На основе различий анализаторов: зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные, вкусовые

2. на основе формы существования отражаемой материи в пространстве и времени: восприятие пространства, времени и движения (как пространственно-временного перемещения).

Элементарной единицей мысли, в которой представлены отношения между объектами, является суждение. Суждение - это форма мышления, в которой отражаются связи и отношения между сущностями. Логическое суждение есть связь между субъектом и предикатом, где субъект - это обозначаемое, а предикат - то или иное его свойство, качество[6]. Именно в суждении с его трехчленной или как минимум двучленной формулой отражаются либо отношения между объектами (вазой и окном), либо отношения между объектом и его свойством или качеством (вазой и ее качеством — способностью стоять), выраженным логическим сказуемым или предикатом. Поскольку суждение является логическим следствием усмотрения отношений, выявляемых уже на уровне перцепции, в нем могут отражаться отношения еще до формирования понятия. Суждение с понятиями в качестве его структурного элемента — это только частная, хотя и высшая форма суждений.

Суждение как форма существования элементарной мысли является исходной для двух других логических форм мышления - понятия и умозаключения.

Понятие - это мысль, в которой отражаются наиболее общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности. Генетически суждение предшествует понятию, поскольку, для того чтобы понятие сформировать, необходимо перечислить его признаки, т.е. сформировать суждение об отношениях между субъектом и множеством его предикатов, например: «собака — это лапы... это хвост... это лай... это... и т.д.».

Умозаключение - это форма мышления, которая представляет собой такую последовательность суждений, где в результате установления отношений между ними появляется новое суждение, отличное от предыдущих.

Таким образом, суждение является универсальной структурной формой мысли, генетически предшествующей понятию и входящей в качестве составной части в умозаключение. Итак, для того чтобы вычленить и понять отношения и связи между элементами ситуации, необходимо произвести какие-то действия — операциисоотнесения элементов друг с другом.

Операции мышления:

- сравнение, с помощью которого вскрываются отношения сходства или различия;

- анализ - расчленение целостной структуры объекта;

- синтез — воссоединение элементов в целостную структуру;

- абстракция и обобщение — выделение общих признаков объекта, отделение их от единичных, случайных и поверхностных;

- конкретизация — операция, обратная абстрагирующему обобщению, т.е. возврат к осмысливаемому объекту во всей полноте его индивидуальной специфичности.

Мышление как психический аппарат приспособления вступает в действие тогда, когда в процессе приспособления возникает блокада привычного приспособительного действия. Процесс преодоления препятствия имеет несколько этапов:

а) замешательство;

б) обращение к образам памяти и понятиям;

в) манипуляция образами или понятиями;

г) преодоление препятствия.

Фазы мыслительного процесса. Исходным пунктом мыслительного пути является постановка вопроса, от которого зависит направление мыслительной деятельности. Условием адекватной постановки вопроса является правильная констатация дефицита информации. Следующей фазой мыслительного процесса является перебор возможных вариантов решения задачи.

На следующем этапе из всех возможных способов в качестве гипотезы выбирается наилучший вариант на основе различных критериев вероятности выполнения требования на основе субъективного опыта и знаний. На этом же этапе осуществляется проверка выбранной гипотезы.

В совокупности эти факторы приводят к оценке адекватности выбранной гипотезы на основе «чувства близости решения» (Р. Солсо). Решение задачи завершается получением ответа или формулировкой суждения.

Виды мышления.

1. Теоретическое и практическое мышление.Теоретическое мышление направлено на познание наиболее общих законов и правил, оперирует наиболее общими категориями и отвлеченными понятиями и составляет основу научного творчества.

Основной задачей практического мышления является подготовка физических преобразований действительности, т.е. постановка цели, создание плана, проекта, схемы действий и преобразований. Часто развертывается в условиях дефицита времени и в условиях практической деятельности субъект обладает ограниченными возможностями для проверки гипотез.

Теоретическое и эмпирическое мышление отличаются друг от друга по характеру понятий, которыми мышление оперирует. Теоретическое мышление оперирует по возможности точно определенными, унифицированными по своему содержанию понятиями, относительно которых степень согласия людей достаточно высока. Эмпирическое мышление — это мышление интуитивно и ситуативно определяемыми понятиями, кроме того, в данном случае между понятиями, используемыми разными людьми, может быть низкая степень согласованности.

Различают также интуитивное и аналитическое мышление. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет более или менее четко очерченные этапы, а сам процесс мышления в достаточной мере осознан. В отличие от аналитического, интуитивное мышление свернуто во времени, иногда решение проблемы производится молниеносно, в нем отсутствуют этапы и, наконец, его процесс осознается в минимальной степени.

Приспособительные функции мышления позволяют выделить такие его виды как реалистическое и аутистическое.

Реалистическое мышление основывается на реальных знаниях о мире, направлено на достижение целей, обусловленных жизненно важными потребностями и обстоятельствами, оно регулируется логическими законами, а его течение осознанно контролируется и направляется.

Аутистическое мышление[7] основывается на иррациональных субъективно окрашенных доводах в ущерб реальным фактам, где движущей силой выступают неосознаваемые желания или страхи.

Способность к мысленному преобразованию чувственных образов памяти называется воображением. Представления, полученные в результате деятельности воображения, дают человеку возможность в наглядной форме представить себе образ конечного результата в форме предмета или ситуации.

 

Контрольные вопросы и задания

1 Что означает выражение «познавательные психические процессы»?

2 Проведите сравнительный анализ базовых характеристик рационального и чувственного познания.

3 В какой характеристике ощущения субъекту представлена энергия воздействия на организм?

4 В чем заключается специфика отражения реального мира в ощущениях, восприятии, мышлении?

5 Назовите основные мыслительные операции.

6 Перечислите классификационные признаки ощущений.

7 Какова роль представлений в повседневной жизни человека? Приведите примеры.

8 Решите задачу: «Расставить десять столбов по сторонам квадрата так, чтобы на каждой его стороне оказалось по три столба». Проследите за ходом своих рассуждений.

Рекомендуемая литература

1 Бухарова, И. С. Психология. Практикум: учебное пособие для бакалавриата и специалитета / И. С. Бухарова, М. В. Бывшева, Е. А. Царегородцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 208 с. – (Университеты России). – ISBN 978-5-534-06467-4. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/441667

2 Восковская, Л. В. Психология ощущений и восприятия: учебное пособие для академического бакалавриата / Л. В. Восковская. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 475 с. – (Университеты России). – ISBN 978-5-534-01163-0. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/436546.

3 Выготский, Л. С. Лекции по психологии. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 432 с. – (Антология мысли). – ISBN 978-5-534-07471-0. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/437761

4 Гуревич, П. С. Психология: учебник для академического бакалавриата / П. С. Гуревич. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 465 с. – (Авторский учебник). – ISBN 978-5-9916-5042-7. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/431923.

5 Дружинин, В. Н. Психология общих способностей: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / В. Н. Дружинин. – 3-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 349 с. – (Авторский учебник). – ISBN 978-5-534-09237-0. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/427496.

6 Елисеева, Л. Я. Педагогика и психология планирования карьеры: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Л. Я. Елисеева. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 242 с. – (Бакалавр и магистр. Академический курс). – ISBN 978-5-534-09493-0. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/441155.

7 Задорожная, О.В. Актуализация потенциальных возможностей субъекта в системе высшего образования /О.В. Задорожная //Научно-международная конференция. Университет Месроп МАШТОС, Степанокерт, 2012.

8 Задорожная, О.В. Психология и педагогика. Учебное пособие для студентов технических вузов / О.В. Задорожная, И.В. Леусенко - Ростов-на-Дону: Издательство НМЦ «ЛОГОС», 2012. - 233 с.

9 Кавун, Л. В. Психология личности. Теории зарубежных психологов: учебное пособие для вузов / Л. В. Кавун. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 109 с. – (Университеты России). – ISBN 978-5-534-07439-0. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/438035.

10 Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан, В.А. Аверин, И.А. Зимняя / Под общей редакцией А. А. Реана – СПб.: АСТ, 2015. – 714 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: