С работниками таможенных органов

 

При выборе официального пути пересечения границы члены ОПГ в целях уменьшения уплаты таможенных платежей могут установить криминальную связь с работниками таможенных органов.

По одному делу было установлено, что члены ОПГ составили от имени фиктивных юридических лиц контракты на закупку у иностранных поставщиков аккумуляторов, которые начали поступать на указанные в контракте адреса фирм, расположенных в Риге. Там соучастники неоднократно отгружали через некую фирму аккумуляторы и направляли их в адрес фирм, указанных в договоре. При этом в инвойсах были отражены действительное количество АКБ и их фактическая стоимость. Из Риги товар направлялся на таможенные посты Москвы, где и происходило его растаможивание и выпуск в свободное обращение.

По прибытии в Москву машины с грузом встречал Терехов, который менял подлинные инвойсы на подложные, соответствующие по номерам настоящим, но содержащим ложные сведения - в них были значительно занижены количество и стоимость груза. Именно на основании ложных данных производилось декларирование груза, заполнялись грузовые таможенные декларации, производилось начисление таможенных платежей. Всего в таможенных документах было занижено количество поступивших аккумуляторов на 26 321 штуку на сумму 7 867 321 410 руб.

Совершение этого преступления стало возможным в результате коррумпированности таможенных органов, о чем свидетельствуют следующие обстоятельства.

Непосредственное оформление документов в таможне производили доверенные лица подсудимых, которые платили деньги работникам таможенных терминалов за составление для них таможенных деклараций на основании подложных инвойсов. Эти документы принимались таможенными инспекторами безоговорочно, несмотря на то что в подложных инвойсах отсутствовали штампы и отметки Пыталовской таможни, расположенной на государственной границе России. Груз, находившийся в автомашинах, инспекторами московских таможенных постов не пересчитывался.

Злоупотреблению при проведении внешнеэкономических операций наиболее часто способствуют следующие категории работников таможенных органов:

начальник таможенного поста;

инспекторы, занимающиеся выпуском грузов;

сотрудники отдела контроля таможенной стоимости и валютного контроля;

сотрудники отдела контроля доставки;

специалисты по тарифному и нетарифному регулированию;

работники отдела таможенного оформления и таможенного контроля.

Совершение продолжительных противоправных операций возможно и при наличии сговора владельцев складов временного хранения (СВХ), таможенных складов с недобросовестными участниками ВЭД и таможенниками. На основании положений таможенного законодательства товары, поступающие на СВХ и прошедшие краткое декларирование на пограничных таможенных пропускных пунктах, считаются находящимися на таможенном оформлении, конечным этапом которого признается определение подлежащих уплате таможенных платежей и выпуск товаров под заявленный таможенный режим. Это обстоятельство активно используется членами ОПС для совершения махинаций с документами и грузами.

В этих целях они предпринимают следующие действия:

товар, поступивший на СВХ, не отражается в учетных документах;

часть товара, учтенного на СВХ, похищается и реализуется без уплаты таможенных платежей;

владельцами или работниками СВХ по сговору с владельцами товара осуществляется подмена налогоемких товаров другими.

Сотрудники СВХ могут участвовать в фальсификации документов с целью неправомерного растаможивания. Организация такого растаможивания на СВХ с участием его руководителей и сотрудников достаточно распространенное преступление, совершение которого предполагает наличие различных вариантов, когда подмена достоверных документов на фиктивные осуществляется на самом складе его сотрудниками или конспиративно за пределами склада.

При доставке товара на склад временного хранения его работники в случае отсутствия на нем сотрудников таможенных органов должны направлять об этом уведомление таможенным органам. Однако недобросовестные владельцы складов зачастую игнорируют это предписание. Тем самым в преступную деятельность оказываются вовлеченными руководитель склада (директор), бухгалтерские работники, ответственные за достоверность ведения учета товароматериальных ценностей, в том числе и в электронной форме, представляемой во внутренние таможни, кладовщики (чаще старший по смене) и другие лица.

В целях уменьшения уплаты таможенных платежей часто используется занижение таможенной стоимости товаров. Заявляемые декларантом таможенная стоимость и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определимой, объективной и документально подтвержденной информации. Поэтому вместе с государственной таможенной декларацией декларант представляет в таможенный орган декларацию таможенной стоимости и сопровождающие ее документы. Последняя является приложением к соответствующей ГТД и без нее недействительна.

Для подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости декларант должен также представить:

счет-фактуру (инвойс), банковские платежные документы (если счет оплачен) и иные платежные и/или бухгалтерские документы, подтверждающие стоимость товара;

страховые документы, если таковые имеются в зависимости от условий поставки.

В комплект документов, на основании которых таможенными органами определяется таможенная стоимость, наряду с перечисленными входят:

ü акт таможенного досмотра, содержащий подробное описание товаров, позволяющий определить коммерческую ценность и классифицировать эти товары в соответствии с ТН ВЭД СНГ;

ü документация о технических характеристиках товаров, включая информацию, на основе которой выдается сертификат соответствия (технические паспорта, инструкция о применении товаров и пр.);

ü заключения таможенной лаборатории о физико-химических, качественных и иных характеристиках товаров.

Для получения дополнительных сведений таможенные органы могут затребовать и иные документы. При отсутствии необходимой информации таможенные органы вправе использовать имеющиеся у них сведения (ценовую информацию по аналогичным товарам, в том числе содержащуюся в каталогах торговых фирм и иных справочниках) с соответствующей корректировкой.

Чтобы уменьшить таможенные платежи, члены ОПГ обычно фальсифицируют требуемые документы путем либо их изготовления, либо подделки, а для этого надо приобрести различные бланки, изготовить фальшивые печати или штампы, обосновать перед таможенными органами стоимость товаров и т.п.

Для уменьшения суммы таможенных платежей применяются и иные способы. К их числу относятся неправильное указание таможенных режимов; подмена документов на ввозимый товар; перемещение товара не под своим наименованием; заявление кода ТН ВЭД для товаров, имеющих сходные потребительские характеристики; перемещение товаров и транспортных средств под видом гуманитарной помощи; незаконное использование льгот по таможенным платежам; недекларирование, недостоверное декларирование либо недоставка товара в таможенные органы назначения; псевдоэкспорт; лжеэкспорт, использование недобросовестных фирм-перевозчиков, следующих по процедуре МДП. Раскроем некоторые из них.

Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей путем неправильного указания таможенных режимов может совершаться практически при использовании любого таможенного режима, который предполагает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных платежей, в частности режимов переработки, временного ввоза (вывоза), таможенного склада, уничтожения, экспорта (импорта), транзита.

Под видом товаров, направляемых на переработку вне таможенной территории, на самом деле могут быть вывезены товары для выпуска в свободное обращение. Например, нефтепродукты, якобы направляемые на переработку для изготовления бензина, продаются за рубеж, а в Россию в качестве компенсации ввозится импортный товар, не имеющий никакого отношения к нефтепродуктам. Может перерабатываться только часть вывезенного товара, а остальная продается, после чего ввозится компенсационный товар, количество которого значительно меньше, чем должно было быть получено при переработке всего объема перемещаемого товара.

Нарушителями также используется таможенный режим переработки на таможенной территории Российской Федерации для контрабандного вывоза товаров под видом продуктов переработки. Этот механизм нередко лежит в основе толлинговых операций, когда вместо зарубежного сырья используется российское, а продукт переработки вывозится за рубеж без налогообложения под видом толлингового.

Контрабанда может маскироваться использованием режима временного ввоза (вывоза) товаров - вместо этого товары свободно реализуются недобросовестными участниками ВЭД на территории России без уплаты соответствующих таможенных платежей.

Для совершения преступлений указанными способами членам ОПГ необходимо приобрести денежные средства, товары, решить вопрос о их перемещении, осуществить иные действия.

Нередко преступления маскируются ложным использованием таможенного режима уничтожения. Они совершаются, как правило, при сговоре с работниками таможни, поскольку в силу Положения о таможенном режиме уничтожения товаров, утвержденным приказом ГТК России от 10 января 2000 г. N 3 (в ред. приказа от 30 марта 2001 г. N 316), на товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации должны быть оформлены соответствующие документы. Однако после этого товар зачастую реализуется без уплаты таможенных платежей за определенное вознаграждение таможенных работников.

Недоставка товаров осуществляется, как правило, с участием перевозчиков, в сговоре с которыми находятся участники ВЭД и работники складов временного хранения. В последнее время применяются схемы, когда товар перегружается на другое транспортное средство или складируется до прибытия транспортных средств в зону таможенного контроля. При этом перевозчику вручаются документы, оформленные при участии недобросовестных владельцев СВХ, подтверждающие закрытие процедуры доставки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: