С этой целью разработаны анкеты для воспитателей и родителей, предусмотрен анализ предметно-развивающей среды и анализ планирования педагогического процесса.
1. Анкетирование воспитателей(приложение 1)
Цель: изучение представлений педагогов процесса подготовки ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Анкета включала в себя 7 вопросов. На часть из них были даны варианты ответов, другие были открытого типа.
2. Анкетирование родителей(приложение 2.)
Цель: выявление представлений родителей по проблеме подготовки ребенка к школе.
3. Изучение планирования педагогического процесса
Цель: выявить особенности планирования педагогического процесса, направленного на подготовку детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Фиксируется:
- системность, последовательность работы по подготовке детей к школе
- адекватность использования форм, методов и приемов
4. Изучение предметно-развивающей среды
Цель: выявление оснащения предметно-развивающей среды, способствующей подготовке детей к школе.
|
|
Фиксируется:
- содержание материала, способствующего подготовке к школе
- достаточность материала
- внешнее оформление: эстетичность, аккуратность
- доступность: наличие специально отведенного места в группе, комфортность для деятельности детей
- соответствие возрасту
Заключение
Готовность к школе детей является результатом всей воспитательно-образовательной работы с детьми, осуществляемой семьей и дошкольным учреждением на протяжении всего дошкольного возраста.
Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Личностная готовность предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.
Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
|
|
Условия воспитания ребенка в предшествующий школе период оказывают самое непосредственное влияние на уровень его готовности к школе. Оптимального уровня готовности к школе может достичь ребенок, посещающий дошкольное учреждение, в котором подготовка его к обучению в школе является одной из важных задач и осуществляется целенаправленно и планомерно. Это объясняется тем, что некоторые дети, не посещавшие дошкольные учреждения, пользуются более пристальным и индивидуализированным вниманием родителей. Они, как правило, обладают определенными преимуществами в познавательной сфере, но часто не имеют достаточного опыта взаимоотношений и вообще стоят на эгоцентрической личностной позиции.
Чтобы ребенок, не посещающий детский сад, имел высокий уровень психологической готовности к школе, родителям главное не научить считать, писать и читать. Основной акцент необходимо сделать на мотивационное развитие ребенка, а именно – развитие социально – психологических качеств. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научиться чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.
Список литературы:
1. Артемова Л. Формирование социальной активности // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 4. – С. 39 – 41.
2. Бабаева Т.И. У школьного порога // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 6. – С. 13 – 15.
3. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2005. – 159 с.
4. Венгер Л.А., Мухина В.С. Дошкольная психология: Учебное пособие для педучилищ. – М.: Просвещение, 1988. – 335 с.
5. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост.: И.В. Дубровина, В.В. Зацепин, А.М. Прихожан. – М.: Academia, 2003. – 368 с.
6. Возрастная психология: Личность от молодости до старости: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.В. Герасимова, М.В. Гомезо, Г.В. Горелова, Л.В. Орлова. – М.: Педагогика, 2001. – 272 с.
7. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Кн. для воспитателей / Под ред. Л.А. Парамоновой, О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1999., 158 с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика – Пресс, 1999. – 536 с.
9. Выготский Л.С. Психология. – М.: Издательство «ЭКСМО-Пресс», 2002. – 108 с.
10. Готовимся к школе: Книга для родителей будущих первоклассников / Под ред. Е.Л. Ерохиной. – М.: Олимп, 1999. – 160 с.
11. Готовимся к школе: Практические задания. Тесты. Советы психолога / Сост.: М.Н. Кабанова. – С.-Пб.: Нева, 2003. – 224 с.
12. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Отв. ред. В.И. Слободчиков. - Томск, 1992. – 160 с.
13. Готовность к школе: Развивающие программы / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995. – 96 с.
14. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический проект, 2000. – 168 с.
15. Диагностика социальной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методические рекомендации / В.Г. Маргалов, В.А. Ситаров. – М.: МГПИ, 1989. – 43 с.
16. Захарова А.В., Нгуен Ткань Тхой. Развитие знаний о себе в младшем школьном возрасте: Сообщ. 1 – 2 // Новые исследования в психологии. – 2001. – № 1, 2.
17. Ильина М.Н. Подготовка к школе. С.-Пб.: Дельта, 1999. – 224 с.
18. Кан-Калик В. Психологические аспекты педагогического общения // Народное образование. – 2000. – № 5. – С. 104 – 112.
19. Ковальчук Я.И. Понимать мир детства. Мн.: «Народная асвета», 1973. – 160 с.
20. Кон И.С. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Учеб. пособие для студ. пед. Вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 624 с.
21. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. – С.-Пб.: «Прайм – ЕВРОЗНАК», 2003. – 512 с.
22. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М., Знание, 1987. – 80 с.
|
|
23. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991. – 152 с.
24. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1991. – 132 с.
25. Луньков А.И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома. М., 1995. 40 с.
26. Маклаков А.Г. Общая психология. – С.-Пб.: Питер, 2002. – 592 с.
27. Методика подготовки детей к школе: психологические тесты, основные требования, упражнения / Сост.: Н.Г. Кувашова, Е.В. Нестерова. – Волгоград: Учитель, 2002. – 44 с.
28. Мухортова Е.А., Нартова-Бочавер С.К. Скоро в школу!: Увлекательная подготовка детей к первому классу. – М.: В. Секачев; ТОО «ТП», 1998. 128 с.
29. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д., Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2002. – 256 с.
30. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А.Репиной, Р.Б. Стеркиной; Науч.-исслед. Ин-т дошкольного воспитания Акад. Пед. Наук СССР. – М.: Педагогика, 1990. – 152 с.
31. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2005. – 160 с.
32. Подготовка детей к школе в детском саду: Учебное пособие / Под ред. Ф.А. Сохина, Т.В. Турунтаевой. – М.: Педагогика, 1978. – 160 с.
33. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1987. – 240 с.
34. Римашевская Л. Социально – личностное развитие // Дошкольное воспитание. 2007. – № 6. – С. 18 – 20.
35. Смирнова Е.О. Лучшая подготовка к школе – беззаботно прожитое детство // Дошкольное воспитание. 2006. – № 4. – С. 65 – 69.
36. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М.: 2000, 158 с.
37. Социально – психологическая адаптация первоклассников / Авт.-сост. Захарова О.Л. – Курган, 2005. – 42 с.
38. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. психологические труды. – 2-е изд., стер. – М.: Воронеж, 1997. – 416 с.
39. Эльконин Д.Б. Психология развития. М.: Академия, 2001. – 144 с.
Приложение 1.
|
|
Уважаемые педагоги!
Ответьте, пожалуйста, на ряд вопросов подготовки ребенка к школе!
1. В чем, по Вашему мнению, заключается подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие компоненты готовности к школе более значимы:
· интеллектуальный (определенный уровень знаний и умений ребенка)
· мотивационный (желание ребенка идти в школу, интерес к учебной деятельности)
· социальный (умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми и др.)
· волевой (умение «управлять» своим поведением)
· свой вариант ________________________________________________
3. Какие факторы преимущественно влияют на готовность к школе?
· биологические
· социальные
· и те, и другие,
· свой вариант
4. Какие методы и приемы наиболее эффективны при подготовке детей к школе? ______________________________________________________
5. В чем, по Вашему мнению, заключается значение игр с правилами для развития дошкольников?
· развивают познавательные операции
· закрепляют навыки и умения
· развивают личностные качества
· занимают ребенка
· свой вариант__________________________________________________
6. Можно ли использовать игру как средство подготовки ребенка старшего дошкольного возраста к школе?_________Почему?______________________
7. Определите уровень подготовки детей Вашей группы к школьному обучению?___________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2.
Уважаемые родители!
Ответьте, пожалуйста, на ряд вопросов подготовки ребенка к школе!
1. Что Вы подразумеваете под понятием «готовность к школе»? ____________________
_____________________________________________________________________________
2. Какие компоненты готовности к школе знаете?
______________________________________________________________
3. Кто должен готовить ребенка к школе?
- Педагоги
- Родители
- Педагоги и родители
- Свой вариант_______________________________________________
4. Попробуйте определить, готов ли Ваш ребенок к школе?
Проба №1. Срисовывание детьми графического образца, состоящего из геометрических фигур и элементов прописных букв. Образец должен быть нарисован на белом листе бумаги без линеечек и клеточек. Перерисовывать его надо на такой же белый лист бумаги. При срисовывании дети должны пользоваться простыми карандашами. Не разрешается использовать линейку и ластик. Образец может быть произвольно придуман взрослым.
Данное задание позволит определить, справляется ли ребенок с работой по образцу.
Проба № 2. Проведение с детьми игры с правилами. Например, это может быть народная игра «Черный, белый не берите, да и нет не говорите». В этой игре сразу видны дети, не соблюдающие правила и потому проигрывающие. А ведь в игре соблюдать правило проще, чем в учебном задании. Поэтому, если у ребенка есть проблема такого рода в игре, то в учебе она тем более проявится.
Проба № 3. Перед ребенком кладут перепутанную последовательность сюжетных картинок. Можно взять картинки из известной детям сказки. Картинок должно быть немного: от трех до пяти. Ребенку предлагают сложить правильную последовательность картинок и составить по ним рассказ. Чтобы справиться с этим заданием, у ребенка должен быть развит необходимый уровень общения.
Проба № 4. В игровой форме ребенку предлагают слова, в которых надо определить, есть ли там искомый звук. Каждый раз договариваются, какой звук надо будет найти. На каждый звук дается несколько слов. Для поиска предлагаются два гласных и два согласных звука. Искомые в словах звуки взрослый должен произносить очень четко, а гласные тянуть нараспев. Детей, у которых данное задание вызовет трудности, необходимо показать логопеду.