Сущность качества продукции и его показатели

 

Одним из основных путей повышения эффективности общественного производства является повышение качества продукции.

Под качеством понимается совокупность свойств продукции, относящихся к ее способности удовлетворять установленное и предполагаемые потребности общества [6; с. 241]. Таким образом, качество машин характеризуется теми свойствами, которые определяют ее эксплуатационную пригодность и, следовательно, проявляются в процессе эксплуатации. Многообразие свойств продукции определяют показатели качества, к которым относятся показатели назначения, надежности, эргономические, эстетические, технологичности, транспортабельности, стандартизации и унификации, экологические, патентно-правовые, безопасности, а также экономические показатели.

Экономический показатель является общественной оценкой [1; с.446-447], характеризующей степень удовлетворенности потребителей в конкретных условиях потребления той совокупностью свойств продукции, которой наделили ее изготовители. Экономические показатели качества проявляются двояко: через прибыль производителя от продажи качественно изготовленного продукта и через его затраты на обеспечение ожидаемого покупателем результата. Высокое качество изготовления прямо снижает издержки за счет увеличения доли продукции, которую можно продать, уменьшения случаев возврата продукции покупателями, вследствие проявившихся дефектов, а также за счет снижения потребительских затрат на гарантийный ремонт. По количеству характеризуемых свойств продукции показатели качества делятся на единичные комплексные, определяющие и интегральные. Единичные характеризуют одно свойство продукта [6; с. 242-243] (например, скорость, точность); комплексные – совокупность нескольких объединяемых свойств (например, надежность); определяющий – оценочный показатель, по которому принимается решение о качестве, интегральный показатель, который выражают через соответствующие экономические показатели. Он представляет собой отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление .

Показатели качества продукции весьма разнообразны [6; с. 243-244].

Показатели надежности – безотказность, долговечность, ремонтопригодность ид др. Эргономические показатели – учитывают гигиенические, физиологические и психологические свойства человека. Эстетические показатели – стилевого соответствия, соответствия моде, объем, отделка и др. Показатели технологичности – трудоемкость. Показатели транспортабельности – средняя продолжительность и трудоемкость подготовки продукции к транспортировке и др. Показатели безопасности – вероятность безотказной работы, время срабатывания защитных устройств и др. Экологические показатели – содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду, вероятность загрязнения окружающей среды вредными отходами (газ, излучение при хранении, транспортировке и эксплуатации).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: