Первая группа периодизаций

Тема 3. Возрастная периодизация психического развития ребенка.

1. Проблема возрастной периодизации психологии.

2. Критерии возраста в отечественной психологии.

3. Возрастная периодизация детства в отечественной психологии.

 

Проблема возрастной периодизации психического развития чрезвычайно трудная и важная как для науки, так и для педагогической практики. Ее решение, с одной стороны, связано с представлениями о движущих силах и условиях психического развития, а с другой — влияет на стратегию построения системы образования подрастающего поколения.

 

Возрастная периодизацияэто периодизация развития человека от момента рождения и до момента смерти, и соответствующие этому определения возрастных границ этапов в жизни человека.

Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок.

1. По Пифагору: жизнь разделена по временам года –

 

От 20 до 40 летвесна

40 лет – лето

от 60 лет – зима

 

Л.С. Выготский различал три группы периодизаций (относительно периодизации детства и юности): по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.

Первая группа периодизаций.

По Л.С. Выготскому - периодизации построены по аналогии с этапами или ступенями какого-то другого процесса, связанного с развитием психики:

а) периодизации, построенные на основе ступеней школьного образования:

1 – ступень раннего детства;

2 – дошкольное воспитание;

3 – ступень начальной школы;

4 - ступень средней школы;

5 - ступень старших классов;

6 - ступень высшего образования.

б) Ученик С.Холла К.Гетчинсон на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием в которой был способ добывания пищи. Он выделил в психическом развитии детей пять основных фаз, границы которых не были жесткими, так что конец одной фазы не совпадал с началом следующей.

Периодизация психического развития по К.Гетчинсону:

1) стадия рытья и копания (от рождения до 5 лет);

2) стадия охоты и захвата добычи (5 – 12 лет);

3) пастушеская стадия (9 – 14 лет);

4) земледельческая стадия (12 – 16 лет);

5) стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека (16 – 40 лет).

 Ко второй группе Л.С. Выготским отнесены периодизации, которые направлены на выделение какого-либо одного (или нескольких) признака детского развития как условного критерия для расчленения на периоды. К таким периодизациям, например, относится периодизация П.П. Блонского, разделяющая детство на эпохи на основании дентиции (появления и смены зубов).

а) П.П. Блонский выделял в развитии ребенка:

1 - беззубое детство (от 8 месяцев до 2-2,5 лет – появления молочных зубов);

2 - молочнозубое детство (примерно до 6,5 лет – от появления молочных зубов до их выпадения);

3 - период смены зубов, стадии прорезывания премоляров и клыков;

4 – постояннозубое детство (заканчивается с появлением третьих задних коренных зубов – «зубов мудрости»).

 Он считал, что процесс развития определяется нарастанием энергетических ресурсов организма, которые и задают время кальцинации – окостенения скелета, смену зубов.

б)   Периодизации Л. Колберга, Ж. Пиаже, З. Фрейда.                                  Основанием периодизации психического развития З. Фрейда является перемещение энергии либидо по различным участкам тела (эрогенным зонам) и смена форм поведения ребенка, связанных с удовлетворением либидо. 3.Фрейд выделяет такие стадии психосексуального развития, как:

1) оральная фаза (1-й год жизни): эрогенные зоны располагаются в области рта; формы поведения – захват, удержание, сосание, кусание, выплевывание – пищевой, сосательный рефлекс;

2) анальная фаза (2-3-й годы жизни): когда ребенка приучают к чистоплотности;

3) фаллическая фаза (с 3-х до 6-ти лет): эрогенные зоны – в области первичных половых органов; формы поведения – исследование своих гениталий – когда ребенок замечает половые различия;

В этом возрасте появляется у мальчиков – комплекс Эдипа, у девочек – комплекс Электры – это особая привязанность ребенка к родителям противоположного пола ( мальчик любит мать, хочет на ней жениться, но для этого нужно устранить отца), формируется чувство ревности, а затем вины за то, что желает отцу плохого. Ребенок старается быть похожим на отца и в будущем ищет себе жену, похожую на мать.                            

4) латентная фаза (с 5-6 лет до 11-12 лет, т.е. стадия полового созревания): эрогенные зоны не выделяются, специфических форм поведения нет; период – начало школьного обучения)

5) генитальная фаза (12 – 18 лет - фаза половозрелости):  активизируются все эрогенные зоны и формы поведения (своеобразная интеграция телесных зон либидо) – период формирования полового созревания – пубертат.

К третьей группе периодизаций психического развития Л.С. Выготский относит периодизации, основанные на выделении существенных особенностей самого развития. Он считает, что эти периодизации должны рассматривать детское развитие как единый процесс саморазвития.

Выготский полагал, что некоторые из известных в то время периодизаций приближаются к требованиям, предъявляемым к периодизациям третьей группы, и считал периодизацию детского развития А. Гезелла наиболее близкой к периодизациям данного типа.

А. Гезелл построил свою периодизацию на основе анализа изменения внутреннего ритма и темпа детского развития, исходя из «текущего объема развития».

Согласно данной периодизации, темп и ритм психического развития со временем уменьшается, замедляется, наиболее интенсивно развитие идет в первые годы и даже в первые месяцы жизни человека. Периодизация А. Гезелла, по мнению Л.С. Выготского, основывается на правильных наблюдениях, но существенным ее недостатком является факт недооценки значимости следующих за периодом раннего детства этапов развития.

Л.С. Выготский разработал собственную периодизацию, основываясь на диалектической модели развития и идее скачков-переходов к новому качеству. Он выделял в развитии стабильные и критические возрасты (периоды). В стабильных периодах происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований.

Л.С. Выготский предположил, что стабильные и критические периоды в развитии психики чередуются:

1) кризис новорожденности,

2) стабильный период младенчества (2 мес. – 1 год),

3) кризис первого года жизни, 4) стабильное раннее детство (1 год – 3 года),

5) кризис 3 лет,

6) стабильный дошкольный возраст (3 года – 7 лет),

7) кризис семи лет,

8) стабильный школьный возраст (8 лет – 12 лет),

9) кризис 13 лет,

10) стабильный пубертатный возраст (14 лет – 18 лет),

11) кризис 17 лет.

К данной группе относятся так же периодизации А.Н Леонтьева и Д.Б. Эльконина. В них используются три основных критерия – социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.

1)Социальная ситуация развития (ССР)это своеобразное, особое и специфическое сочетание для данного возраста того, что сформировалось в психике ребенка, и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой (окружающим миром, другими людьми).

Понятие «ведущая деятельность» было введено автором отечественной теории деятельности А.Н. Леонтьевым. 

2) Ведущая деятельность (ВД) – это деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики, в которой разрешается кризис и которая приводит к основным результатам развития – новообразованиям.

3)Новообразование (Н) – это те качественные особенности психики (психические изменения, достижения), которые впервые появляются и формируются в данный возрастной период.

4) Динамический кризис - возрастной кризис, в котором заканчивается возраст.

Возрастной кризис - переходный этап от одного возрастного периода к другому. Возрастные кризисы сопровождаются:

- депрессивными состояниями;

- выраженной неудовлетворенностью собой;

- трудноразрешимыми проблемами внутреннего и внешнего характера;

- резкими изменениями в поведении человека.

Возрастные кризисы [греч. krisis — решение, поворотный пункт]особые, относительно непродолжительные по времени периоды перехода в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу, характеризующиеся резкими психологическими изменениями.

Возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: