Глава 1. Разработанность проблемы восприятия и понимания невербальной информации младшими школьниками с помощью сказки

Содержание

Введение

Глава 1. Разработанность проблемы восприятия и понимания невербальной информации младшими школьниками с помощью сказки

Теоретические основы невербального общения

Особенности восприятия и понимания невербальной информации детьми с нарушением интеллекта

Особенности использования материала сказок в работе с младшими умственно отсталыми школьниками

Глава 2. Проективные методики экспериментального исследования восприятия и понимания невербальной знаковой информации

Обоснование экспериментального материала

Диагностические методики обследования восприятия и понимания невербальной информации средствами материала сказки

Особенности восприятия и понимания эмоциональных состояний сказочных персонажей по их вербальным представлениям

Заключение

Список литературы



Введение

Актуальность исследования. Социальное устройство детей с любыми отклонениями в развитии - серьёзная проблема для современного общества. Их интеграция в среду нормально развивающихся сверстников - ведущее направление работы в области развития специальной педагогики и психологии. Повысить степень социальной адаптации детей, достичь максимально возможного для каждого ребёнка уровня развития, образования, интеграции в общество можно при своевременном коррекционном воздействии (Н. Н. Малофеев, Н. М. Назарова, Е. А. Стребелева, С. Г. Шевченко, Л. М. Шипицына и др.).

Социальная среда, общество предъявляют ребенку с проблемами в развитии требования, касающиеся умения адекватно воспринимать и понимать людей, их деятельность. Кроме того, ему необходимо уметь по внешней экспрессии понимать поведение другого человека, оценивать людей, ориентироваться в конфликтных ситуациях, анализировать и обобщать свой социальный опыт, принимать правильные решения в различных ситуациях.

Приоритетными направлениями в области коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение интеллектуального развития, являются подготовка их к межличностному взаимодействию и развитие потенциальных возможностей познания другого человека и социальной ситуации в целом (Т.Н. Власова, Т.М. Дульнев, В.В. Коркунов, Е.А. Медведева, В.Г. Петрова и др.).

Успешной интеграции и социализации младшего школьника с нарушением интеллектуального развития в окружающем мире будет способствовать адекватное восприятие, понимание и употребление невербальной информации. Обучать восприятию и пониманию невербальной информации надо на понятном, доступном и близком к уровню развития детей материале (М. Г. Агавелян, Н. А. Першина, Н. Б. Шевченко).

Образование на основе анализа жизненного опыта - это путь усвоения детьми максимального количества необходимой информации. Такое образование становится актуальным, если может быть «прожито» человеком. В символической форме оно присутствует в материале сказок: их сюжетах, иллюстрациях к ним, в образах конкретных сказочных персонажей и т.д.

Использование материала сказок в рамках специального образования, возможно относительно всех компонентов коррекционно-развивающего процесса (развитие, воспитание, обучение и коррекция).

Сказка, как средство коррекции психологических отношений, всегда имеет тройную направленность: во-первых, она дидактически приемлема; во-вторых, она включает в действие основные, познавательные процессы, что способствует мягкому переходу от воображаемой ситуации реальной; в-третьих, процесс трансформации из воображаемой ситуации в реальную, через игровую ситуацию, как раз этот путь, где при помощи психологической коррекции, можно добиться значительного повышения уровня оптимизации восприятия невербальной знаковой информации.

Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития. Сказка окружает нас повсюду. Интерес психологов к сказке существует давно. Однако только в последние годы возникла сказкотерапия как самостоятельное направление практической психологии.

Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно - образного и наглядно - действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно психическим особенностям детей младшего школьного возраста. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее.

В каждом из нас живет сказочник, потому что каждый из нас обладает фантазией. Именно фантазия и воображение помогают нам формировать образ будущего. Для нашей жизни важно, чтобы этот образ был положительным, красивым, достойным. Таким, как в сказке. Ведь сказки не только развивают воображение, но и дисциплинируют его.

Сказкотерапия - один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Возможно, потому, что с помощью сказок сформировался жизненный сценарий и с помощью сказки же можно попытаться из этого неудачного жизненного сценария человека извлечь.

Невербальная коммуникация - это выразительные движения (мимика и пантомимика), жесты (например, поклон, поворот к собеседнику или от него и др.), использование предметов.

Изучение особенностей восприятия и понимания невербальной информации младшими школьниками с нарушением интеллектуального развития на материале сказок позволяет определить как характеристику личности в целом, так и её отдельные проблемные элементы. Коррекция выявленных нарушений восприятия и понимания невербальной информации указанной категорией детей с использованием материала сказок способствует усилению потенциальных возможностей испытуемых. Предлагается множество моделей поведения в различных ситуациях, которые можно «прожить», «проиграть». Чем больше моделей, тем подвижнее социальный интеллект, тем успешнее процесс социализации. Использование в специальном образовании материала сказок полностью отвечает всё возрастающей потребности человека в мягком подходе к его проблемам.

Сказка, как средство коррекции психологических отношений всегда имеет тройную направленность: во-первых, она дидактически приемлема; во-вторых, она включает в действие основные, познавательные процессы, что способствует мягкому переходу от воображаемой ситуации к ситуации реальной; в-третьих, процесс трансформации из воображаемой ситуации в реальную, через игровую - как раз тот путь, который при помощи психологической коррекции позволяет добиться значительного повышения. уровня оптимизации восприятия невербальной информации. Это и позволило определить сказкотерапию как актуальную проблему, которая может быть разработана в олигофренопедагогике и олигофренопсихологии.

Объект исследования: особенности восприятия и понимания невербальной информации младшими школьниками с нарушением интеллекта.

Предмет исследования: процесс изучения особенностей восприятия и понимания невербальной информации о человеке младшими школьниками с нарушением интеллектуального развития на материале сказок и карточек с главными героями сказок.

Цель исследования: создание педагогических условий для изучения особенностей и коррекции недостатков восприятия и понимания невербальной информации с помощью сказок младшими школьниками с нарушением интеллектуального развития.

Гипотеза исследования: педагогическое изучение особенностей восприятия и понимания невербальной информации с помощью сказки окажется эффективной, если:

для изучения восприятия и понимания невербальной информации младшими школьниками с нарушением интеллекта будет использоваться материал сказок как наиболее адекватный педагогический инструментарий для детей данного возраста;

коррекционно-педагогический процесс будет осуществляться целенаправленно и систематически по специально разработанной программе с использованием материала сказок, учитывающей особенности восприятия и понимания невербальной информации младшими школьниками с нарушением интеллекта.

Задачи исследования:

Анализ проблемы восприятия и понимания невербальной информации младшими школьниками с нарушение интеллекта и опыта использования этих знаний в психолого-педагогической практике.

Разработка педагогической методики с применением материала сказок для изучения особенностей восприятия и понимания невербальной информации младшими школьниками с нарушением интеллекта и апробация её в экспериментальных условиях.

Методы исследования: определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме; изучение психолого-педагогической документации (личные дела, протоколы ПМПК); педагогический эксперимент, включающий этапы: констатации изучаемых фактов и явлений, коррекции выявленных нарушений, контроля эффективности проведённых мероприятий.

Этапы исследования:

1. Теоретический (сентябрь 2010 - декабрь 2010). Выбор и анализ литературы, определение основных парадигм анализируемой проблемы.

.   Экспериментальный (ноябрь 2010 - декабрь 2010). Подготовка программ и методик, проведение эксперимента.

.   Обобщающий (апрель - июнь 2011). Анализ результатов исследования, написание дипломной работы.

Практическая значимость работы заключается в возможности ее использования педагогами и учителями школ.

База исследования -ученики 4 класса специальной коррекционной школы 8 вида № 31г. Новосибирска.

Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав, вывода, заключения, списка литературы.

 


 


Глава 1. Разработанность проблемы восприятия и понимания невербальной информации младшими школьниками с помощью сказки

    Теоретические основы невербального общения

 

Вместе со Словом входят в нашу жизнь и ее смыслы, данные свыше, но постигаемые каждым заново. Бесконечность жизни, познаваемая в Слове, открывается в Смысле. Чаще всего в земном, обыденном, в минуты истины - в высоком. Как лучи утреннего солнца расцвечивают мир красками после ночного неведения, так и вновь открываемые Смыслы освещают привычные слова, соединяя человека с высшим таинством жизни. Так неведомые ранее тропинки основного пути превращаются в новые знания. Чувствуя соединенность с высшим, мы радуемся и в стремлении продлить это состояние ищем возможность воплотить эту соединенность в связи видимые, осязаемые. Появляется нужда перекинуться словом с живою душой, понимающей, разумной, способной услышать. Возникает потребность в общении с себе подобными. Именно с подобными, ибо никто другой не сможет пройти предназначенный человеку путь - в Слове, среди все новых и новых жизненных смыслов.

Общение людей друг с другом - одна из самых таинственных сфер жизни. Радостные и трудные взаимоотношения, переживания и конфликты, разъединенность и соприкосновение душ испокон веком были для людей загадкой и манили своей неизведанностью. А между тем взрослые и дети, живя рядом, сегодня, как и тысячу лет назад, пытаются приноровиться друг к другу, прийти к согласию, установить доверительные отношения. Те, кому удается добиться созвучия душ, чувствуют духовное единение, радуются, душевно обогащают друг друга. Однако многие до конца жизни блуждают в лабиринтах непонимания, обычно - между любовью и болью. Общаясь с себе подобными, человек подчас оказывается в тупике, а иногда - в лабиринтах одиночества. Выход на свободу - к Любви начинается с простых вопросов: «Как изменить свое общение с людьми?»

Сокровенный смысл общения - обратить человека к Любви и Добру. Постижение и мучительное осуществление этого смысла происходит в самых разных отношения с теми, кто нас окружает - по долгу службы или зову сердца. С ними-то мы и проходим по лабиринтам боли, и непонимания, и открытия жизненных смыслов и истин.

Многие, иногда даже профессионалы, теряются в лабиринтах людского общения, хотя каждый стремится сделать лучшее из того, на что он способен. При этом чаще всего полагаются на интуицию, доверяя своему дару чувствовать другого. Но даже самые талантливые порой переживают беспомощность и осуждают себя.

Сущность общения, его происхождение и функции связаны с когнитивными и эмоциональными психическими процессами. Познание общения невозможно без познания личности - ее уникальности, противоречий и возрастающих возможностей. Именно поэтому особое внимание уделяется взаимосвязи общения с процессами развития личности, в том числе духовного. [1, с 3-4]

Процесс общения представляет собой обмен информацией между людьми и их взаимодействие.

Среди многообразия выделяемых видов общения основными называются вербальные и невербальные, которые выступают во взаимосвязи друг с другом. Согласно исследованиям, 60-80% информации передается за счет невербальных средств, 20-40% - с помощью вербальных. [11.5]

Первые из известных в европейских странах таблицы с систематизацией знаков выразительной жестикуляции появились в 1664 году под названием «Хирология, или Естественный язык жестов» и «Хирология или Искусство риторики рук», автором которых был Дж. Баливер. [11.19]

В конце XIX века в свет выходит книга Ч. Дарвина «Выражение эмоций у людей и животных» (1972), в которой большое внимание уделялось «технической» стороне исследования невербальных средств общения. [12. 7]

В период с 1990-1979 гг. публикуется ряд монографий на английском языке (Д. Эфрон, М. Кричли, Ч. Моррис и др.). В 30-е гг. XX века появилась работа Юшманова Н. В. по экстранормальной фонетике. Но как наука “невербальная коммуникация” оформилась лишь к началу 60 гг. XX века. [13. 10]

Исследования велись по разным направлениям: мимика (Экман Г., Бодалев А. А., Шлосберг Г., Эбелсон Р.), такесика (Эклан Р., Аргайл М.), проксемика (Холл Э., Стейнцор Б.) и т. д.

Мимика - это выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека - радости, грусти, разочарования, удовлетворения и т. п. [14]

Такесика - это невербальное общение людей с помощью прикосновений (похлопываний, рукопожатий, поцелуев, ударов и т.д.), а так же область психологии, занимающаяся его изучением. [15]

Проксемика - это область социальной психологии и семиотики, занимающаяся изучением пространственной и временной знаковой системы общения. [16]

Необходимо различать следующие понятия: «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение».

О невербальном общении говорят в ситуациях доминантного использования невербальных средств. Невербальное общение - это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств. [17] Понятие «невербальной коммуникации» определяется как, система неязыковых форм и средств передачи информации. «Невербальное поведение» - социально и биологически обусловленный способ организации усвоенных индивидом невербальных средств общения, преобразованных в индивидуальную форму действий. [18, 5].

Таким образом «невербальное поведение» боле узкое понятие, чем «невербальное общение» и более широкое, чем «невербальная коммуникация».

В процессе воспитания и обучения, а затем в профессиональном развитии каждый человек овладевает определенной системой вербальной и невербальной коммуникации и использует ее в общении. Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника. Через жесты осуществляется обратная связь, которая играет определяющую роль в целостном процессе взаимодействия, а совокупность жестов является важной составной частью такой связи. Мы сможем понять, как встречено то, что мы говорим, - с одобрением или враждебно, открыт собеседник или замкнут, занят самоконтролем или скучает.

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменить свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата. [1]

Исследователи отличают от 3 до 18 типов невербальных средств человеческого общения. Если в невербальной коммуникации рассматривается так называемое ядро, то в невербальном поведении и общении спектр рассматриваемых явлений увеличивается. [11]

Ядро включает в себя мимику, жесты, позы, дистанции, походку и невербальные аспекты речи.

Какие же функции выполняют невербальные средства общения?

) акцентирование той или иной части вербального сообщения; 2) заполнение и объяснение периодов молчания говорящего; 3) поддержка контакта между партнерами и регуляция потока речи; 4) замещение отдельных слов, фраз; 5) дублирование содержания вербального сообщения; 6) противоречие вербальному сообщению; 7) предвосхищение значения, переданного речью. [19, 225]

Все функции рассмотрены с точки зрения соотношения невербальных средств общения с вербальными. Нужно сказать, что долгое время невербальное общение рассматривалось как дополнительное к вербальному. В настоящее время отстаивается самостоятельный статус невербального общения. Харрисон Р. приводит следующие отличия невербального языка от вербального: континуальность, непроизвольность, вероятность, конкретность. [13]

Но невербальное общение сейчас немыслимо без вербального, поэтому и рассматривается в непосредственной связи с последним.

Эффективность процесса обучения зависит, в первую очередь, от личности самого педагога и его профессионального мастерства. Педагогическое мастерство обусловливается триединством педагогической теории, педагогической техники и методом работы над материалом темы урока, его организации. [20, 133]

Главную роль в процессе обучения, несомненно, играет общение. В данном случае следует говорить о педагогическом общении, которое, по определению Леонтьева А. А., есть профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся и внутри ученического коллектива.

По определению Леонтьева А. А., учитель должен владеть следующими умениями: 1) управлять своим поведением; 2) управлять своим вниманием; 3) «читать» по лицу; 4) адекватно моделировать личность ученика, его психологическое состояние; 5) подавать себя в общении с учащимися; 6) оптимально строить свою речь в психологическом плане (знания речевого общения); 7) умение речевого и неречевого контакта с учащимися; 8) проводить самоанализ совей деятельности. [21, 55]

Все эти требования складываются в единое понятие “компетентности в педагогическом общении”. Учителю необходимо не только хорошо владеть вербальными средствами общения, но также и невербальными. Учителю на уроке приходится выполнять ряд заданий - то играть роль режиссера, артиста, то критика. [29, с. 85]

В педагогическом процессе важны все средства невербального общения: от мимики до знаков одежды.

Учеными выделяется от 5 до 15 основных функций невербальных средств в педагогическом общении.

Так, Шпанхель Д. Выделяет 8 основных дидактических функций: 1) мотивации; 2) презентации знаний; 3) привлечения внимания и, вообще, регулирование психологической активности учащихся; 4) постановка задачи или конечной цели; 5) управление интеллектуальной деятельностью учащихся; 6) перенос знаний и умений на новый материал; 7) контроль за успехами учащегося; 8) обеспечение обратной связи. [11, 26]

Учителю необходимо свободно владеть невербальными средствами общения для реализации своих внутренних сил и для совершенствования педагогического процесса.

Неоднократные научные исследования в разных странах показывали, что учащиеся предпочитают преподавателей с развитым невербальным языком. Яркая мимика, уместная поза, выразительный жест приковывают внимание, делают общение более эмоциональным и интересным.

Невербальные средства общения играют значительную роль в процессе общения. Наука, занимающаяся данным вопросом, сравнительно молодая, хотя ее корни уходят глубоко в историю. Как и в любой науке, здесь нет единого мнения относительно определения невербальных средств общения, их состава, функций и классификаций. Несмотря на попытки отстоять независимый статус невербальных средств общения, собственно невербальное общение рассматривается в связи с вербальными (сегодня оно не мыслимо без вербального!).

Значение невербальных средств общения неоспоримо особенно в тех сферах, где от специалистов требуется высокий уровень коммуникативной компетентности. А умение правильно использовать жесты, мимику и т. д. выступает как один из важных компонентов этого понятия. В свою очередь, коммуникативная компетентность важна при определении как педагогического мастерства, так и педагогического общения. Невербальные средства общения выполняют ряд важных педагогических функций (мотивация, презентация нового материла, обеспечение обратной связи и т. д.), делая, таким образом, педагогический процесс более реальным и оптимальным. Вследствие этого, учителю необходимо знать значение невербальных средств общения, уметь верно употреблять их для решения ряда педагогических задач.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: