Глава 2. Участие России в форуме Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества

Возможности участия России в АТЭС

 

Если в 1960-е – 70-е годы Советский Союз достаточно насторожено относился к разного рода инициативам создания «Тихоокеанского сообщества», то с середины 80-х годов, особенно после знаменитых заявлений М.С. Горбачева во Владивостоке (1986) и в Красноярске (1988), ситуация изменилась и правительство СССР стало проявлять интерес к процессам институциализации экономического сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Возможность участия в организованном тихоокеанском сотрудничестве, в том числе в форуме «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество», социалистических государств вовсе не исключалась. Так, премьер-министр Австралии Дж. Хоук во время первой встречи министров иностранных дел и торговли АТЭС в Канберре (1989 г.) заявлял, что “в долгосрочном плане, с прицелом на XXI век, перед объединением стоит задача вовлечения социалистических стран в международный экономический порядок”.

После распада СССР Россия, перешедшая на рыночный путь развития экономики и принявшая стратегию полного участия в международных экономических отношениях, стала предпринимать решительные шаги по вступлению в АТЭС. Первым опытом сотрудничества с форумом стало участие в министерской встрече по вопросам малого и среднего бизнеса в 1994 г. в Осаке, а также сотрудничество с рабочими группами.

В марте 1995 г. российское правительтво направило в Секретариат АТЭС заявку о намерении присоединиться к числу участников форума.

27 июля 1996 г. в соответствии с Постановлением Правительства России была образована Межведомственная комиссия по делам форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество», утверждены Положение о Комиссии и ее состав. В декабре того же года состоялось первое заседание Комиссии, на котором обсуждалось два главных вопроса: о форме рассмотрения российских заявок на вступление в АТЭС и участие в рабочих группах организации; о дальнейших шагах российской стороны в отношении АТЭС в свете итогов манильского саммита.

На втором заседании Комиссии, прошедшем в июле 1997 г., была отмечена работа по дипломатическому и политическому обеспечению российской заявки, подготовке ряда информационно-справочных материалов о позиции и подходах России по широкому кругу экономических и внешнеторговых проблем, направленным в Секретариат и участникам форума. На заседании также принято решение о начале работы над проектом Индивидуального плана действий.

В ноябре 1997 г. в Ванкувере открылись очередной пятый саммит Лидеров АТЭС и министерская встреча. Среди многих вопросов, стоявших на повестке дня саммита, обсуждался вопрос о принятии новых членов. В отношении России дискуссии носили весьма драматичный характер. “Уже в ходе предварительных консультаций высших должностных лиц АТЭС в Ванкувере представители некоторых стран выступили с возражением против присоединения России. Противодействие еще больше усилилось на втором этапе форума – на совещании… на уровне министров иностранных дел и торговли”.

Для России и двух других вновь принятых экономик – Вьетнама и Перу – был определен переходный период в один год, после чего эти государства стали полноправными участниками форума.

Все же, благодаря поддержке Китая, США и Японии заявка Россия была удовлетворена. Россия вовремя успела присоединиться к числу участников форума, поскольку в Ванкувере было одобрено решение о введении десятилетнего моратория на принятие новых членов. Кроме того, на встрече министров иностранных дел и торговли было утверждено Заявление Министров АТЭС по вопросам членства, определившее четкие критерии, которым должен отвечать претендент на членство:

• экономика-соискатель должна находиться в Азиатско-Тихоокеанском регионе;

• экономика-соискатель должна иметь широкие экономические связи с членами АТЭС; причем объем торговли заявителя с членами АТЭС, в процентах к его общему внешнеторговому обороту, должен быть высоким;

• экономика-соискатель должна придерживаться внешне ориентированной экономической политики;

• экономика-соискатель должна принять основные цели и принципы, определенные в различных декларациях АТЭС, особенно в декларациях Лидеров;

• экономика-соискатель, ставшая членом АТЭС, должна выработать Индивидуальный план действий (ИПД) для последующей его реализации и начать участвовать в Коллективных планах действий в рамках соответствующих программы работы АТЭС с момента вступления в АТЭС.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: