Виды нормативно-правовых актов

Нормативно-правовой акт – это письменный документ соответствующего государственного органа, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются нормы права, содержащие правила общего характера.

Системе законодательства любого государства свойственно деление на законы и подзаконные акты.

Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном, особом порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Законы принимаются как федеральными органами, так и органами субъектов РФ в процессе законотворческой деятельности либо в результате непосредственного правотворчества всего народа (референдума).

Практика деятельности законодательных органов власти выработалы закрепленный ныне в Конституции РФ такой вид нормативного акта, как постановление, которое непосредственно связано с осуществлением полномочий в сфере верховного государственного управления и контроля.

 Помимо законов и постановлений Государственная Дума и Совет Федерации могут принимать обращения, призывы, заявления, послания, имеющие как внутригосударственное, так и международное значение.

Классификация законов:

- по их юридической силе (Основной закон, федеральные конституционные, федеральные (обычные));

- по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или органом соответствующей государственной власти);

- по сфере действия (федеральные и субъектов федерации);

- по отраслевой принадлежности (содержащие нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного, земельного, семейного права и т.п.);

- по внешней форме выражения (конституция, кодекс, устав, закон и т.п.);

- по сроку действия (постоянные и относительно-ограниченные);

- по кругу лиц (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства и т.д.);

- по времени вступления в силу (немедленно, со дня, указанного в законе, по истечении установленного срока в порядке общей процедуры правотворчества).

В системе подзаконных нормативно-правовых актов ведущее место принадлежит указам и распоряжениям Президента РФ.

Правительство РФ на основе и во исполнении Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории РФ.

После принятия Конституции РФ в 1993г. субъекты федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая издание законов и других нормативных актов. Наименование актов субъектов федерации различно: республика имеет свою конституцию и законодательство, остальные устав и законодательство. Конституция РФ не определяет иное наименование актов, издаваемых субъектами федерации, это могут быть законы, решения, постановления, декреты и т.п.

Самостоятельную группу актов образуют решения органов местного самоуправления, регламенты, положения.

С 1991г. появился новый институт – местная администрация. Глава ее в пределах своей компетенции принимает постановления (решения), издает распоряжения.

Конституционная законность.

Взаимная ответственность государства и личности как принцип правового государства.

Самоограничение государства правом, закрепляющим свободу личности, не является односторонней привилегией личности. Последняя, в свою очередь тоже соглашается не определенные ограничения и обязуется подчиняться общим установлениям государства.

Правовой характер взаимной ответственности государства и личности - это важная составная часть объективно складывающегося в обществе права, а не продукт волеизъявления государства. Следовательно, в правовом государстве устанавливается принцип взаимной ответственности государства и личности.

Отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее формирования и осуществления должны строится на началах равенства и справедливости. государство берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями, ответственность правительства перед представительными органами, дисциплинарная и уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права.         

На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

       Правовой характер взаимной ответственности государства и личности - это важная составная часть складывающегося в обществе права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: