Прогнозирование сферы платных услуг и алгоритм исследования факторов, влияющих на неё

 

Алгоритм исследования факторов, влияющих на эффективное развитие сферы услуг в крупном городе, может быть представлен в виде трех взаимосвязанных этапов.

Первый этап предполагает подготовку информационной базы исследования.

На втором этапе, на основе подготовленной информационной базы, проводится оценка факторов, влияющих на размещение предприятий сферы услуг.

На заключительном, третьем, этапе, базируясь на агрегировании результатов факторного анализа (спросовых ограничений и факторов предложения на потребительском рынке города), необходимо определить основные направления эффективного развития сферы услуг города на перспективу. На этом этапе важнейшее значение приобретает прогнозирование спроса на услуги.

С точки зрения методологии считается, что изучение основных тенденций изменения спроса и его моделирование на перспективу должны осуществляться с учетом системы факторов двух типов:

þ определяющий величину спроса на каждом из уровней иерархической структуры: народное хозяйство – отрасль – предприятие;

þ учитывающих специфику рассматриваемого этапа развития экономики.

В методическом плане при прогнозировании спроса для сферы обслуживания могут быть применены следующие подходы:

▬ Традиционный – ретроспективный анализ фактического числа заявок на услуги и выявление основных тенденций, определяющих их будущее количество. Недостаток данного подхода заключается в том, что он неприемлем в условиях быстрого изменения внешней среды функционирования экономических объектов, характерного для современных условий.

▬ Классический – прогнозирование спроса с учетом ограниченного числа доминантных факторов (преимущественно доходов и цен). Основные вопросы, находившиеся в центре внимания, – анализ поведения потребителя, исследование факторов, влияющих на спрос, в частности изучение соотношения категорий спроса, предложения, цены и доходов.

▬ Модифицированный – адаптация классического подхода к современному сложному процессу формирования спроса на продукцию сферы услуг. Этот подход базируется на новых концепциях формирования спроса, в соответствии с которым его эффективное прогнозирование невозможно без учета целого комплекса взаимосвязанных факторов, определяющегося как спецификой отраслевого производства, так и особенностями предоставления и потребления услуг в современных условиях переходного периода.

Точность прогноза зависит от надежности и полноты информации о рыночных процессах и факторах, обуславливающих уровень их развития, степени устойчивости рынка и экономики в целом, адекватности прогнозной модели, а также технической вооруженности прогноза.

Из существующих на практике методов прогнозирования спроса чаще других применяются метод экспертных оценок, экстраполяции, моделирования, нормативный, программно-целевой и аналоговый. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. (приложение 1)

Для более точной оценки спроса на товары и услуги в будущем разумно применять комплекс различных методов, описанных выше, что позволяет более точно спрогнозировать ситуацию на рынке. Причем вначале разрабатывается прогноз внешней среды, затем – прогноз развития данной отрасли и наконец – прогноз величины спроса на товар или услугу на конкретной территории.

В современных условиях в рамках территории (области, города, сельского поселения) более целесообразно применять модифицированный подход. В основу его может быть положено большое количество факторов, главным из которых являются доход и цена. Кроме того, необходимо учитывать влияние неценовых факторов – качественных характеристик товаров и услуг (рост потребительских предпочтений, рост потребительских свойств, повышение престижа производителя, дислокация центров оказания услуги и др.) и условий внешней среды (ожидание изменения цен, инфляция, ожидание изменения доходов и др.)

 



Основные показатели сферы платных услуг

 

Объем платных услуг населению отражает объем потребления населением различных видов услуг и статистически измеряется суммой денежных средств, уплаченных потребителем за оказанную ему услугу. При этом оплата может производиться как самим потребителем, так и организацией, в которой работает данный потребитель, полностью или частично компенсирующей или оплачивающей расходы по потреблению им услуги. Объем платных услуг включает объемы услуг, оказанных населению официально зарегистрированными организациями, имеющими статус юридического лица, гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица на индивидуально основе, и некорпорированными организациями. Этот показатель формируется на основании данных форм федерального государственного статистического наблюдения и экспертной оценки скрытой и неформальной деятельности на рынке услуг по утвержденной методике.

Информация в стоимостном выражении представлена в фактически действовавших ценах. Динамику объема платных услуг населению характеризуют индексы физического объема, исчисленные путем сопоставления его величины за отчетный и базисный периоды с учетом снятия инфляционной составляющей с помощью индекса потребительских цен (тарифов) на платные услуги населению.

Индекс физического объема платных услуг населению – относительный показатель, характеризующий изменение объема платных услуг населению в текущем периоде по сравнению с базисным. Этот индекс показывает, во сколько раз увеличился объем платных услуг населению в результате изменения только его физического объема при исключении влияния динамики цен.

Сеть объектов бытового обслуживания населения характеризуется числом ателье, цехов, мастерских и приемных пунктов.



Экономико-статистический анализ сферы услуг


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: