Пожилые - люди, прожившие долгую жизнь, вследствие чего они уже испытывают определенные психофизические ограничения независимо от или отсутствия заболеваний, в некоторых случаях они функционально недееспособны либо им необходима помощь со стороны.
Старение населения является одной из глобальных проблем современного мира. В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения к пожилому возрасту относится население в возрасте от 60 до 74, к старому — от 75 до 89 лет, а к долгожителям — 90 лет и старше.
Краткосрочными и среднесрочными целями социальной политики Российской Федерации в области социальной защиты пожилых людей являются: [А93]
· содействие безусловному соблюдению конституционных прав и законных интересов пожилых граждан, в том числе права на социальное обеспечение;
· содействие обеспечению человеческого достоинства пожилых людей, утверждению их общественно значимой роли в социальном развитии.
Технологии соц. работы с пожилыми людьми ориентированы на их социальное обслуживание, которое осуществляется на основании ФЗ.[А94]
Работа с пожилыми осуществляется на двух уровнях:
1) На макроуровне гос-во осуществляет: формирование социальной политики с учетом интересов стариков, создание пенсионных и др. фондов поддержки, формирование комплексной системы соц. страхования, системы медицинского, психологического, консультативного обслуживания этих граждан;
2) На микроуровне изучаются условия жизни стариков, получают ли они помощь и какую.
В основу технологии социальной работы с пожилыми должны быть положены следующие требования:
· предупреждение причин, порождающих проблемы пожилых людей;
· содействие практической реализации прав и законных интересов, обеспечению возможности самовыражения пожилых граждан и предупреждение устранения их от активной жизни;
· соблюдение равенства и возможностей пожилых граждан при получении социальной помощи и услуг;
· дифференциация подходов к разрешению проблем различных групп пожилых людей на основе учета факторов социального риска, влияющих на их положение;
· выявление индивидуальных потребностей пожилых граждан в социальной помощи и обслуживании;
· адресность при предоставлении социальных услуг с приоритетом содействия пожилым гражданам в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни;
· использование новых технологий социальной работы, направленной на удовлетворение потребностей и нужд пожилых людей;
· ориентация на развитие самопомощи и взаимоподдержки пожилых людей;
· обеспечение информированности пожилых граждан, как и всего населения, о возможностях социальной помощи и услуг.
В технологии социального обслуживания населения Российской Федерации выделяются три основных направления социальной защиты пожилых людей:
1) пенсионное обеспечение;
2) система льгот и преимуществ пожилым людям;
3) социальное обслуживание пожилых людей в стандартных и нестандартных условиях.
Самой распространенной формой социального обслуживания пожилых людей являются территориальные центры социального обслуживания.
Виды соц. обслуживания пожилых:
1) социальное обслуживание на дому;
2) стационарное обслуживание;
3) полустационарное обслуживание (комбинирование услуг на дому и в специальных учреждениях);
4) социальное консультативная помощь;
5) срочное социальное обслуживание.
Принципы социального обслуживания:
1) адресность;
2) доступность;
3) добровольность;
4) гуманность;
5) приоритетность;
6) конфиденциальность;
7) профилактическая направленность.
Основные направления социального обслуживания:
1) предоставление материальной помощи;
2) социальное обслуживание на дому;
3) социальное обслуживание в стационарных учреждениях;
4) предоставление временного приюта в специальных учреждениях;
5) организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания;
6) консультативная помощь.