История развития коммерческой деятельности в Интернет

История электронной коммерции насчитывает всего около двух десятилетий интенсивного развития, что по сравнению с историей других отраслей экономики кажется малозначительным промежутком времени. Своим рождением первые системы и методы электронной коммерции обязаны появлению технологий автоматизации продажи авиабилетов, банковских операций, пластиковых карт и построению автоматизированных систем управления ресурсами предприятий.

Предшественниками е-магазинов были официальные сайты компьютерных магазинов и салонов. Это были так называемые электронные «визитные карточки». Вначале на них была представлена всего лишь контактная информация, каталоги и прайсы на компьютеры, комплектующие и софт. Со временем в условиях конкуренции, владельцы этих магазинов пошли чуть дальше. Они реализовали в глобальной сети распространенную систему заказа товаров по телефону или по почте. По такой системе покупателю достаточно зайти на сайт магазина, выбрать нужный товар из каталога, отправить заказ на e-mail (или позвонить по телефону) и оставить свои контактные данные. В течение короткого промежутка времени ему перезванивают, уточняют его заказ и доставляют его покупку. С курьером, который доставляет ее, покупатель рассчитывается наличными. Система эта не сложнее заказа пиццы или такси по телефону. С юридическими лицами почти такая же история. На e-mail или по телефону компания отправляет свой заказ. После этого магазин отправляет счет на оплату заказчику. Заказчик перечисляет деньги на расчетный счет. Банк, через который проходит эта коммерческая операция или заказчик в свою очередь, отправляет копию платежного поручения в магазин. После того, как магазин принял платежку, в течение 24 часов заказчику доставляется заказ. Выражаясь, Интернет языком, вся торговля происходит в off-line режиме. И почти ничем она не отличается от обычной продажи. [3]

Что касается настоящих интернет - магазинов, в начале через Сеть торговали цифровыми товарами, в частности, shareware-программами. Это было очень удобно: получил деньги, отослал по электронной почте ключ - и сделка завершена. Правда, потом стали использовать для пересылки товара обычную почту. С этого момента и началось бурное развитие Интернет-торговли. Достаточно долгое время наиболее популярным "некомпьютерным" товаром были книги. И действительно, они практически идеальны для розничного Интернет-трейдинга. Затем стали появляться магазины с другими "мелкими" товарами - аудио- и видеокассетами, сувенирами (кружками, футболками с наклейками и т.п.). И только потом дело дошло до серьезных товаров - бытовой техники, мебели и даже автомобилей.

Электронная коммерция обладает большими преимуществами по сравнению с обычным шопингом. Она выгодна тем, что человек может приобрести товар, не выходя из дома, а так же предварительно провести сравнение цен, и выбрать наиболее выгодный для себя вариант. Наконец, это возможность приобретения товара не распространённого на данной территории (в стране, области, континенте)

Электронная коммерция началась ещё до того как персональные компьютеры стали преобладающими и вошли в многомиллионную долларовую индустрию.

Рассмотрим краткую историческую справку о ключевых событиях в электронной коммерции:[13]

1992 г. — конгресс США одобрил коммерциализацию сети Интернет;

конец 1992 г. — разработка силами сотрудников NCSA (Национального центра США по применению суперкомпьютерных вычислений) веб-браузера — программы, позволяющей перемещаться по Интернету с помощью мыши и не требующей от пользователя специфических технических знаний;

1993 г. — голландским математиком Дэвидом Чаумом были изобретены механизмы практической реализации электронных денег;

март 1994 г. — первый официально зарегистрированный факт рассылки спама — незатребованной пользователями рекламы (юридическая компания Canter and Siegel);

октябрь 1994 г. — на сайте hotwired.com начал демонстрироваться первый баннер, как элемент рекламной компании (компания AT&T);

октябрь 1994 г. — предложение услуг по оплате товара от компании First Virtual (первая электронная платежная система в Интернете);

1994 г. — на сервере Infoseek впервые предложили возможность размещения поисковой рекламы;

1994 г. — создание каталога ресурсов Интернет «Yahoo»;

июль 1995 г. — основан первый Интернет-магазин компании Amazon.

конец 1994 г. — появилась первая дебетовая электронная платежная система NetCash;

октябрь 1995 г. — в США открыт первый Интернет-банк Security First Network Bank;

февраль 1996 г. — введение Интернет-платежей с использованием пластиковых карт-SET;

1996 г. — основан первый Интернет-инкубатор «idealab!» для поддержки и продвижения бизнес-проектов;

1998 г. — всемирная торговая организация приняла решение освободить от обложения таможенными пошлинами программные продукты и данные, приобретенные с помощью Интернет: в США введен мораторий на изъятие налога с продаж в отношении продаж через Интернет (5–10 % от цены товара);

1998 г. — в США создана первая система PayPal, позволяющая пользователям компьютеров пересылать друг другу деньги по электронной почте;

сентябрь 1998 г. — создана поисковая система Google;

июль 2000 г. — компанией France Telecom впервые введена система платежей Paiement CB sur mobile, позволяющая производить оплату посредством мобильного телефона вместе с пластиковой картой;

2003 г. - Amazon.com получает первую ежегодную прибыль.

2004 г. — суммарный доход крупнейшего в мире Интернетмагазина Amazon составил 6,92 млрд долл. Прибыль за 2004 г. составила 588 млн долл;

2007 г. - Business.com был приобретён компанией RH Donnelley за $ 345 млн.

Фактически, электронная коммерция стала возможной в 1991 г., когда сеть Интернет стала открыта для коммерческого пользования. С тех пор тысячи бизнесменов образовали свои резиденции на веб-сайтах.

Во второй главе мы рассмотрим общие понятия интернет - магазина и характеристику современного интернет – магазинов в России.

 

Характеристика современных интернет - магазинов в России


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: