Учебный материал к теме занятия

МОДУЛЬ 1. Основы организации и проведения медицинского контроля за жизнедеятельностью и бытом войск в мирное и военное время

Занятие № 1. Правовые аспекты охраны здоровья населения и военнослужащих.

Цель занятия: изучить основные и руководящие документы, определяющие организацию, содержание и порядок проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и медицинского контроля за жизнедеятельностью и бытом войск в мирное и военное время.

Задание 1.Прочитайте учебный материал к теме занятия. 2.Ознакомьтесь, с приведенными в учебном пособие «Руководство к практическим занятиям по военной гигиене» разделами: «Введение», «Глава I Основы организации и проведения медицинского контроля за жизнедеятельностью и бытом войск в мирное и военное время» Занятие № 1. Правовые аспекты охраны здоровья населения и военнослужащих», стр. 5-21. 3.Письменно заполните представленные таблицы, схемы, предложения. 4.Дайте письменные ответы на контрольные вопросы по теме занятия. 5.Дайте ответы на тестовые вопросы. 6.Напишите реферативное сообщение, подготовьте презентации, по теме занятия.

Учебный материал к теме занятия

Военная гигиена –дисциплина, изучающая закономерности влияния различных неблагоприятных факторов на организм военнослужащих, разрабатывающая пути и способы сохранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности и боеспособности личного состава.

Целью военной гигиены является сохранение и укрепление здоровья личного состава военнослужащих.

Предмет исследования в военной гигиене – влияние факторов окружающей среды на здоровья военнослужащих.

Объектами исследования в военной гигиене являются военнослужащий, воинский коллектив и окружающая среда.

Задачи военной гигиены:

Ø изучение природных и антропогенных (вредных) факторов окружающей среды, влияющих на здоровье военнослужащих;

Ø изучение закономерностей влияния факторов и условий военной службы на личный состав ВС РФ;

Ø научное обоснование и разработка гигиенических нормативов для мирного и военного времени;

Ø устранение неблагоприятно действующих факторов или ограничение их влияния до безопасных уровней;

Ø внедрение и применение в военном деле разработанных нормативов, правил, рекомендаций, указаний;

Ø прогнозирование санитарно-эпидемиологической ситуации на ближайшую и отдаленную перспективу.

Военная гигиена тесно связана с гигиеной чрезвычайных ситуаций (ЧС).

В Федеральном законе (ФЗ) от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», определено – ЧС, обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

ЧС классифицируют по типам, видам, масштабам распространения, тяжести последствий. Общая классификация чрезвычайных ситуаций представляют ЧС:

· природного характера (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, сели, лавины, бури, ураганы, смерчи, засухи, заморозки и т. п.)

· техногенного характера (транспортные аварии и катастрофы; пожары, взрывы и угрозы взрывов; аварии с выбросом химически опасных соединений; радиоактивных нуклидов; биологически опасных веществ);

· военного характера(военные конфлик­ты, терроризм, войны).

В ст. 16 ФЗ приведено, что для ликвидации ЧС могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ), других войск и воинских формирований. Порядок их привлечения определяется Президентом РФ в соответствии с законодательством РФ.

Санитарно-эпидемиологический надзор за жизнью, бытом и боевой деятельностью войск решается проведением мероприятий за условиями жизнедеятельности личного состава:

ü за размещением и передвижением войск;

ü осуществлением контроля за питанием с целью обеспечения его полноценности и предотвращения заболеваний, связанных с недоброкачественностью продовольствия или его заражением ОВ, РВ и БС;

ü контроля за водоснабжением с целью исключения использования личным составом недоброкачественной или зараженной воды;

ü за банно-прачечным обслуживанием личного состава и обеспечение вещевым имуществом;

ü осуществлением контроля за обеспечением безопасности военного труда, предупреждения профессиональных заболеваний;

за очисткой территории и состоянием окружающей среды

 

Состояние здоровья нации имеет общегосударственное значение и рассматривается как один из основных факторов экономического роста, национальной безопасности Российской Федерации (РФ) и боевой готовности её Вооруженных Сил (ВС).

К факторам, определяющим здоровье относят: степень интенсивности и условия труда; наличие профес­сиональных вредностей; величину заработной платы; жи­лищные условия; характер питания; уровень культуры; образ жизни; экономическое развития страны; благополучие региона; состояние здравоохранения и т. п.

К здоровью личного состава ВС РФ предъ­являются особые требования, т.к. только здоровые военнослужащие могут выполнить сложнейшие боевые задачи по защите Родины. В настоящее время владеть и управлять современной военной техникой, должны духовно и физически здоровые люди, в совершенстве овла­девшие оружием. Поэтому здоровье военнослужащих является одним из важнейших факторов их работоспособ­ности и боеготовности.

Право на охрану здоровья граждан (в т.ч. военнослужащих) закреплены Конституцией РФ,Федеральным законом (ФЗ) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также другими ФЗ, руководствами, приказами.

В Конституции РФ в главе 1 «Основы конституционного строя» ст. 7, п. 2 говорится, что «в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты тру­да, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается си­стема социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Охрана здоровья человека определяется условиями его труда, быта, отдыха и другими факторами. В главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» ст. 37, п. 3 написано: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены…»; п.5: «Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск».

Право каждого человека РФ на защиту здоровья закреплено в  ст. 41. В ней указано, что «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

«В РФ финансируются   федеральные про­граммы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровью человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благопо­лучию».

«Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом».

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» включает следующие главы: 1.Общие положения; 2. Основные принципы охраны здоровья; 3. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; 4. Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья; 5. Организация охраны здоровья; 6. Охрана здоровья матери и ребенка, вопросы семьи и репродуктивного здоровья; 7. Медицинская экспертиза и медицинское освидетельствование; 8.Медицинские мероприятия, осуществляемые в связи со смертью человека; 9. Медицинские работники и фармацевтические работники, медицинские организации; 10. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; 11. Финансовое обеспечение в сфере охраны здоровья; 12.Организация контроля в сфере охраны здоровья; 13. Ответственность в сфере охраны здоровья; 14. Заключительные положения.

Настоящий ФЗ регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в РФ, и определяет:

· правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;

· права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;

· полномочия и ответственность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

· права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;

· права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

Законодательство в сфере охраны здоровья закреплено в гл.1, ст. 3, которое основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего ФЗ, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

В гл. 2, ст. 4, приведены основные принципы охраны здоровья:               1. соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; 2. приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; 3. приоритет охраны здоровья детей; 4. социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; 5. ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; 6. доступность и качество медицинской помощи; 7. недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;              8. приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; 9. соблюдение врачебной тайны.

В главе 4, ст. 18, п. 2 указано, что «Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощью».

В главе 7 написано «В РФ проводятся следующие виды медицинских экспертиз: экспертиза временной нетрудоспособности; медико-социальная экспертиза; военно-врачебная экспертиза; судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы; экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией; экспертиза качества медицинской помощи.

Понятие санитарного законодательства как совокупности законов, регулирующих отношения в области охраны здоровья людей от неблагоприятного или опасного влияния многообразных факторов среды обитания человека, сформулировано в ФЗ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятияорганизационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

Среда обитания человека совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.

В 1991-2005 г. был принят ряд законодательных актов, регулирующих вопросы охраны здоровья населения. К ним относятся федеральные законы «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (1995); «О радиационной безопасности населения» (1996); «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (1998); «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (1999); «Об охране атмосферного воздуха» (1999). Большое значение в данном аспекте имеет утвержденная указом Президента Российской Федерации 1997 г.   № 1300 «Концепция национальной безопасности Российской Федерации», которая определяет здоровье населения как основу национальной безопасности страны.

Новые законодательные документы четко определили права и обязанности специалистов службы и предоставили широкие полномочия для самостоятельного разрешения многих проблем, дали основания для осуществления надежной санитарно-эпидемиологической защиты населения России и ВС.

Изменения в нормативно-правовом обеспечении государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ позволяют усовершенствовать организацию и повысить эффективность работы специалистов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в ВС РФ.

В ВС РФ охрана здоровья воинов армии и флота регламентируется федеральными законами «О воинской обязанности и военной службе»; «Об основах «Об обороне»; «О статусе военнослужащих»; «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей» и т. п., а также уставами, руководствами, приказами, наставлениями и другими документами.

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 03.98 № 53 (ред. от 26.07.2017) осуществляет правовое регулирование в облас­ти воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами РФ конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в РФ иностранных граждан.

В разделе I «Общие положения» ст. 5.1 «Медицинское освидетельствование и медицинское обследование граждан в связи с исполнением воинской обязанности или поступлением на военную службу по контракту» предусматривает следующее.

Граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинского учреждения) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты.

Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:

 А - годен к военной службе;

Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
  В - ограниченно годен к военной службе;

 Г - временно не годен к военной службе;

Д - не годен к военной службе.

В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.

В случае необходимости гражданин при постановке на воинский учет может быть направлен в медицинскую организацию для проведения лечебно-оздоровительных мероприятий в соответствии с законодательством РФ об охране здоровья граждан.

Финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством РФ.

В период прохождения военной службы военнослужащий в случае признания его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе подлежит увольнению досрочно. Право на досрочное увольнение имеет также военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, в случае признания ограниченно годным к военной службе военно-врачебной комиссией, а также при невозможности проживания члена его семьи по медицинским показаниям в местности, в которой этот военнослужащий проходит военную службу.

ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» в ст. 61 зарегистрированы положения о военно-врачебной экспертизе, которая проводится в целях:

· определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью);

· установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы);

· решения других вопросов, предусмотренных законодательством РФ.

Положение о военно-врачебной экспертизе, предусматривающее порядок проведения военно-врачебной экспертизы в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), и в создаваемых на военное время специальных формированиях, в том числе порядок проведения медицинского обследования и медицинского освидетельствования граждан при постановке на воинский учет, призыве на военную службу, поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, а также требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих призыву на военную службу, призываемых на военные сборы (проходящих военные сборы), поступающих на военную службу по контракту, в военные образовательные учреждения профессионального образования, военнослужащих и граждан, пребывающих в запасе, утверждается Правительством РФ.

Требования к состоянию здоровья граждан, устанавливаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, в которых граждане проходят военную службу (приравненную к ней службу).

Требования к состоянию здоровья граждан, направляемых на альтернативную гражданскую службу или проходящих альтернативную гражданскую службу, аналогичны требованиям, предъявляемым к гражданам, призываемым на военную службу или проходящим военную службу по призыву.

Заключения военно-врачебной экспертизы являются обязательными для исполнения должностными лицами на территории РФ.

При несогласии граждан с заключением военно-врачебной экспертизы по их заявлению проводится независимая военно-врачебная экспертиза. Положение о независимой военно-врачебной экспертизе утверждается Правительством РФ.

Экспертиза признается независимой, если проводящие ее эксперт либо члены экспертной комиссии не находятся в служебной или иной зависимости от учреждения или комиссии, проводивших военно-врачебную экспертизу, а также от органов, учреждений, должностных лиц и граждан, заинтересованных в результатах независимой военно-врачебной экспертизы.

При проведении независимой военно-врачебной экспертизы гражданам предоставляется право выбора экспертного учреждения и экспертов.

В случаях, установленных законодательством РФ, прохождение и проведение военно-врачебной экспертизы являются обязательными.

Федеральный Закон «Об обороне» (с изменениями на 26 июля 2017 г.) определяет основы и организацию обороны РФ, полномочия органов государственной власти РФ, функции органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан РФ в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства РФ в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.

Основы государственной политики по правовой и социальной защите (в том числе и охране здоровья) военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей устанавливает Федеральный закон «О статусе военнослужащих» № 76 от 27.05.98 (с изменениями на 16 ноября 2017).

Ст. 16 закона «Право на охрану здоровья, медицинскую помощь» гласит:

1.Охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами госу­дарственной власти.

Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих - обязанность командиров. На них возлагается обеспечение требований безопасности при проведении учений, иных мероприятий боевой подготовки, во время эксплуатации во­оружения и военной техники, при производстве работ, исполнении других обязан­ностей военной службы.                                  

2.Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назна­чения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, ча­стях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых феде­ральным законом предусмотрена военная служба.

При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослу­жащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицин­ская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения.

Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, возмещаются в порядке, установленном Правительством РФ, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Военнослужащие не реже одного раза в год проходят медицинские осмотры, диспансеризацию. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, если иное не предусмотрено федеральным законом, не реже одного раза в год проходят химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

Направление военнослужащих и членов их семей на лечение за пределы терри­тории РФ осуществляется на общих основаниях с другими граж­данами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Военнослужащие, имеющие признаки психического расстройства, направляются на психиатрическое обследование и психиатрическое освидетельствование в амбулаторных условиях или стационарных условиях в соответствии с Законом РФ от 2 июля 1992 года № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». с последующим медицинским освидетельствованием военно-врачебной комиссией для определения категории годности к военной службе (годности к службе по военно-учетной специальности, специальности в соответствии с занимаемой должностью).

Военнослужащие после выполнения ими задач, неблагоприятно отражающихся на состоянии здоровья, при наличии показаний к медико-психологической реабилитации подлежат медико-психологической реабилитации продолжительностью до 30 суток.

Военнослужащие имеют право на освобождение от исполнения ими обязанностей военной службы в день сдачи крови или ее компонентов, а также право на дополнительный день отдыха после каждого дня сдачи крови или ее компонентов.

Члены семей военнослужащих имеют право на медицинскую помощь в уч­реждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию на общих основаниях с другими гражданами.

Члены семей офицеров (несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения), а также лица, находящиеся на их иждивении и проживающие совместно с офицерами, име­ют право на медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях в порядке, установленном Правительством РФ. При амбулаторном лече­нии лекарства им отпускаются за плату по розничным ценам, за исключением случа­ев, когда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными право­выми актами РФ плата не взимается.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования), и члены семей военнослужащих-граждан имеют право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за плату в размере полной стоимости путевки, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Стоимость путевки устанавливается указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами. Указанным военнослужащим и членам их семей (за исключением членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту после 1 января 2004 года) при направлении в санатории на медицинскую реабилитацию после лечения в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии дополнительно предоставляются бесплатные путевки.

Военнослужащие-женщины пользуются правами и льготами, предусмотренными законодательством об охране семьи, материнства и детства.

В ст. 25 закона «Дополнительные социальные гарантии и компенсации, предоставляемые военнослужащим, исполняющим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и членам их семей» подчеркивается, что:

· Военнослужащим, постоянно или временно выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, предоставляют­ся дополнительные социальные гарантии и компенсации, установленные феде­ральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

· На членов семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в усло­виях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, распространятся социальные гарантии и компенсации, действующие в отношении членов семей военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне.

Законодательная основа охраны здоровья военнослужащих в ВС РФ получила широкое развитие в различных руководящих документах и приказах.

В Уставе внутренней службы (УВС) ВС РФ (с изменениями на 16 мая 2017 года) в разделе «Общие обязанности военнослужащих» говорится, что «военнослужащий обязан строго соблюдать Конституцию РФ и законы РФ, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников)». Следовательно, вышеприведенные законы, касающиеся охраны жизни и здоровья граждан, распространяются на всех военнослужащих.

В гл. 3 Устава внутренней службы определена ответственность командиров (начальников) за охрану здоровья личного состава ВС РФ.

Командир (начальник) обязан:

ü твердо знать законы, относящиеся к его служебной деятельности, положения воинских уставов, действовать в строгом соответствии с ними и требовать от подчиненных их соблюдения;

ü принимать меры по предотвращению гибели и травматизма личного состава;

ü принимать меры по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих, совершенствованию медицинского обеспечения личного состава;

ü предусматривать целесообразное распределение времени в повседневной деятельности воинской части;

ü организовывать и осуществлять контроль за техническим состоянием и эксплуатацией вооружения и военной техники, проводить мероприятия по предупреждению происшествий и аварий;

ü обеспечивать полноту доведения до личного состава положенного денежного и других видов довольствия...;

ü принимать меры по охране окружающей среды в районе деятельности воинской части...

Устав требует от военнослужащего соблюдать правила личной и общественной гигиены, совершенствовать свою физическую подготовку, строго выполнять требования техники безопасности, заботиться о сохранении своего здоровья, воздерживаться от вредных привычек.

Положения Устава регламентируют условия жизнедеятельности и быта части. Внутренний распорядок – это строгое соблюдение определенных воинскими уставами правил размещения, повседневной деятельности, быта военнослужащих в воинской части и несения службы суточным нарядом.

Повседневная деятельность военнослужащих в любой обстановке должна осуществляться с соблюдением требований воинских уставов и наставлений об оздоровлении условий службы и быта. При этом учитываются специфика выполняемых задач, климатические условия, экологическая обстановка в районе дислокации воинской части, состояние материального обеспечения и казарменно-жилищного фонда.

Глава 8 УВС ВС РФ «Охрана здоровья военнослужащих» содержит как общие положения, ответственность за выполнение которых несут различные должностные лица, так и частные вопросы, возложенные на медицинскую службу и лично на каждого военнослужащего. В ней подчеркивается, что «сохранение и укрепление здоровья военнослужащих – важная и неотъемлемая часть их подготовки к выполнению своего воинского долга. Забота командира (начальника) о здоровье подчиненных является одной из его основных обязанностей в деятельности по обеспечению постоянной боевой готовности воинской части (подразделения)».

На основании вышеизложенного общая ответственность по укреплению и сохранению здоровья военнослужащих возлагается на командование. Конкретные санитарные мероприятия в воинских частях разрабатываются командирами, штабами и службами на основе руководящих документов (федеральных законов, нормативных правовых актов, приказов министра обороны РФ и его заместителей, уставов, наставлений и руководств по службам), в которых требования ги­гиенические нормы и санитарные правила отражены в виде положений по сохранению здоровья военнослужащих и безопасному проведению работ.

 


Письменно заполните


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: