Сословие дворянство чин ранг привилегия



Заключение

 

В заключение данной работы нужно отметить то, что зарождение чинов начиналось еще в XV-XVII вв., когда русские князья, как великие, так и удельные, имели свой придворный штат - дворовых людей. В состав дворовых людей входили бояре, окольничие, дворецкие, думные дворяне, стольники, дружинники. Им приходилось исполнять не только придворные, но также и различные административные, судебные и военные обязанности.

При этом бояре, окольничие и думные дворяне составляли первый класс дворовых людей, а стольники, стряпчие, дворяне московские и жильцы - второй класс.

В XVI веке в России с появлением огнестрельного оружия появляются первые постоянные воинские формирования из специалистов артиллерийского и стрелкового дела, а значит и воинские чины - стрелец, десятник, сотник (сотенный голова). Именно стрельцы впервые в России получили определенную структуру, регламентированную форму одежды и сколько-нибудь определенную систему воинских чинов.

Первый Русский Воинский Устав 1647 года определил и первую законодательно закрепленную систему воинских чинов. Впервые в ней военнослужащие были разделены на категории - рядовые и урядники (нижнего ранга, среднего ранга, высокого ранга).

В 1698 г. А.А. Вейде предложил Петру I проект «Воинского Устава», в котором была разработана система воинских чинов регулярной армии, согласно которой «начальные люди» делились на «выщних» и «нижних».

Петр I признавал, что для придания государственной службе четкой организационной структуры необходимо установить строгую иерархию всех ее должностей, число которых в связи с расширением функций государственного управления в начале XVIII века значительно возросло.

Такой прогрессивной мерой можно было достичь: во-первых, укрепления дисциплины и субординации и, во-вторых, создать стимул для последовательного продвижения по служебной лестнице каждого государственного служащего в соответствии с его способностями и заслугами.

Результатом проделанной работы явилась «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных, которые в каком классе чины; и которые в одном классе, те имеют по старшинству времени вступления в чин между собою, однако ж воинские выше прочих, хотя б и старее кто в том классе пожалован был», введенная в действие 24 января 1722 года.

Закон состоял из расписания новых чинов по 14 классам. К каждому классу были приписаны вновь введенные чины воинские (в свою очередь подразделявшиеся на сухопутные, гвардейские, артиллерийские и морские), гражданские и придворные.

Табель о рангах явилась первым российским нормативно-правовым актом, регулирующим сложный комплекс чинопроизводственных отношений, и заложила основу последующему законодательству Российской Федерации, как касающемуся в целом государственной службы (закон РФ «Об основах государственной службы в Российской Федерации), так и отдельных ее видов (закон РФ «О воинской обязанности и военной службе», закон РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации, Закон РФ «О статусе военнослужащих» и др.).

Деление государственных служащих на классы по табели Петра I и применение по примеру других государств наименований чинов используется в настоящее время в России, но не в столь дробном виде.

Классные чины широко используются в военизированных и гражданских сферах деятельности (обороне, органах внутренних дел; железнодорожном, водном и воздушном транспорт; таможенных органах). Получение классного чина в настоящее время является определенной льготой и стимулятором более эффективного отправления государственной службы.

Издание Табели оказало существенное влияние на чинопроизводство в России и организацию государственной службы. Единственным регулятором службы сделалась личная выслуга. Военная служба была отделена от гражданской и придворной. Узаконено было приобретение дворянства выслугой известного чина и пожалованием монарха, что повлияло на демократизацию дворянского класса, на закрепление служилого характера дворянства и на расслоение дворянской массы на новые группы - дворянства потомственного и личного.

Преимущественное право на государственную службу предоставлялось потомственным поместным дворянам. Для них были установлены льготные условия поступления на службу и более быстрого продвижения по рангам.

Дворянство имело преимущество в связи с тем, что являлась социальной опорой самодержавия, а также имела в целом более высокий образовательный уровень и имущественную обеспеченность.

Табель о рангах предусматривала поступление на государственную службу и представителей других свободных сословий, но рассматривалось это как исключительный и в значительной мере вынужденный щаг.

Это заложило основу строгого соответствия предъявляемым требованиям при принятии на государственную службу.

Одним из главных элементов государственной службы, который вводила Табель о рангах, являлось то, что служащий должен был пройти ее, начиная с низшего класса чина вверх целиком. Это диктовалось как необходимостью замещения всех должностей, так и достижение требуемой профессиональной подготовки и опыта.

Система военно-сухопутных чинов предусматривала три линии чинопроизводства: 1- армейская пехота и кавалерия; 2 - армейская артиллерия и инженерные войска; 3 - гвардия.

В системе военно-морских чинов Табель о рангах установила чины: генерал-адмирала в I классе, адмирала - во II, вице-адмирала - в III, шаутбенахта - в IV, капитан-командора - в V, капитана 1 ранга - в VI, капитана 2 ранга - в VII, капитана 3 ранга - в VIII, капитан-лейтенанта - в IX, лейтенанта - в X, корабельного секретаря - в XI, унтер-лейтенанта - в XII.

С начала XIX в. генералы, адмиралы и офицеры сухопутных и военно морских сил, отличившиеся по службе и пользовавшиеся доверием императора, составляли его Свиту и имели особые свитские звания.

В гражданской службе, в отличие от военной, введение Табели о рангах вызвало многие сложности. Первоначально стали использоваться наименования военных чинов. Велась сложная законотворческая работа. В результате 16 декабря 1790 г. был подписан указ Екатерины II Сенату «О правилах производства в статские чины». Вместе с возникновением собственно гражданских чинов, т. е. отделением их от должностей в самостоятельную правовую категорию, усилилась потребность в единых наименованиях этих чинов, в общих обозначениях классов гражданской службы.

К гражданским чиновникам в некотором отношении примыкало духовенство, которое также фактически находилось на государственной службе, нередко осуществляя ее бок о бок с гражданскими и другими государственными служащими. Оно имело свою систему рангов (санов) и титулов, как частных, так и общих.

Придворные чины и звания обозначали официальное положение лиц, состоявших при дворе российских императоров. Они составляли самую малочисленную, но и самую элитарную часть гражданского чиновничества.

Их отнесение к составу государственных служащих оправдывалось тем, что императорский двор являлся резиденцией главы государства.

С марта до середины декабря 1917 г. велась ликвидация чинов и званий императорской России, просуществовавших на протяжении стольких веков.

Однако понадобилось время, чтобы стал историческим прошлым этот сложный по своей природе, сыгравший важную роль в жизни страны государственно-правовой и общественно-психологический феномен.

Таким образом, в конкретный исторический период происходило становление института чинопроизводства в России. И, несмотря на постоянно возобновляющиеся толки об устарелости Табели о рангах и уклонение дальнейшего законодательства от первоначальной идеи данного правового акта, по которой чины означали сами должности. Табель заложила основу современной государственной службы в Российской Федерации и деления государственных служащих на классы.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: