Музыкальный фольклор долган

Содержание

Введение

1. Долганы и характеристика их музыкальной культуры

Долганы

Музыкальный фольклор долган

2. Характеристика видов музыкальных и звуковых инструментов долган

Виды инструментальной музыки долган

Традиционные формы бытования фоноинструментов, музыкальных инструментов долган и их роль в современности

Заключение

Использованная литература



Введение

 

Изучение музыкальной культуры долган и их инструментальной музыки, одного из малочисленных народов Севера и Арктики, проживающих на территории России, представляет одну из актуальных задач музыкознания этносов.

Как описана в трудах исследователей, долганские музыкальные инструменты в большей степени опираются на якутскую основу. На это указывают общие названия эпоса бубена дунгур, танцы унгкуу и оьуокай, народных песен - ырыа. Схожесть произношений варганной музыки: например, у Долганов в большинстве случаев - хамыс, у якутов - хомус. На первый взгляд, кажется, что между этими родственными этносами не могут быть отличия в области традиционных музыкальных инструментов. Долганские музыкальные инструменты включают в себя малое количество видов. Но все равно, с таким отсутствием типизации инструментальной музыки, долганская музыкальная культура вобрала в себе ценные виды инструментов и фоноинструментов.

Объект исследования: традиционные музыкальные инструменты долган.

Цель данной работы - раскрыть сущность и своеобразие видов музыкальных инструментов долган с помощью существующих материалов. Для достижения цели, мной поставлены следующие задачи:

-   рассмотреть доступные существующие материалы по данной теме;

-   дать краткую характеристику о народе долган;

    с помощью материалов выявить данные по определению музыкальной культуры долган;

    выявить основные виды долганских музыкальных инструментов и фоноинструментов;

    рассмотреть традиционные формы бытования видов музыкальных инструментов и фоноинструментов долган.

    в конце кратко излагать современное состояние бытования традиционных долганских музыкальных инструментов.

Структура курсовой работы:

Данная работа состоит из введения, содержания, основной части, двух глав с подпунктами.



Долганы и характеристика их музыкальной культуры

 

Долганы

 

Как и других малочисленных народов Арктики, вопрос происхождения долган издавна привлекал исследователей. "В связи с тем, что долганы говорят на языке, очень близком, и называют себя народом саха, их считали якутами" (1, с.25).

В книге Алексеевой Г.Г. (1) есть сведения о том, что в г. Дудинка, в отделе этнографии Таймырского окружного краеведческого музея, есть такие записки, где присутствуют исторические данные о народе долган. Там пишется, что в конце XVIII в. эвенкийский род долган вместе с другими родами перебрались на Таймыр с берегов реки Лены и реки Оленек. Они жили в чумах и в юртах северных якутов. Долганы говорили на диалекте якутского языка, включая тунгусские слова и некоторые элементы шитья одежды, были схожи так же и с якутскими, так же и с эвенкийскими покроями.

"Первое описание долган дал А.Ф. Миддендорф в путевых заметках "Путешествие на Север и Восток Сибири"" (1. c.27). Исследователь подразделил долган на категории кочующих и оседлых с указанием мест кочевки по рекам Пясина, Хатанга, Авам, Дудыпта, Таймыр, Болохня, Блудная, Попигай, Анабар и поселения "от Дудины до Хатангского погоста". "В заключении очерка А.Ф. Миддендорф анализирует опубликованные после путешествия работы М.А. Кастрена, врача М.Ф. Кривошапкина и начальника Туруханского округа П. Третьякова. Для нас ценными являются высказывания А.Ф. Миддендорфа: "М.А. Кастрен говорит: "Долганами называют три маленьких якутских племени, которые сами называют себя:

) Долганы, живущие в Хатангском крае;

) Адяны, по-русски Жигане;

музыкальная культура долганский инструмент

3) Донготы; последние два рода живут у Норильских озер"" (1. с.27). В то время многие считали их тунгусами, но они говорили чисто на якутском языке.

В самом популярном средстве массовой информации, то есть в сайтах Интернета, нашлось краткое изложение этногенеза, численности и территории расселения долган в прошлом и в современности. "Самоназвание дулган, происходит от названия одной из родовых групп северных тунгусов. Антропологически, как и якуты, они сближаются с центральноазиатскими монголоидами, но с некоторой примесью байкальского (тунгусского) антропологического типа. Язык долган образует особый долганский диалект якутского языка. Часто они определяются как самый северный тюркоязычный народ мира. Долганы являются одним из наиболее "молодых" народов Севера и самым многочисленным из коренных жителей Таймыра. В период появления здесь русских (ХVII в.), как самостоятельный народ они еще не сформировались. Первое упоминание о долганах, как одном из народов Таймыра, относится к 1841 г." (9.)

Этническая культура долган является мозаичной. Основная территория расселения долган, лесотундра. Многокомпонентный состав, определяют направленность экономики и облик их культуры. Хозяйственный комплекс долган имеет промысловую ориентацию (охота, оленеводство). Кроме того, хозяйственной составляющей было рыболовство. Есть такие разнообразные типы жилищ долган - русская изба, якутский балаган, тунгусский чум, голомо.

Лексика, связанная с одеждой, у долган якутская, но основные ее конструктивные типы имеют тунгусские и самодийские соответствия. Женщины носили преимущественно якутскую одежду, но в отличие от якутов, долганская одежда более декорирована, что соответствует долганской традиции. Сочетание разноэтничных элементов представлено в фольклоре и традиционном мировоззрении долган.

Такое состояние долганской культуры может породить представление об отсутствии у них собственной культуры. Но именно в этом и проявляется специфика долган, поскольку такой культуры нет ни у одного народа севера Красноярского края. В общем плане, "промысловое производство долган представляло собой модернизированное под русским, якутским и самодийским влиянием тунгусское хозяйство, приспособленное к специфическим условиям лесотундры и тундры Таймыра".

"Численность долган по переписям их в Таймырском АО и Анабарском улусе Республики Саха (Якутия) 1959, 1970, 1979, 1989 и предварительным итогам переписи 2002 года в Российской Федерации такова: 3932 (уточнённые данные), 4877, 5053, 6929, 7000 человек. Наибольший процент считающих родным язык своей национальности по переписи 1979 года - 90 процентов, в последующие годы происходило некоторое сокращение этого показателя. В то же время возрастает число долган, свободно владеющих русским языком" (9).

Музыкальный фольклор долган

 

"Долганская музыка в жанровом и стилистическом отношении представляет собой локальный вариант акустической культуры северных саха (якутов) и имеет родственные связи с музыкой эвенков, эвенов, нганасан, энцев, ненцев и северосибирских русских старожилов" (7. c.84). В области исследования музыкальной культуры долган занимались такие ученые как О. Добжанская, А. Самойлов, Г. Алексеева, В. Никифорова, Л. Масленников и Ю. Шейкин.

"Жанровую систему Долг М. составляют пять сфер" (7. с.84), такие как эпическая музыка, песни, обрядовая музыка, сигнальная система и фоноиснтрументы. В общем, долганский музыкальтный фольклор по совей природе имеет монодийный характер и относится к "сольно-песенным культурам раннего типа" (Алексеев Э.Е. Раннефольклорное интонирование. Звуковысотный аспект. - М.: Сов. Композитор, 1986. - 240с., с. 20). В научном издании Ю. Шейкина "Музыкальная культура народов Северной Азии", есть сведения о том, что эпическая музыка представляется сказаниями олонгко, где каждый персонаж имеет индивидуальную песенную характеристику. Песенные разделы - ырыа появляются в наиболее важные (ритуальные) моменты поведения персонажей. Существенные различия в мелодической характеристике персонажей составляют тональный уровень пения, ритмическая формулярность и "характер орнаментально-тембровой звукоподачи" (7. c.88).

В общем, в долганской музыкальной культуре "многолосное и ансамблевое пение отсутствует. Только круговые танцы хэйро и оьуохай исполняются при совместном пении, когда ведущему-запевале вторят все участники в унисон" (1. c.77). Из музыкальных инструментов бытует хамыс-баргаан, имитирующей пение птиц. Долганы интонируют в стиле кемегей ырыата или дьигиьитэн ыллааьын.

Кроме того, в системе песенной культуры долган отдельный пласт составляют туойсуу ырыата - песни-обращения юношей и девушек друг к другу, что выполняет важную роль в формировании семейно-брачных отношений в традиционной этнической среде. "Среди людей пожилого возраста широко распространены песни размышления о прожитой жизни, людях, окружающей природе и др." (7. c.85). Есть еще колыбельные песни, которые сохранились в виде баюканья ребенка - бээйдээьин.

"Звукоподражательные сигналы долган отражают специфику музыкально-экологического отношения к окружающей их звуковой среде. Наиболее интересными сигналами можно признать звукоподражания кукушке, куропатке, утке и др." (7. c.85)

"Как отмечают исследователи, главной особенностью долганской музыкальной культуры является её синкретизм, возникший из обрядов, ритуалов. Обряды и ритуалы, в свою очередь, построены на четырех вокальных традициях, объединенных пением и сигнальным интонированием:

звукоподражание голосам птиц, зверей и домашних животных, основанное на сигнальном интонировании;

шаманское камлание ойуун кыырыыта, значительную часть которого занимает пение;

круговые танцы хэйро и оьуокай с пением, близким сигнальному интонированию в звукоподражаниях;

-   песня ырыа - вокальное интонирование" (1. c.78).

Ученый музыковед из народа Саха Алексеева Г.Г. в своем научном издании (1), из синкретизма вокальных традиций складывает следующие традиционные жанры долганского музыкального фольклора: шаманское камлание ойуун кыырыыта, круговые танцы хэйро и оьуокай, песня ырыа, героический эпос олонгко и инструментальная музыка на хамысе-баргаане, которые бытуют и до настоящего времени.

"К жанрам традиционной культуры долган не относятся звукоподражания. "Они вписываются в систему культуры, но за пределами этнической сонорики не практикуются, поэтому обнаруживаются практически во всех жанрах культуры" (Шейкин Ю.И. Музыкальная культура народов Сибири. Сравнительно-историческое исследование инструментов, звукоподражаний, песен: Автореф. дис. …доктора Искусствоведения. - Якутск, 2001. - 50 с.). Звукоподражания, безусловно, также составляют контекст долганской песенной традиции" (1. c.79).

Cовременный долганский песенный фольклор классифицируют на три группы, которые включают в общем числе десять жанров. Первая группа - это обрядовые песни, куда входят свадебные курум ырыата и алгысы - благожелания.

Ко второй группе относят бытовые песни бэтиэхтээьин или тыын былдьаьыы - перехват дыхания, колыбельные, трудовые, дорожные суол ырыата, шуточные и частушки, приветственные.

Третья группа - это песенная лирика с жанрами личных песен (на мотивы родных, близких, импровизации), кроме того, сюда относят лирические туойсуу ырыа и песни о любви к родителям и к родному краю.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: