Межличностные отношения

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах (2-ой семестр)

ЭМОЦИИ

Т е м а 1. Виды и роль эмоций в жизни человека.

1. Значение эмоций в жизни человека.

2. Основные функции эмоций.

3. Виды эмоциональных состояний.

4. Параметры, по которым измеряются и оцениваются эмоциональные состояния.

Т е м а 2. Психологические теории эмоций.

1. Эволюционная теория Ч.Дарвина.

2. Психоорганические теории Джемса—Ланге и Кен нона—Барда.

3. Активационная теория Линдсея—Хебба.

4. Когнитивные теории Л.Фестингера, С.Шехтера.

5. Информационная теория П.В.Симонова.

Т е м а 3. Эмоции и личность.

1. Связь эмоций с потребностями человека.

2. Эмоции, и человеческая индивидуальность.

3. Совесть как высшее эмоционально-моральное чувство.

4. Проявление эмоций в художественном творчестве.

5. Любовь как нравственное чувство.

6. Эмоции и человеческие взаимоотношения.

7. Развитие эмоциональной сферы у человека.

ВОЛЯ

Тема 1. Понятие о воле.

1. Основные признаки воли как психологического явления.

2. Значение воли в организации деятельности и общения человека.

3. Первичные волевые качества личности.

4. Вторичные и третичные волевые качества личности.

Т е м а 2. Теории воли.

1. Общее состояние дел в современных теоретических исследованиях воли.

2. Волевая регуляция поведения как его переосмысление.

3. Волевое действие, его способности и необходимость возникновения.

4. Участие воли в разных этапах осуществления деятельности.

5. Воля и мотивация.

6. Воля и рефлексия.

Т е м а 3. Волевая регуляция поведения.

1. Усиление мотивации как главная функция волевой регуляции поведения.

2. Связь волевой регуляции поведения с борьбой мотивов, потребностями и целями человека.

Т е м а 4. Развитие воли у человека.

1. Основные направления развития воли.

2. Игры детей и их значение в развитии воли.

3. Становление волевых качеств личности.

МОТИВАЦИЯ

Тема 1. Мотив и мотивация.

1. Диспозиционная и ситуационная детерминация поведения.

2. Основные проблемы мотивациоиного объяснения поведения.

3. Понятия мотивации и диспозиции.

4. Главные диспозиционные переменные: мотив, потребность, цель.

5. Структура и основные параметры мотивационной сферы человека.

6. Представление о сознательной и бессознательной мотивации.

Т е м а 2. Психологические теории мотивации.

1. История теоретических исследований мотивации:

2. Развитие теорий мотивации до второй половины XIX в.

3. Теория инстинктов у человека.

4. Теория потребностей.

5. Направления исследования мотивации в первой половине XX в.

6. Когнитивные теории мотивации.

Т е м а 3. Мотивация и деятельность.

1. Понятие и теория каузальной атрибуции.

2. Мотивация достижения успехов и избегания неудач.

3. Индивидуальные различия в деятельности людей, ориентированных на успех и неудачу.

4. Поведение людей с различной самооценкой способностей в случаях успехов и неудач.

5. Мотивация достижения и тревожность.

6. Мотивационное объяснение беспомощности.

Т е м а 4. Мотивация и личность.

1. Самооценка и уровень притязаний как факторы мотивации.

2. Потребность в общении (аффилиация).

3. Мотивация власти.

4. Поведение людей с разными мотивами в различных социальных ситуациях.

5. Альтруизм, эмпатия и просоциалъное поведение.

6. Мотивация агрессивности и фрустрация.

ЛИЧНОСТЬ

Т е м а 1. Общее представление о личности.

1. Понятие о личности.

2. Определения личности.

3. Индивид, индивидуальность, личность: соотношение объема и содержания данных понятий.

4. Структура личности.

Т е м а 2. История исследований личности.

1. Три основных периода в научном изучении личности.

2. Философско-литературный подход к личности.

3. Клинический период изучения личности.

4. Начало и развитие экспериментальной психологии личности.

Т е м а 3. Современные теории личности.

1. Классификация современных теорий личности.

2. Психодинамические теории личности.

3. Социодинамические теории личности.

4. Гуманистическая теория личности.

5. Новейшие тенденции в теоретической разработке проблем личности.

Т е м а 4. Формирование и развитие личности.

1. Подходы к решению проблемы развития личности в русле ее различных теорий.

2. Этапы развития личности по теории Э.Эриксона.

Т е м а 6. Проблема устойчивости личности.

1. Общее представление об устойчивости личности.

2. Жизненное значение феноменов устойчивости и изменчивости личности.

3. Устойчивость и изменчивость отдельных личностных свойств.

4. Проблема возрастной устойчивости и изменчивости личности.

5. Аргументы за и против утверждений об устойчивости личности.

ТЕМПЕРАМЕНТ

Т е м а 1. Типы темпераментов.

1. Понятие о темпераменте.

2. Типы темперамента.

3. Достоинства и недостатки каждого типа темперамента.

4. Темперамент и деятельность.

Т е м а 2. Свойства темперамента.

1. Темперамент и основные свойства нервной системы человека.

2. Психологическая характеристика темперамента.

3. Проявление психологических свойств темперамента в познавательных процессах человека.

4. Отражение свойств темперамента в предметной деятельности.

5. Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Т е м а 3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

1. Понятие индивидуального стиля деятельности.

2. Зависимость индивидуального стиля деятельности от особенностей темперамента.

3. Неоднозначность связи между темпераментом и индивидуальным стилем деятельности.

Т е м а 4. Темперамент и личность.

1. Связь темперамента со свойствами личности.

2. Темперамент как основа для формирования впечатлительности, эмоциональности,

импульсивности и тревожности.

3. Темперамент и способности.

4. Темперамент и характер человека.

СПОСОБНОСТИ

Т е м а 1. Понятие о способностях.

1. Определение способностей.

2. Виды способностей у человека.

3. Связь способностей с успешностью выполнения деятельности.

4. Взаимодействие и взаимохомленсация способностей.

5. Понятие об одаренности.

Т е м а 2. Способности, задатки и индивидуальные различия людей.

1. Общее представление о задатках.

2. Задатки как природные предпосылки к развитию способностей.

3. Задатки как сформированные способности более низкого уровня, необходимые для развития

более сложных способностей.

4. Неоднозначность взаимосвязей способностей и задатков.

5. Природа индивидуальных психологических различий людей в способностях.

6. Свойства нервной системы человека и развитие способностей.

7. Межполовые индивидуальные различия в способностях.

Т е м а 3. Природа человеческих способностей.

1. Задатки и развитие социальных способностей.

2. Условия и предпосылки формирования человеческих способностей.

3. Понятие функционального органа как анатомо-физиологической основы человеческих

способностей.

Т е м а 4. Развитие способностей.

1. Начальный этап развития способностей.

2. Условия раннего проявления способностей у детей.

3. Факторы, благоприятствующие ускоренному развитию способностей.

4. Психологические требования к деятельности, формирующей способности человека.

5. Компенсация развития одних способностей другими.

ХАРАКТЕР

Тема 1. Определение характера.

1. Понятие о характере.

2. Характер как совокупность устойчивых черт личности.

3. Характер и темперамент.

4. Инструменталъность черт характера человека.

5. Структура характера.

Т е м а 2. Типология характеров.

1. Типология характеров в связи со строением тела человека (Э.Кречмер).

2. Акцентуированные характеры подростков по А.Е.Личко.

3. Акцентуации типов людей по характерной манере общения (К.Леонгард).

4. Типология социальных характеров по Э.Фромму.

Т е м а 3. Формирование характера.

1. Истоки характера человека.

2. Механизм формирования характера.

3. Сензитивный период для развития и укрепления характера.

4. Возрастные особенности становления черт характера у человека.

5. Проблема перевоспитания характера человека.

Т е м а 4. Личность и характер человека.

1. Место характера в общей структуре личности.

2. Черты характера и другие личностные свойства человека.

3. Относительная независимость характерологических особенностей человека от других его личностных свойств.

4. Экстраверсия и интроверсия как черты характера.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Тема 1. Дружба.

1. Понятие об интимных отношениях. Виды интимных отношений.

2. Дружба как разновидность интимных отношений, ее особенности.

3. Основные характеристики дружеских взаимоотношений людей.

4. Отличие дружбы от других видов интимных отношений.

5. Возникновение и развитие дружбы.

Т е м а 2. Любовь.

1. Любовь как чувство, искусство, способность и отношение.

2. Основные характеристики любви как возвышенного чувства.

3. Отношения между людьми в любви.

4. Разновидности любви.

5. Любовный идеал и его исторический характер.

Т е м а 3. Вражда.

1. Определение враждебных отношений.

2. Причины возникновения враждебных отношений между людьми.

3. Виды человеческой несовместимости, их предпосылки.

4. Возникновение и динамика враждебных отношений.

Т е м а 4. Одиночество.

1. Понятие и признаки одиночества.

2. Психологическая характеристика одинокой личности.

3. Объяснения феномена одиночества.

4. Самооценка как фактор одиночества.

5. Типология одиночества.

6. Роль раннего детства в одиночестве взрослых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: