Технологический процесс разработки лесосеки зависит от расположения лесосеки, конфигурации лесосеки с учетом выделов, от почвенно - грунтовых условий, от времени разработки лесосеки (зима или лето).
При разработке технологической схемы лесосеки необходимо:
1. Определить наименьшее расстояние трелевки с учетом характеристики лесосеки (площадь лесосеки, расстояние лесосеки от места вывозки древесины и т.д.)
2. Обеспечить безопасное проведение всех операций производственного процесса на лесосеке и погрузочном пункте.
3. Обеспечить наименьшие затраты труда на подготовительно - заключительных работ, ликвидировать непроизводственные затраты времени на основных производственных работах (переходы, простои по организационным причинам и т.д.)
4. Обеспечить на протяжении времени разработки лесосеки устойчивую работу механизмов и машин и равномерную, высокую производительность труда рабочих.
5. Принять меры по сохранению молодняка и подроста. Данные задачи решаются правильным расположением волоков и способом разработки пасек лесосек.
Расчет системы лесосечных машин.
На выбор системы машин, работающих на лесосеке влияют следующие факторы:
1. Объем производства и спроса на продукцию.
2. Финансовые возможности предприятия.
3. Рельеф местности и почвенно-грунтовые условия лесного массива.
4. Средний объем хлыста.
5. Время проведения работ (зима, лето).
Расчет потребности оборудования и рабочих на лесосечных работах.
1. Ha валке леса работает ЛП - 19 (валочно - пакетирующая машина).
2. На обрезке сучьев работает ЛП - 33 (сучкорезная машина).
3. На трелевке деревьев (хлыстов) работает ТТ - 4 (гусеничный трактор).
4. На погрузке леса работает ПЛ - 2 (челюстной погрузчик).
5. На вывозке древесины работает авто-лесовоз МАЗ - 509.
При проведении расчетов потребности оборудования и рабочих на лесосечных работах применяются следующие данные:
Средний объем хлыста – 0,49м3
Условия работы - зима
Среднее расстояние трелевки – 40м
Дневное задание на бригаду определяется по формуле:
Здн/бр = Пвед * nвед * k (м3)
Где: Пвед – производительность ведущей машины ТТ – 4 (м3 /м-см)
П вед. = 135 м3 /м-см (Нвыр на трелевку леса ТТ – 4)
n вед = 2шт. количество ведущих машин, закрепленных за бригадой.
k – коэффициент сменности = 1
Здн/бр = 135*2*1 = 270м3
Количество других марок определяется по формуле:
Пi = З дн/бр / Пi * k см. (шт)
Машина ЛП – 19
n ЛП – 19 = 270/240*1 = 1,1 принимаем n ЛП – 19 = 1
Машина ЛП – 33
n ЛП – 33 = 270/163*1 = 1,7 принимаем n ЛП – 33 = 2
Машина ПЛ– 2
n ЛП – 33 = 270/246*1 = 1,1 принимаем n ПЛ – 2 = 1
| Вид операции | Марка машины | Нвыр на маш/см м3/м-см | Дневное задание на бригады (м3) | Кол-во маш по расчету (шт) | Кол-во принятых машин (шт) | Кол-во человек обсл-х 1 машину | Кол-во чел. в бригаде |
| Валка леса | ЛП – 19 | 240 | 270 | 1,1 | 1 | 1 | 1 |
| Обрезка сучьев | ЛП – 33 | 163 | 270 | 1,66 | 2 | 1 | 2 |
| Трелевка | ТТ – 4 | 135 | 270 | 2 | 2 | 1 | 2 |
| Погрузка | ПЛ – 2 | 246 | 270 | 1,09 | 1 | 1 | 1 |
| ИТОГО: | - | - | - | - | 6 | - | 6 |
Расчет количества лесосечных бригад.
Определение необходимого количества лесосечных бригад для выполнения годового объема работы предприятия.
Q = Qв / Зг/бриг (шт)
Где:Qв - годовой объем вывозки (м3)
Q г.выв.= 495250 м3(раздел 1).
Зг/ бриг - годовое задание на бригаду (м)
Зг/бриг = Здн/бр х Треж (м3)
Где: Треж = Ткал - (Твых + Тпр + Ткл) = 365- (52 + 7 + 16) = 290 дн.
Зг/бриг = 270 х 290 = 78300 (м3/ год)
Количество бригад: Пбр = 495250 / 78300 = 6,3 шт Принимаем: Пбр = 6
2.7. Расчет количества мастерских участков.
Назначение мастерского участка - организация лесосечных работ по выполнению плана лесозаготовок с наименьшими трудовыми и денежными затратами.В состав одного мастерского участка входит 2 или 3 лесосечных бригады.
n м.уч. = n лес бр / 2 = 6/2 = 3 маст. уч.
1 маст. участок - включает в себя 62 лесосеки. Площадь 1 лесосеки - 12,5 га и средним запасом 258 м /га.
Расчет количества челюстных погрузчиков ПЛ- 2.
Погрузка леса увязываются с вывозкой леса и его выгрузкой на нижнем складе, n погр = Qгод / (Псм • к см * T реж)
Где: Q год. - годовой объем вывозки (м3) (Qвывоз =495250 м3)
П см пл-2 =246 м3/ м - см. (при Vхл = 0,49 м3)
Кcм = 2; Т режим. == 290 дней.
n погр = 495250 / (246*2*290) = 3,5шт
Принимаем n пл.2 = 4
Организация лесотранспортных работ.
2.9.1. Особенности сухопутного транспорта древесины.
1. Собиратедьный характер работы, вызванный большой площадью работы.
2. Периодическое изменение места нахождения погрузочных пунктов
3.Органический срок действия участков дороги и необходимость строительства новых путей, что ведет зачастую к увеличению расстояния перевозки лесоматериалов.
Существуют 3 категории лесовозных путей.
1.Магистрали
2. Усы.
3. Ветки.
Вывозка древесины осуществляется только тогда когда на лесосеку, делянку построена лесовозная дорога и создан запас древесины обеспечивающих непрерывную работу погрузчика при выполнении им дермы выработки до окончания вывозки с данного погрузочного плита. На вывозке работают автомобили марки МАЗ - 509.
2.9.2.. Показатели работы лесовозного транспорта
1. Грузооборот дороги определяется по формуле:
ГО = Qгод / n л.д. (м3)
Где: Qгод - годовой объем вывозимой древесины. = 495250м3)
(n л.д. - количество лесовозных дорог, (n л.д. = 1)
ГО = 495250 м3 / 1 = 495250 м3
ГО = 495250 м3.
2. Грозовая работа определяется по формуле:
ГР = Qгод * 1вывоз факт (м3 *км),
Где: Qгод = 495250м3 lвыв.факт = 45км (исходные данные)
ГР = 495250 * 45 = 22286250 (м3 х км)
3. Сменная производительность автопоезда на вывозке древесины (Дорога гравийная: автолесовоз марки МАЗ - 509)определяется по формуле:
Тсм. = (Тпз + Толн + То * 1) / (k * tm + Tyc * ly + T2) * q рейс (м3 / м-см).
Где: МАЗ - 509; дорога гравийная.
Тсм - время смены = 420 мин
Тпз - подготовительно - заключительное время = 30 мин
Толн - время отдыха = 14 мин
То - время нулевого пробега (Т о = 4 мин)
lо - расстояние нулевого пробега (1 о = 4 км)
q - рейс - рейсовая нагрузка (q рейс = 19 м3)
k - коэффициент, учитывающий влияние расстояние вывозки на время пробега (к=1)
tм - время пробега в обоих направлениях по магистрали (tм = 4,2 мин)
lм - расстояние вывозки по магистрали.
1м = 1выв.сред. - 1 УСА (км): lвыв.сред. = 45 км; 1уса = 0,25 км.
1м = 45 - 0,25 = 44,75 км.
tyc - время пробега в обоих направлениях по усу. (tyc = 7 мин) Т2 - время пребывания автопоезда под погрузкой и выгрузкой (мин) Т2 = 29 мин
Псм. = 420 - (30+14+(4*4)) / (1*4,2*44,75+7*0,25+29) *19 = 32,77 м3/м-см
4. Определяем количество автопоездов, необходимое для вывозки древесины:
n авт = Qr / (Па .см * ка.см. * Треж) (шт)
Где: Павт см = 32,8 м3/см;
K авт.см =2 Треж.=290дней
n авт = 485250/ (32,8*2*290) = 26,03 Принимаем n авт = 26 шт






