Тема: Внешняя и внутренняя среда организации
Организация как объект менеджмента.
Организация - группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.
Неформальная организация - спонтанно возникающая группа людей, достаточно регулярно вступающих во взаимодействия друг с другом.
Формальная организация - организация, обладающая правом юридического лица, цели деятельности которой закреплены в учредительных документах, функционирование – в нормативных актах, положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников организации.
Любая организация подобно живому организму проходит стадии развития: возникновения, развития, роста, зрелости и упадка. Это предсказуемые изменения состояния организации, которые протекают во времени с определенной последовательностью (таблица 1).
Таблица 1 - Стадии жизненного цикла организации
Стадия | Характеристика |
Возникновение (создание) | Концептуальная стадия. Обоснование жизнеспособности идеи создания и развития организации, определение факторов коммерческого успеха. Формальное учреждение. |
Развитие | Становление производства. Новизна продукции, малые масштабы. Борьба за лидерство между предприятиями-конкурентами. |
Рост | Расширение масштабов. Наращивание производства и объемов продаж. Освоение новых рынков, поиск новых решений. Лучшее конкурентное положение. |
Зрелость | Падение объемов продаж и доходов. Модернизация и индивидуализация продукции, проникновение в новые производственные сферы, поиск новых рынков. Пересмотр предпринимательской концепции. |
Кризис (затухание) | Падение прибыли, снижение платежеспособности, ограниченные возможности реализации продукции. Возможны два пути: · Банкротство – ликвидация организации; · Реформирование (возрождение) организации |
|
|
Внешняя среда организации.
Внешняя средаорганизации оказывает разнообразное влияние, предоставляя благоприятные условия и возможности для эффективной деятельности, либо создавая угрозы для ее существования. Внешняя среда разнообразна и неоднородна по своему составу, она подразделяется на среду косвенного воздействия (макросреду) и среду прямого воздействия (непосредственное окружение) (рис.4).
ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ
Среда косвенного воздействия
Политико-правовой Экономический Социально-культурный
фактор фактор фактор
|
|
Научно-технический
прогресс Природно-
Среда прямого воздействия географический
Поставщики Потребители фактор
Конкуренты Гос органы
Собственники
Организация
Рис.4. Внешняя среда организации
Общая характеристика внешней среды
- взаимосвязанность факторов;
- сложность;
- подвижность (изменчивость);
- неопределенность.
Факторы среды прямого воздействия: поставщики (трудовых ресурсов, материалов, капитала), потребители, конкуренты; профсоюзы, законы и государственные органы.
В среду прямого воздействия входят потребители продукции и услуг, поставщики сырья, материалов и энергии, конкуренты, государственные и муниципальные органы, общественные организации, в данном случае профсоюзы. В отличие от макросреды организация имеет большую степень воздействия на эти факторы.
Поставщики могут быть:
· поставщиками материалов, сырья, оборудования и энергии;
· поставщиками финансовых ресурсов;
· поставщиками трудовых ресурсов.
Современные производители продукции сейчас все больше ориентируются на приобретение комплектующих элементов у партнеров-поставщиков (японская система субподряда), чем на собственное производство, поэтому можно говорить о возрастании зависимости от поставщиков, от цен, сроков, качества и ритмичности поставок. Поставщиками капитала являются крупные и мелкие инвесторы: банки, страховые компании, акционеры и частные лица. Зависимость проявляется в объемах и условиях займа и взаиморасчета, страховых услугах и т.д. Рынок рабочей силы является поставщиком трудовых ресурсов. Зависимость организации от этого фактора проявляется в уровне заработной платы.
Потребители – это основной фактор, решающий, сможет ли фирма возместить свои издержки, получить прибыль и развитие. Успех организации заключается в нахождении своего потребителя и удовлетворении его потребностей, поэтому необходимо учитывать факторы, влияющие на поведение потребителей, уровень спроса, кроме этого, следует не только прогнозировать потребление, но и создавать своего потребителя.
Конкуренты определяют, какой товар, по какой цене надо продавать. Потеря 10 % доли рынка ведет к снижению нормы прибыли на 5-8%. Недооценка конкурентов может привести к потерям и кризису фирмы. Кроме борьбы за рынки сбыта существует борьба за сырьевые рынки, трудовые ресурсы, капитал, право использовать нововведения. Конкуренция пронизывает все сферы экономической жизни и усиливается год от года.
Государственные органы. Каждая организация имеет свой правовой статус и подчиняется опреде-ленным законам, несет определенные обязательства перед государственными и муниципальными органами, обществом в целом в виде налогов, различных социальных отчислений, благотворительности. Гос. органы, в свою очередь, через законодательные акты, меры государственного регулирования, субсидии и льготы могут значительно влиять на деятельность организации. Например, снижение ставок налогов способствует привлечению капитала, оживлению предпринимательской деятельности.
|
|
Во взаимоотношениях с внешней средой у организации возникают две основные проблемы – взаимодействия и адаптации. Быстрое развитие технологий, усложнение и многообразие предлагаемых товаров и услуг, сокращение их жизненного цикла, появление большого количества конкурентоспособных организаций, возрастание требований покупателей – все эти и другие изменения усиливают влияние и зависимость организаций от внешних условий, вынуждают их искать лучшие способы взаимодействия и адаптации. Для адаптации организации во внешней среде необходимо изменять ее внутреннюю среду.