но приводит к многократному росту числа и слож­ности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений; следствием этого неред­ко является замедление процесса управления.

Связи между элементами структуры управления бывают:

1) вертикальными, когда происходит взаимодей­ствие между руководителем и подчиненным;

2) 2) горизонтальными, когда происходит взаимо­действие равноправных элементов. Основные системы управления органи­зациями: линейная, функциональная, смешан­ная (линейно-функциональная), матричная, матрично-штабная.

3) Линейная система управления — схема непосредственного подчинения по всем вопро­сам нижестоящих подразделений вышестоя­щим. Такая система достаточно проста и впол­не эффективна.

4) Функциональная система управления — система представляет собой схему подчинения нижестоящего подразделения ряду функцио­нальных подразделений, решающих отдельные вопросы управления — технические, плановые, финансовые и т ц

5) Линейно-функциональная система. Ре­шения, подготовленные функциональными под­разделениями, рассматриваются и утверждают­ся линейным руководителем, который передает их подчиненным подразделениям,

6) Матричная система управления — сеть го­ризонтальных связей, многочисленные пересече­ния которых с вертикальными образуются в резуль­тате взаимодействия руководителей проектов.

7) Матрично-штабная система управле­ния —- система отражает все виды руководства и обеспечивает всестороннюю координацию деятельности между ними, сохраняя единство рас­порядительства и контроля «а высшем уровне.

 

Существуют две основные системы управления:

1. жесткая (строгая иерархия исполнения задания);

2. мягкая (определяет возможность достаточно самостоятельного управления по горизонтальным и вертикальным связям)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: