Интеллектуального права в России

ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗАЩИТА

 

ВЫПУСК 21

 

А.В. РАГУЛИНА, А.А. НИКИТОВА

 

Предисловие

 

Если мы хотим эффективнее совершенствовать законодательство в области интеллектуальной собственности, то нам необходимо более четко толковать существующие нормы в целях обеспечения законных судебных решений. Нормы законодательства об интеллектуальной собственности должны быть направлены на сохранение баланса прав авторов и интересов широкой публики.

Актуальность темы исследования обусловлена значимостью интеллектуальной собственности для развития государства и многочисленными вопросами, связанными с пониманием ее сущности и правовой защитой.

Объектом интеллектуальной собственности является все, что создано человеком с помощью его интеллектуальных способностей. Это могут быть литературные, художественные и научные труды, театральные постановки, кино- и телефильмы, фонограммы, изобретения во всех сферах человеческой деятельности, промышленные образцы, товарные знаки и фирменные наименования.

Интеллектуальная собственность является важным фактором роста интеллектуального, культурного, экономического и оборонного потенциала страны. Поэтому сегодня на первый план выходит необходимость защиты прав создателей интеллектуального продукта через систему законодательно оформленных отношений. Российский законодатель постарался урегулировать права на владение, обмен и использование созданных продуктов интеллектуального труда, но, несмотря на предпринятые усилия, в настоящее время механизмы защиты интеллектуальной собственности являются, пожалуй, наименее разработанными в российском праве.

 

Указатель сокращений

 

Нормативные правовые акты

 

Бернская конвенция Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886
Всемирная конвенция Всемирная конвенция об авторском праве от 06.09.1952
Парижская конвенция Конвенция по охране промышленной собственности от 20.03.1883
Соглашение ТРИПС Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности от 15.04.1994
ГК РФ Гражданский кодекс Российской Федерации
КоАП РФ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
УК РФ Уголовный кодекс Российской Федерации

 

Органы и организации

 

ВОИС Всемирная организация интеллектуальной собственности
ВСНХ Высший совет народного хозяйства
ВТО Всемирная торговая организация
ВЦИК Всероссийский исполнительный комитет
Госкомизобретений СССР Государственный комитет СССР по делам изобретений и открытий
МВД России Министерство внутренних дел Российской Федерации
Минздрав России Министерство здравоохранения Российской Федерации
Минкультуры России Министерство культуры Российской Федерации
Минобороны России Министерство обороны Российской Федерации
Минпромторг России Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
Минсельхоз России Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Минэкономразвития России Министерство экономического развития Российской Федерации
ООН Организация Объединенных Наций
Роскомнадзор Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Роспатент Федеральная служба по интеллектуальной собственности
СНК РСФСР (СССР) Совет народных комиссаров РСФСР (СССР)
Совмин СССР Совет Министров СССР
ФИПС Федеральный институт промышленной собственности
ФСБ России Федеральная служба безопасности Российской Федерации
ЦИК СССР Центральный исполнительный комитет СССР

 

Глава 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПРАВА В РОССИИ

 

История возникновения и развития интеллектуальных прав в России насчитывает не одно столетие.

Поскольку до середины XVIII века промышленность в нашей стране находилась в зачаточном состоянии, то до определенного времени отсутствовала хоть какая-нибудь необходимость защиты технических нововведений.

В Новоторговом уставе 1667 года впервые встречается упоминание о клейме товаров, как о признаке происхождения товара, о его производителе. Предполагалось, что это позволит поставить заслон недоброкачественным и "поддельно воровским" товарам. Если же такие товары все же выявлялись, то об этом полагалось всенародно известить и "отослать с бесчестьем с ярмарки, чтобы впредь таких худых товаров не возили и добрым товарам цены не портили". Такие же требования предъявлялись и к русским экспортным товарам.

По предложению Мануфактур-коллегии, созданной Петром Первым, был издан правительственный Указ от 26.01.1754 об обязательном клеймении всех русских товаров особыми фабричными или заводскими знаками, чтобы можно было отличить их друг от друга. Подделка такого клейма влекла уголовную ответственность.

Интеллектуальные права не оформлялись российским государством вплоть до 2 марта 1748 г., когда сенатским Указом купцу Антону Тавлеву был выдан охранный документ "на устроение фабрик для деланья красок и о правилах на учреждение оных", в котором пояснялось, что привилегия выдается на устроение фабрик для изготовления красок по предложенному Антоном Тавлевым способу. Представляет интерес тот факт, что "привилегии" того времени имели признаки, характерные для современного патента, а именно: выдача на определенный срок, запрет другим "в урочное время" заниматься аналогичным делом.

В 1752 году профессор М.В. Ломоносов получил привилегию на производство разнообразных стекол и других галантерейных вещей. "Дабы Ломоносов как первый в России тех вещей сыскатель, за понесенный им труд удовольствие иметь мог бы впредь от нынешнего времени 30 лет никому другому в заведении тех фабрик дозволения не давать".

Таким образом, количество признаков охранного документа пополнилось правом на получение соответствующего вознаграждения.

На смену клейму в 1783 году приходит штемпель, который необходимо было иметь каждому хозяину и содержателю мануфактур и фабрик.

Первым общим законом о привилегиях стал Манифест от 17.06.1812 "О привилегиях на разные изобретения и открытия в ремеслах и художествах". Этот нормативный акт определял существо привилегий на изобретения и открытия, устанавливал их форму и порядок выдачи, сроки и пошлины, основания прекращения привилегии, предусматривал преследование судом подделок и взыскание убытков, причиненных правообладателю. Выдача охранных документов осуществлялась Министерством внутренних дел по Департаменту мануфактур и внутренней торговли с утверждением Государственного совета и от имени царя. Данная процедура завершалась изданием соответствующего указа на выдачу привилегий. Как видим, наделение привилегиями ставилось в зависимость от усмотрения чиновников. Первым подавшим заявку на привилегию в порядке, предусмотренном рассматриваемым Манифестом, стал Яков Белугин, изобретатель "машины для выволочки соли из озер и для ломки оной в озерах" <1>.

--------------------------------

<1> Цит. по: Колесников А.П. История изобретательства и патентного дела: Российское агентство по патентам и товарным знакам. М., 1998.

 

Что касается авторского права, то в этой области привилегии выдавались издательствам. Так, в 1816 году Министерством народного просвещения было издано распоряжение об обязательном предоставлении на цензуру как рукописи, так и доказательств прав издателя на выпускаемое произведение <2>.

--------------------------------

<2> См.: Гришин Д.Ю. Эволюция авторского права: от зарождения до наших дней // Проблемы юридической науки в исследованиях докторантов, адъюнктов и соискателей: Сб. научных трудов: В 2 т. Вып. 7. Н. Новгород, 2001. Т. 1.

 

Таким образом, к концу XIX - началу XX века в частном праве все большее значение начинает приобретать регламентация отношений в сфере интеллектуальной деятельности.

Российское государство, в отличие от других развитых стран <3>, только в 1828 году попыталось начать регулировать авторское право, приняв о нем закон, да и то только в части литературных произведений. Так, во второй части Устава о цензуре от 22.04.1828, которая называлась "О сочинителях и издателях книг", предусматривалось, что сочинитель и переводчик книги имел "исключительное право пользоваться всю жизнь свою изданием и продажей оной по своему усмотрению как имуществом благоприобретенным". Срок авторского права был равен 25 годам со дня смерти автора, после чего произведение "становилось собственностью публики" (§ 137 Устава о цензуре). Разрешения цензуры на выпуск книги из типографии означало регистрацию авторского права. Несоблюдение цензурных правил приводило к потере авторского права. Как видим, авторское право ставилось в жесткую зависимость от цензуры.

--------------------------------

<3> Так, например, в Англии еще в 1710 году был принят "Статут королевы Анны", закрепивший личное право на охрану опубликованного произведения.

 

Знаменательным событием для "сочинителей, переводчиков и издателей" стало принятие в 1830 году Положения об их правах, которое урегулировало вопросы об охране статей в журналах, частных писем, хрестоматий и т.д. Согласно данному Положению права сочинителей признавались в качестве права собственности, и срок охраны произведения после смерти автора продлевался на 10 лет.

В этом же году Указом Сената принимается Положение о клеймении фабричных изделий, содержащее в себе описание значения товарных клейм, порядка их наложения и регистрации. В рассматриваемом акте устанавливалась уголовная ответственность за подделку клейм. Претворение в жизнь этого положения привело к необходимости ведения официального реестра русских производителей, зарегистрировавших клейма в Департаменте торговли и мануфактур.

Авторские права композиторов получили законодательное закрепление в Постановлении о музыкальной собственности 1845 года, а через год было принято постановление, защищающее авторские права художников и архитекторов.

В 1857 году Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей 1830 года, пополненное постановлениями 1845 и 1846 годов, включается в Свод законов, а именно в текст Устава о цензуре (XIV т.) под заголовком "О праве собственности на произведения наук, словесности, художества и искусства". Срок защиты авторского права был увеличен до 50 лет со дня смерти автора.

С 1870 года появилось "Общество русских драматических писателей", что свидетельствовало о начале становления организаций по коллективному управлению правами авторов.

В 1887 году все нормы авторского права были перенесены в Свод законов Российской империи - в приложение к ст. 420, включающее постановления о праве собственности наук и словесности, о праве художественной собственности, о праве музыкальной собственности. Предметом авторского права признавались публичные речи, частные письма, дневники и т.д. Представляет интерес тот факт, что указанная статья защищала авторское право только на те сочинения, которые издавались в России.

В 1896 году в царской России был принят Закон "О товарных знаках (фабричных и торговых марках и клеймах)", закрепляющий понятие "товарный знак". В том же году появляется Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования, определяющее признаки изобретения (применение изобретения в области промышленности и существенная новизна).

По решению Госсовета в 1897 году начинается работа по созданию закона, нормы которого должны были урегулировать отношения в сфере авторского права. Этот процесс был вызван принятием Бернской конвенции.

В 1898 году был разработан проект Закона об авторском праве. 10 лет спустя он был переработан и внесен в Государственную Думу под названием "Проект министра юстиции об авторском праве на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения". И, наконец, в 1911 году законопроект был утвержден, получив название "Положение об авторском праве". Нормы рассматриваемого Закона урегулировали права на литературные, музыкальные, драматические, художественные, фотографические произведения, регламентировали основные правила и условия издательского договора, защищали как права отечественных, так и иностранных авторов. Благодаря данному Закону удалось преодолеть зависимость авторского права от цензуры. Впервые было законодательно закреплено право авторов на перевод их произведений, которое действовало в течение 10 лет со дня издания произведения при условии подготовки автором перевода в течение пяти лет со дня издания оригинала. Указывалось, что договоры об отчуждении авторского права относительно будущих произведений автора сохраняют силу на срок не свыше пяти лет, даже если в договоре была установлена большая его продолжительность или бессрочность.

Несмотря на обусловленность исследуемого Закона положениями Бернской конвенции, его составители не учли некоторые ее принципы (например, его нормы допускали свободный перевод зарубежных произведений).

Завершая рассмотрение эволюции законодательства об интеллектуальной собственности в царской России, необходимо отметить, что к началу XIX века оно обрело достаточно развернутую форму.

Интенсивное развитие норм об интеллектуальной собственности было прервано Первой мировой войной и последовавшей за ней Октябрьской революцией 1917 года, однако нельзя сказать, что рассматриваемый институт находился в состоянии стагнации.

В советский период развития нашей страны нормы об интеллектуальной собственности претерпели серьезные изменения, обусловленные взглядами большевиков. И начался этот процесс изменений с отмены законодательства об интеллектуальной собственности, поскольку государство выступало единственным субъектом, ведущим экономическую деятельность. В рассматриваемый период был утерян истинный смысл понятия "собственность" и, как следствие, "интеллектуальная собственность".

При подготовке нового гражданского законодательства В.И. Ленин в записке к Д.И. Курскому сформулировал тезис о том, что в социалистическом государстве ничто частное не признается, все является публичным. Такая идеология нашла свое отражение в Декрете ВЦИК от 29.12.1917 "О государственном издательстве", который провозгласил право Народной комиссии по просвещению устанавливать монополию на издание определенных произведений. При этом они переходили из области частной в область общественной собственности. То есть государство объявило монополию на издание, размножение, распространение и публичное исполнение произведений.

Советская власть, проводя реорганизацию промышленности, начала национализировать все предприятия, которые, потеряв свои прежние названия, стали просто нумероваться.

Так, например, акционерное общество "Новая Бавария" стало Ленинградским государственным пивным заводом N 2.

Декрет СНК РСФСР от 15.08.1918 "О пошлине на товарные знаки" предписывал всем предприятиям в обязательном порядке перерегистрировать товарные знаки, в противном случае они считались недействительными. Однако указанный акт не предусматривал механизма такой регистрации.

26 ноября 1918 г. принимается Декрет СНК РСФСР "О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием". Народный Комиссариат Просвещения получает право признавать достоянием республики любые опубликованные и неопубликованные литературные, музыкальные, научные и художественные произведения как умерших, так и живых авторов. В СССР существовало авторское свидетельство, устанавливающее право на авторское имя и гарантирующее право на вознаграждение. Однако право использования было полностью под контролем государства.

17 июля 1919 г. увидело свет Постановление ВСНХ "О товарных знаках государственных предприятий", согласно которому под товарным знаком понималось не столько средство индивидуализации продукции, сколько способ идентификации предприятия-производителя и ведомства, которому предприятие подчинено.

Декрет СНК РСФСР от 30.06.1919 "Об изобретениях (Положение)" отменил все законы и положения о привилегиях на изобретения, изданные до его опубликования, и предусматривал, что всякое изобретение, признанное полезным Комитетом по делам изобретений, по постановлению президиума ВСНХ может быть объявлено достоянием РСФСР. Изобретения, признанные полезными, объявляются достоянием РСФСР или по соглашению с изобретателем, или, в случае несостоявшегося соглашения, принудительно за особое вознаграждение, не подлежащее налоговому обложению.

Декретом СНК РСФСР от 10.10.1919 "О прекращении силы договоров на приобретение в полную собственность произведений литературы и искусства" все договоры издательств с авторами отменялись, и все произведения переходили в полную собственность издательств.

В 1920 году начинает происходить частичное возрождение рыночных механизмов в экономике, однако это обстоятельство не оказало никакого влияния на советское законодательство. В Гражданском кодексе РСФСР 1922 года отсутствовали нормы, регулирующие интеллектуальную собственность.

В связи со вступлением в силу Декрета СНК РСФСР от 10.11.1922 "О товарных знаках" Постановлением СНК СССР от 18.07.1923 с аналогичным названием были признаны утратившими силу Декрет СНК РСФСР "О пошлине на товарные знаки", Постановление ВСНХ "О товарных знаках государственных предприятий" и прочие, изданные до 10 ноября 1922 г., постановления о товарных знаках.

Кроме этого, согласно Постановлению СНК СССР "О товарных знаках" с 1 марта 1024 г. запрещалось пользоваться товарными знаками, которые принадлежали владельцам национализированных предприятий до их национализации.

Также при регистрации товарных знаков согласно Декрету СНК РСФСР "О товарных знаках" за владельцами, зарегистрировавшими свои товарные знаки в порядке Декрета СНК РСФСР "О пошлине на товарные знаки" в течение шести месяцев с момента вступления в силу названного Постановления, признавалось первенство на заявку указанных товарных знаков.

В 1924 году были приняты сразу два Постановления ЦИК СССР, СНК СССР - "О патентах на изобретения" и "О промышленных образцах (рисунках и моделях)", благодаря нормам которых на территории советского государства вводился охранный документ (патент), дававший исключительное право на реализацию авторских прав. Эти постановления просуществовали недолго: уже в 30-е годы прошлого века они были отменены, и вся интеллектуальная собственность вновь оказалась в руках государства.

30 января 1925 г. вступило в силу Постановление ЦИК СССР, СНК СССР "Об основах авторского права", в тексте которого содержался перечень авторских и смежных прав (в том числе право на обнародование). Соответствуя духу времени, данное Постановление не содержало норм, регулирующих личные неимущественные авторские права. Более того, оно демонстрировало полное игнорирование воли авторов. В ст. 15 этого документа предусматривалось, что "авторское право на всякое произведение может быть выкуплено в принудительном порядке Правительством Союза ССР или правительством той союзной республики, на территории которой данное произведение впервые выпущено в свет или находится в виде рукописи, эскиза или в иной объективной форме".

В 1926 году принимается Декрет ВЦИК, СНК РСФСР "Об авторском праве", в ст. 11 которого устанавливалось, что всякое произведение может быть объявлено по постановлению СНК РСФСР достоянием государства. В этом же году вышло Постановление ЦИК СССР, СНК СССР "О товарных знаках", положения которого развили и конкретизировали Декрет "О товарных знаках" 1922 года.

В 1928 году законодательство было обновлено: появились Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 16.05.1928 "Основы авторского права" и Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 08.10.1928 "Об авторском праве".

Экономическая ситуация, обусловленная индустриализацией, потребовала существенных изменений в законодательстве.

Положением об изобретениях и технических усовершенствованиях, утвержденным Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 09.04.1931 N 3/256, была введена правовая охрана изобретений с использованием авторского свидетельства. Все регистрируемые таким образом изобретения объявлялись достоянием государства.

7 марта 1936 г. ЦИК СССР и СНК СССР было принято Постановление N 47/455 "О производственных марках и товарных знаках", которое изменило порядок регистрации отличительных знаков. Нормы данного Постановления обязывали предприятия государственной промышленности, артели промысловой кооперации, кооперации инвалидов, предприятия общественных организаций на все выпускаемые ими изделия наносить производственные марки, содержащие наименование предприятия, артели, указание на их местонахождение, цену, сорт товара, номер стандарта и т.п., а также снабжать их отличительными знаками (по существу - товарными).

В Постановлении Совмина СССР от 15.05.1962 N 442 "О товарных знаках" предусматривалось повышение ответственности производителей за качество выпускаемой продукции. Также согласно этому Постановлению запрещалось использовать в качестве товарных знаков знаки, которые вошли во всеобщее употребление или содержащие определенную символику, например, Государственный герб СССР. Знаки обслуживания приравнивались к товарным знакам.

Гражданский кодекс РСФСР 1964 года увеличил объем личных неимущественных прав, подлежащих гражданско-правовой защите, расширил перечень предметов интеллектуальной собственности за счет кинофильмов, телевизионных фильмов, радио- и телевизионных передач. В ст. 499 ("Защита личных неимущественных прав автора") этого Кодекса было установлено, что в случаях незаконного использования чужого произведения, нарушения неприкосновенности произведения или других личных неимущественных прав автора он сам, его правопреемники и другие правообладатели вправе требовать восстановления нарушенного права (внесения соответствующих исправлений, публикации о допущенном нарушении в печати или иным способом), либо запрещения выпуска произведения в свет, либо прекращения его распространения.

В 1968 году советское государство стало членом ВОИС.

В 1965 году СССР присоединился к Парижской конвенции. Это достаточно сильно повлияло на законодательство того периода.

Постановлением Совмина СССР от 21.08.1973 N 584 было утверждено Положение об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях.

Начиная с 1974 года СССР заключает ряд соглашений о взаимной охране авторских прав, среди которых соглашение:

- с Польской Народной Республикой о взаимной охране авторских прав (1974 год);

- Чехословацкой Социалистической Республикой о взаимной охране авторских прав на произведения литературы, науки и искусства (1975 год);

- Венгерской Народной Республикой о взаимной охране авторских прав (1977 год);

- Королевством Швеция о взаимной охране авторских прав (1986 год);

- Австрийской Республикой о взаимной охране авторских прав (1981 год).

8 января 1974 г. Госкомизобретений СССР утвердил Положение о товарных знаках, в котором содержалось понятие товарного знака, являющееся, по сути, прототипом современного его определения и которое подробно описывало процедуру регистрации товарных знаков.

8 июня 1981 г. Постановлением Совмина СССР N 539 утверждено Положение о промышленных образцах, содержащее понятие промышленного образца, критерии мировой новизны, перечень художественно-конструкторских решений, которые не могут признаваться в качестве промышленного образца, право автора требовать получение свидетельства или патента.

Подводя итог развитию законодательства об авторском и патентном праве в советский период, можно сформулировать следующие выводы.

Законодательство об интеллектуальной собственности на протяжении семи десятилетий развивалось под влиянием социалистической идеологии. Именно этим обстоятельством был обусловлен тотальный контроль со стороны государства за отношениями, возникающими между создателем творческих достижений и их пользователями. Творческие достижения могли использоваться исключительно в государственных и общественных интересах.

Основной формой охраны изобретений и промышленных образцов на протяжении почти всего советского периода был не патент, а авторское свидетельство, которое закрепляло исключительное право на использование технических и художественно-конструкторских решений за государством, а не за их создателями.

Авторам произведений, показываемых в кино, на телевидении и транслируемых по радио, освещаемых в газетах, не выплачивался соответствующий гонорар. Государству не требовалось согласие автора на подобные действия с продуктом, который он создал.

Авторские права защищались без необходимости какой-либо регистрации, их объектами признавались только творческие работы, выраженные в какой-то объективной форме.

Сроки охраны авторских прав в нашей стране были значительно меньше, чем за ее пределами.

Авторские права распространялись только на произведение (работу), которое впервые было опубликовано на территории нашей страны.

Произведение вообще не приносило доход автору, поскольку он полностью уходил на обязательные официальные отчисления.

Не требовалось согласия автора на перевод и последующую публикацию произведения вплоть до 1973 года.

Товарный знак в начале существования советского государства утратил функцию средства индивидуализации, а затем и вообще был переименован в производственную марку, а после своего возвращения служил средством повышения ответственности производителей и, наконец, в 1974 году вновь обрел свое дореволюционное значение.

Распад Советского Союза привел к существенным изменениям в политической, экономической и социальной сферах российского общества.

Реформы, произошедшие в конце XX века, позволили совершить весьма значительный прорыв в рассматриваемой сфере. Однако обозначенные ранее особенности развития российского законодательства об интеллектуальной собственности не могли не оказать влияния на его сегодняшнее состояние. В частности, многие положения действующих законов в рассматриваемой области остаются пока нереализованными, а отдельные из них получают на практике весьма различную интерпретацию.

В начале 1990-х годов, когда остро встал вопрос о возмездности отношений по использованию интеллектуальной собственности, были приняты:

- Закон РФ от 09.07.1993 N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах";

- Закон РФ от 23.09.1992 N 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных";

- Патентный закон Российской Федерации от 23.09.1992 N 3517-1.

Благодаря перечисленным нормативным правовым актам в число предметов интеллектуальной собственности были включены произведения в цифровой форме, программы для ЭВМ, базы данных. Кроме этого, были закреплены право автора, право на имя, право на обнародование, право на защиту репутации автора. Способы защиты прав авторов и патентообладателей были дополнены правом требования:

- возмещения морального вреда;

- восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

- признания прав;

- прекращения нарушения патента;

- публикации решения суда в целях защиты своей деловой репутации.

Данные меры гражданской ответственности свидетельствуют о том, что российский законодатель, во-первых, значительно повысил существовавший в советское время уровень механизмов гражданско-правовой защиты неимущественных интеллектуальных прав, а во-вторых, создал условия, при которых уважение к личности автора или правообладателя стало занимать первое место.

Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" дважды редактировался - сначала в 1995 году, а затем в 2004 году. Первое изменение было обусловлено присоединением России ко Всемирной конвенции (в редакции 1971 года) и Бернской конвенции (в редакции Парижского акта 1979 года).

Второе изменение было связано с тем, что к тому моменту практически не осталось сфер деятельности человека, которые бы не охватывали информационные технологии. Поскольку глобальная компьютерная сеть Интернет к этому времени стала огромным хранилищем и распространителем всевозможных интеллектуальных ресурсов, в нем расположенных, возникла настоятельная необходимость законодательного урегулирования использования объектов авторского права в цифровых сетях.

В связи со вступлением в силу части четвертой ГК РФ 1 января 2008 г. Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах", Закон РФ "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", Патентный закон Российской Федерации утратили силу.

Таким образом, законодатель объединил нормы права об интеллектуальной собственности в целях более эффективного использования ее результатов. Также процесс кодификации был необходим для приведения российского законодательства в этой области в соответствие с международными документами.

Еще в 1990 году в Декларации о государственном суверенитете Россия заявила о своей приверженности общепризнанным принципам международного права и готовности жить со всеми странами и народами в мире и согласии, принимать все меры к недопущению конфронтации в международных, межреспубликанских и межнациональных отношениях, отстаивая при этом интересы народов России. Поэтому современный правовой механизм защиты интеллектуальной собственности включает в себя не только национальное, но и международное законодательство.

Как известно, право на объекты интеллектуальной собственности имеет территориальный характер, поэтому оно не может действовать автоматически на территории других государств. Для того чтобы, например, права правообладателя охранялись на территории другой страны или нескольких стран сразу, необходимо заключение соответственно двустороннего или многостороннего международного договора.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: