Содержание
1. Предмет Экономического Анализа…………………………………………………………………1
2. Объективные и субъективные факторы формирования показателя АФХД………………………..2
3. Оценка наличия и движения основных средств………………………………………………………………….6
4. Общая Классификация основных средств………………………………………………………………….7
5. Источники и Приложения………………………………………………............9
Предмет Экономического Анализа.
Термин «анализ» происходит от греческого слова «analisis», что в переводе означает «разделяю», «расчленяю».
Такое расчленение позволяет заглянуть внутрь исследуемого предмета, явления, процесса, понять его внутреннюю сущность, определить роль каждого элемента в изучаемом предмете или явлении.
Например, чтобы понять сущность себестоимости продукции, необходимо знать не только из каких элементов она состоит, но и от чего зависит ее величина по каждой статье затрат.
Анализ – это инструмент познания предметов и явлений внутренней и внешней среды, основанный на разборе целого на составные части и исследовании их во взаимосвязи и взаимозависимости.
|
|
В науке и на практике применяют различные виды анализа: физический, химический, математический, статистический, экономический.
Они отличаются объектами, целями и методикой исследования. Экономический анализ, в отличие от других видов анализа, относится к абстрактно-логическому методу исследования экономических явлений.
Для оптимизации управления необходимо иметь четкое представление о тенденциях и характере изменений в экономике хозяйствующего субъекта. Получение данной информации возможно только на основе экономического анализа.
Роль анализа в управлении производством возрастает вследствие того, что меняются механизм хозяйствования, принципы и методы управления. Ограниченность ресурсов и необходимость выбора заставляют руководителей постоянно проводить исследования в области рынков сбыта, источников сырья, изучения спроса, ценообразования, что должно обеспечить повышение эффективности производства.Формирование рыночных отношений обусловливает необходимость развития анализа прежде всего на уровне хозяйствующего субъекта – на уровне отдельных предприятий и их структурных подразделений.
Экономический анализ, как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования ФХД предприятия.
Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов и отражающиеся через систему экономической информации. При этом все процессы изучаются в динамике. Объективные внешние факторы, влияющие на хозяйственную деятельность, в основном отражают действия экономических законов рыночной экономики. Закон спроса и предложения находит отражение в формировании цены. Изменение цен на сырье, материалы, тарифов на энергию и т.д. влияет на производственные и финансовые результаты работы предприятия, приводит к усложнению экономических расчетов в процессе анализа.Субъективные внутренние факторы связаны с конкретной деятельностью человека и полностью зависят от его действий (успешное результативное хозяйствование при правильной организации производства и труда, умелом использовании ресурсов можно определить как явление субъективного фактора). Наиболее важным моментом экономического анализа является определение взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности хозяйственных процессов.
|
|
Объективные и Субъективные Факторы формирования показателя АФХД.
В экономической литературе АФХД классифицируется по различным признакам.
По отраслевому признаку:
- отраслевой (промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли и т.д.), учитывающий специфику деятельности отдельных отраслей;
- межотраслевой (теория АФХД), являющийся теоретической и методологической основой отраслевых методик анализа.
По признаку времени:
- предварительный анализ (до совершения хозяйственных операций) необходим для обоснования планов и управленческих решений;
- последующий {ретроспективный, исторический) используют дли изучения тенденций развития предприятия, контроля за выполнением принятых планов и диагностики его состояния.
Эти анализы тесно связаны между собой. Анализ результатов труда за прошлые годы позволяет изучить тенденции, закономерности, выявить неиспользованные возможности, передовой опыт, что имеет важное значение при обосновании уровня экономических показателей на перспективу. Умение видеть перспективу дает именно ретроспективный анализ. Он является основой перспективного анализа. В свою очередь, от глубины и качества предварительного анализа на перспективу зависят результаты ретроспективного анализа. Если плановые (прогнозные) показатели недостаточно обоснованы и реальны, то их последующий анализ теряет смысл и требует пересмотра.
Ретроспективный анализ подразделяется на:
- оперативный: проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Цель его — оперативно выявлять нежелательные отклонения от целевых параметров и своевременно принимать меры;
- итоговый (заключительный) анализ проводится за отчетный период (месяц, квартал, год). Его ценность заключается в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Позволяет полно оценить деятельность фирмы.
Перспективный анализ в зависимости срока прогноза:
- Краткосрочный анализ охватывает период до одного года, используется для выработки тактической цели
- Долгосрочный — свыше года, используется для выработки стратегической политики, он менее детализирован, но его роль значительно выше, т.к. если выбрана правильная стратегия развития предприятия, то легче принимать тактические решения.
По пространственному признаку:
- внутрифирменный изучает деятельность только исследуемого предприятия и его отдельных сегментов.
|
|
- межфирменный анализ: сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий (бенчмаркинг – исследуются достижения науки и практики не только в собственной отрасли, но и в других отраслях, лидерами).
По аспектам исследования:
- финансовый анализ - процесс познания сущности финансового механизма функционирования субъектов хозяйствования с целью оценки и обоснования решений инвестиционно-финансового характера. Проводят финансовые службы, аудиторские фирмы, инвесторы и т.д.
- управленческий анализ проводят все службы предприятия с целью получения информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, изыскания инноваций в области совершенствования техники, технологии и организации производства. Он носит оперативный характер, его результаты являются коммерческой тайной.
- социально-экономический анализ изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности.
- экономико-статистический анализ применяется статистическими органами для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона.
- экономико-экологический анализ проводят органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия с целью исследования взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.
- маркетинговый анализ для изучения внешней среды функционирования предприятия: рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.
- инвестиционный анализ используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности.
- функционально-стоимостный анализ исследует функции, которые выполняет объект изучения, и методы их реализации, выявляет ненужные функции этого объекта и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д.
|
|
- логистический анализ, исследует товарные потоки от поставки сырья до транспортировки покупателям. Логистика координирует: снабжение, производство и сбыт, и способствует ускорению материальных и денежных потоков. С ее помощью можно снизить затраты за счет организации снабжения, производства и сбыта по принципу «точно вовремя».
По методике изучения объектов:
- качественный анализ, когда используются качественные сравнительные характеристики и экспертные оценки.
- количественный анализ базируется на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов.
- экспресс-анализ - способ диагностики состояния предприятия на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений, например: темпы роста производства продукции опережают темпы роста выпуска продукции - это ведет к росту остатков незавершенного производства; если темпы роста выпуска продукции выше темпов реализации продукции, это признак затоваривания.
- фундаментальный анализ - углубленное, комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата.
- маржинальный анализ — это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.
- экономико-математический анализ позволяет выбрать наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет полного использования имеющихся ресурсов.
По субъектам (пользователям анализа) различают внутренний и внешний анализ. Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами и т.д.
По степени охвата изучаемых объектов анализ делится на сплошной и выборочный (выводыпо результатам обследования только части объектов, что позволяет ускорить аналитический процесс и выработку управленческих решений).
По содержанию программы: – комплексный анализ - деятельность фирмы изучается всесторонне и тематический - только отдельные ее стороны, представляющие в данный момент наибольший интерес.