Библиографический список

Таблица 1

Показатели интенсивности внимания у юных ориентировщиков до и после тренировочного процесса на разных этапах исследования

Этап эксперимента

Группы

Различие, %

Достов-сть различий

 

      t P
Начальный До тренировки 192,8±68,3 239,5±51,8 19,4 1,4 Р>0,05
  После тренировки 269,3±56,8 307,3±446,7 12,4 1,1 Р>0,05
Конечный До тренировки 283,5±74,8 301,4±46,7 4,8 0,5 Р>0,05
  После тренировки 345,8±556,8 373,9±76,8 5,9 0,6 Р>0,05

 

На начальном этапе исследования до и после тренировки достоверных различий в экспериментальной и контрольной группах не наблюдалось (Р>0,05). Изменение интенсивности внимания между контрольной и экспериментальной группах в начале исследования составило 19,4% до тренировки и 12,4% после тренировки. В конце эксперимента различия между контрольной и экспериментальной группами незначительны (Р>0,05). Таким образом, разработанная нами методика не позволяет выявить существенных различий в изменении интенсивности внимания у юных ориентировщиков. Результаты исследования распределения внимания представлены в табл. 2

Таблица 2

Показатели распределения внимания у юных ориентировщиков до и после тренировочного процесса в различные этапы исследования

Этап эксперимента

Группы

Различие, %

Достов-сть различий

 

      t P
Начальный До тренировки 207,4±72,0 219,3±101,4 5,4 0,2 Р>0,05
  После тренировки 353,5±109,2 496,9±123,1 28,8 1,7 Р>0,05
Конечный До тренировки 298,4±93,5 395,0±118,6 24,4 1,4 Р>0,05
  После тренировки 365,2±78,5 551,0±79 34,2 2,3 Р<0,05

На начальном этапе исследования достоверных различий в контрольной и экспериментальной группах не выявлено (Р>0,05). После применения разработанной нами методики выявлены существенные различия между экспериментальной и контрольной группами (Р<0,05). Таким образом, данная методика позволяет повысить уровень распределения внимания у юных ориентировщиков


Таблица 3

Показатели переключения внимания у юных ориентировщиков до и после тренировочного процесса в различные этапы исследования

Этап эксперимента

Группы

Различие, %

Достов-сть различий

 

Контр-ная Экспер-ная  

 

 

      t P
Начальный До тренировки 431,5±114,8 469,8±48,7 8,1 0,7 Р>0,05
  После тренировки 526,4±125,6 578,6±79,8 9,1 0,8 Р>0,05
Конечный До тренировки 453,3±96,2 563,1±75,8 19,4 2,0 Р>0,05
  После тренировки 479,9±85,2 709,4±80,1 32,4 2,9 Р<0,05

 

На начальном этапе исследования различия в переключении внимания в контрольной и экспериментальной группах являются недостоверными. (P>0,05). После применения комплекса упражнений на конечном этапе исследования процент различий между экспериментальной и контрольной группами увеличился. Применяемая нами методика способствует более эффективному переключению внимания.

Результаты исследования устойчивости внимания представлены в табл. 4.



Таблица 4

Показатели устойчивости внимания у юных ориентировщиков до и после тренировочного процесса в различные этапы исследования

Этап эксперимента

Группы

Различие, %

Достов-сть различий

 

Контр-ная Экспер-ная  

 

 

      t P
Начальный До тренировки 806,3±243,6 919,1±198,1 12,3 0,8 Р>0,05
  После тренировки 1224,1±310,5 1583,9±308,9 22,7 1,8 Р>0,05
Конечный До тренировки 1090,8±268,9 1270,5±227,3 14,1 1,1 Р>0,05
  После тренировки 1309,7±256,3 1990,9±215,1 33,3 2,4 Р<0,05

 

На начальном этапе исследования различия в устойчивости внимания в контрольной и экспериментальной группах не являются достоверными (Р>0,05). В конце эксперимента различия между контрольной и экспериментальной группами значительны. Достоверные различия в контрольной и экспериментальной группах выявлены после тренировочной нагрузки (P<0,05). Таким образом, применение разработанной нами методики позволяет повысить уровень устойчивости внимания у юных ориентировщиков

Анализ результатов показал, что изменения в свойствах внимания являются недостоверными в начале исследования (Р>0,05). На конечном этапе исследования между контрольной и экспериментальной группами выявлены достоверные различия в показателях распределения, переключения и устойчивости внимания, кроме интенсивности внимания (P<0,05).

Результаты исследования наглядно-образной памяти представлены в табл. 5



Таблица 5

Показатели наглядно-образной памяти у юных ориентировщиков до и после тренировочного процесса в различные этапы исследования

Этап эксперимента

Группы

Различие, %

Достов-сть различий

 

Контр-ная Экспер-ная  

 

 

      t P
Начальный До тренировки 7,9±2,6 7,8±3,1 1,3 0,1 Р>0,05
  После тренировки 7,9±2,1 11,6±1,3 31,8 3,7 Р<0,05
Конечный До тренировки 8,9±2,2 9,4±2,7 5,3 0,5 Р>0,05
  После тренировки 9,0±1,4 13,0±1,6 30,8 2.6 Р<0,05

 

Различия на начальном и конечном этапах исследования между контрольной и экспериментальной группами после применения комплекса упражнений являются достоверными (P<0,05). Следовательно, применение разработанной нами методики способствует повышению уровня наглядно-образной памяти у юных спортсменов-ориентировщиков.

 


ВЫВОДЫ

 

На основе анализа литературных источников было установлено:

. Техника ориентирования на местности предъявляет высокие требования к физической и технической подготовке спортсмена. Все элементы техники взаимосвязаны и взаимообусловлены друг другом, поэтому четкое выполнение каждого элемента влияет на результативность. Большинство элементов техники, связанных непосредственно с ориентированием на местности, напрямую зависит от уровня развития умственных способностей спортсмена. Прекращение усиленной умственной деятельности в течение длительного времени, связанной с кодированием новой информации в памяти, отрицательно сказывается на умственной работоспособности, снижается память, процессы, связанные с творчеством, затрудняются.

1.2. Умственная деятельность характеризуется сложной аналитико-синтетической работой мозга, что проявляется в восприятии, внимании, мышлении, извлечении информации и кодировании ее в кратковременной и долговременной памяти.

. Умственная работа отличается от физической прежде всего тем, что она требует меньших энергетических затрат, но она также может быть тренируема и подчиняется закономерностям адаптации. Также прослеживается связь с утомлением: чем ниже уровень общей физической работоспособности, тем выше утомляемость при умственном труде.

2. Представленная в работе методика разработана с учетом специфичности спортивного ориентирования. Данный вид спорта предъявляет высокие требования к развитию технических приемов, которые, в свою очередь, напрямую зависят от уровня развития умственных способностей.

3. Анализ результатов показал, что на конечном этапе исследования между контрольной и экспериментальной группами выявлены достоверные различия в показателях распределения, переключения и устойчивости внимания (P<0,05), кроме интенсивности внимания (Р>0,05). Различия в показателях наглядно-образной памяти между контрольной и экспериментальной группами на начальном и конечном этапах исследования после применения комплекса упражнений являются достоверными (P<0,05).

Таким образом, в результате применения разработанной нами методики, направленной на развитие умственной деятельности и проводимой на фоне физического утомления, умственная работоспособность юных ориентировщиков повысилась. Это позволяет нам заключить, что данная методика является эффективной, так как различия между экспериментальной и контрольной группами на конечном этапе исследования являются достоверными.

Практические рекомендации, повышающие продуктивность умственной деятельности

По мнению ряда авторов (Воробьев А. Н. 1989, Воронов Ю.С., Константинов Ю.С. 1999) существует несколько основных принципов, позволяющих повысить умственную работоспособность:

. Рациональное и полноценное питание (прежде всего достаточное количество животного белка).

. Рациональный режим дня, отдыха, сна. Переключение на занятия, работу иного профиля. Умеренная физическая работа.

. Обязательная интенсивная умственная работа, тренировка, чередуемая с занятиями с более низкой интенсивностью.

. Обязательные периодические экстремальные усилия в умственной работе до глубокого утомления с последующим восстановлением (не только за счет пассивного отдыха, но и с применением комплексов витаминов, природных биологически ценных препаратов, а иногда и фармакологических средств). Только такой подход дает возможность выйти на более высокий уровень умственной работоспособности.

. Прекращение тренинга (отдых) не должно продолжаться более 7 -10 дней.

. Регулярный тренинг должен начинаться с раннего возраста и продолжаться до конца жизни. Выключение из тренинга ведет к резкому снижению умственной работоспособности, вплоть до деградации.

. Виды тренинга:

а) тренировка памяти - запоминание текстов, цифр, стихов, пересказ прочитанного;

б) изложение мыслей в письменном виде представляет собой лучший способ развития и поддержания интеллектуального уровня;

в) решение задач - математических, игровых (шахматных), кроссвордов, криптограмм;

г) творческая работа в основном виде деятельности - ученого, инженера, строителя, проектировщика, писателя, поэта, артиста, музыканта.

 




Библиографический список

 

1. Акимов В. Г. Подготовка спортсмена - ориентировщика. - Мн.: Полымя, 1987. - 176 с.

. Акимов В. Г., Кудряшов А. А. Спортивное ориентирование. - Мн.: БГУ, 1977.

. Барташев А. В. Тестирование: Основной инструмент практического психолога: Учеб. пособие. - 2-е изд. - М.: Дело, 2001. - 240 с.

. Близневская В. С. Тренировка лыжников - ориентировщиков летом: Монография. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2001. - 189 с.

5. Васильев Н. Д. Подготовка квалифицированных спортсменов - ориентировщиков. - Волгоград, 1984. - 85 с.

6. Воробьев А. Н. Тренировка, работоспособность, реабилитация. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 272 с.

7. Воронов Ю. С. Тесты и занимательные задачи для юных ориентировщиков Уч. пособие. - М.: ФСО РФ. 1998. - 45 с.

8. Воронов Ю.С., Константинов Ю.С. Программы для системы дополнительного образования детей. Спортивное ориентирование для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. - М.: ЦДЮТур, 1999. - 39 с.

9. Елаховский С. Б. Бег к невидимой цели. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 137 с.

10. Елаховский С. Б. Спортивное ориентирование на лыжах. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 120 с.

. Ерактина Т. А. Некоторые способы профилактики утомляемости у школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. № 3. С. 50 - 52.

12. Иванов А. В., Ширнян А. А. Влияние скорости передвижения спортсмена-ориентировщика на способность к переключению внимания. // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 3.- С. 25 - 27.

. Иванов Е. И. Начальная подготовка ориентировщика. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 128 с.

14. Кивистик А.К. О технике и тактике в спортивном ориентировании. -Тарту: Изд-во ТГУ, 1979.- 45 с.

. Огородников Б. И. Сборник задач по спортивному ориентированию./ Огородников Б. И., Моисеенков А. Л., Приймак Е. С. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 72 с.

. Огородников Б. И., Кирчо А.Н., Крохин Л. А. Подготовка спортсменов - ориентировщиков. - М.: 1978. - 112 с.

. Пакконен О. Спортивное ориентирование: Учебное пособие. - М.: 1989. -239 с.

18. Приймак Е. С., Приймак О. К., Мулахметов Б. И. Анализ методов развития некоторых навыков работы с картой у спортсменов ориентировщиков // Теория и практика физической культуры. 1976. - № 2. С. 45 - 47.

. Реферативные, курсовые и дипломные работы: Учебно-методическое пособие для студ. факультета физической культуры и спорта / В. М. Гелецкий; Крвснояр. гос. ун-т. - Карсноярск, 2004. - 111 с.

20. Смирнов В. М., Дубровский В. И. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. сред. и высш. учебных заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2002. - 608 с.

21. Соколова Т. Способности к интеллектуальным операциям с картой//Азимут. - 2003. - № 2. - С. 12-13.

22. Спортивная физиология: Учеб. для ин-тов физ. культ. / Под ред. Я. М. Коца. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 240 с.

23. Суслов Ф. П., Чешихина В. В. Закономерности проявления ориентировщиками интегральной спортивной работоспособности в связи с динамикой умственной и физической нагрузкой // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 8. - С. 2.

24. Хедман Р. Спортивная физиология: пер. со швед. / Предисл. Л.А. Иоффе. М.: Физкультура и спорт, 1980. - 149 с.

. Чешихина В. В. Динамика совершенствования памяти в процессе многолетней тренировки спортсменов-ориентировщиков: Методические рекомендации для тренеров и спортсменов-ориентировщиков. - М.: 1995. - 20 с.

. Чешихина В.В. Динамика совершенствования свойств внимания в процессе многолетней тренировки спортсменов-ориентировщиков: Методические рекомендации для тренеров и спортсменов - ориентировщиков. - М.: 1996. - 12 с.

. Железняк Ю.Д., Петров П. К. основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 264 с.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Начальное тестирование уровня умственной работоспособности.

Результаты тестирования до и после тренировки. Корректурный текст

 

Ф.И. Группа

Интенсивность внимания

Распределение внимания

Переключение внимания

Устойчивость внимания

Контрольная до после до после до после до после
Шнайдер Н. 313 316 269 587 620 803 1222 1958
Тихонова Т. 279 320 284 474 526 551 961 1400
Чубанова Н. 170 306 18 209 473 586 312 1479
Тихонова Л. 250 312 189 231 512 579 1024 1083
Никифорова В. 213 270 297 359 315 482 940 1179
Казаченко Т. 98 143 147 265 286 365 514 731
Карасева Р. 119 170 234 247 206 276 568 835
Беспрозванных П 100 317 221 456 514 569 909 1128

Экспериментальная

Жиленко К. 326 372 359 690 536 699 1074 1934
Семенова Л. 233 334 307 630 524 661 1007 2119
Михайлова К. 274 342 84 581 517 633 1273 2009
Булушева К. 279 364 319 648 505 681 940 1539
Мидакова В. 217 307 297 520 437 525 676 1333
Мордасова Ю. 247 285 86 427 359 475 450 1438
Сиротинина К. 305 264 265 383 465 514 953 1194
Мешкова И. 115 190 37 96 415 441 980 1105

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Итоговое тестирование уровня умственной работоспособности

Результаты тестирования до и после тренировки. Корректурный текст

 

Ф.И. Группа

Интенсивность внимания

Распределение внимания

Переключение внимания

Устойчивость внимания

Контрольная до после до после до после до после
Шнайдер Н. 430 440 510 646 563 670 1563 2082
Тихонова Т. 311 340 401 514 515 527 1439 1797
Чубанова Н. 295 386 178 265 479 530 907 1467
Тихонова Л. 365 411 212 246 568 590 1202 1246
Никифорова В. 301 365 310 370 320 501 1052 1215
Казаченко Т. 128 213 170 275 340 375 569 790
Карасева Р. 209 275 264 281 277 285 738 874
Беспрозванных П 229 336 342 478 564 604 1256 1469

Экспериментальная

Жиленко К. 357 510 412 781 695 831 1187 2216
Семенова Л. 316 504 418 749 563 772 1654 2291
Михайлова К. 325 384 578 648 554 713 1744 2218
Булушева К. 378 430 494 684 675 803 1311 1947
Мидакова В. 297 332 497 611 629 716 1274 1740
Мордасова Ю. 286 323 313 435 469 509 948 1625
Сиротинина К. 275 296 359 443 461 567 1095 1499
Мешкова И. 177 212 89 105 459 480 951 1213

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Показатели наглядно-образной памяти на разных этапах исследования

 

Ф.И., группа

До тренировки

После тренировки

 
Контрольная начальное итоговое

начальное

итоговое  
Шнайдер Н. 6 11

10

12  
Тихонова Т. 7 9

8

7  
Чубанова Н. 8 8

7

6  
Тихонова Л. 12 10

13

7  
Никифорова В. 5 6

7

6  
Казаченко Т. 3 4

5

5  
Карасева Р. 10 11

10

9  
Беспрозванных П. 12 12

13

11  

Экспериментальная

Жиленко К. 0 7 6

10

Семенова Л. 8 12 12

13

Михайлова К. 11 12 14

13

Булушева К. 10 14 14

14

Мидакова В. 6 10 7

10

Мордасова Ю. 12 10 12

12

Сиротинина К. 9 6 6

11

Мешкова И. 6 4 9

10

             

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: