Программа написана авторами с позиций узнающего мир ребенка, что позволяет показать его взаимосвязь со всей окружающей действительностью. Они отмечают любознательность дошкольника, которая может угаснуть, если взрослые не могут (или, хуже того, — не хотят) ответить на интересующие ребенка вопросы.
Авторы программы придерживаются принципа «как можно больше вопросов преподавателя и как можно меньше его рассказов», так как небезосновательно полагают, что вопросы будоражат фантазию и побуждают к творчеству, а умелое чуткое руководство творчеством ребенка побуждает самостоятельно «открывать» окружающий мир, его закономерности. Важнейшую роль в проведении занятий авторы программы отводят принципу «минимакса» (это один из принципов «педагогики здравого смысла» А.А. Леонтьева), позволяющему дошкольнику узнать все, что его интересует, но запомнить, усвоить лишь небольшой образовательный минимум; обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.
В разделе «Ознакомление с окружающим миром» выделено содержание работы с детьми по возрастам. У детей 3—4 лет процесс знакомства с окружающим миром строится на выработке навыка истолковывания своего опыта. Экологическое воспитание основывается на возрастных психических возможностях детей этого возраста. Воспитание у ребенка интереса к явлениям природы начинается с умения всматриваться, любоваться окружающими растениями, живыми обитателями; проявлять наблюдательность и заботливое отношение к окружающему миру природы. Авторы исходят из того, что познание природы помогает детям младшего дошкольного возраста адаптироваться в окружающем мире, поддерживать любопытство и любознательность, активность и самостоятельность.
Воспитатель создает условия для включения детей в реальную деятельность по уходу за растениями, наблюдению за животными, воспитывая эмоциональную отзывчивость и гуманные чувства.
К концу года дети младшей группы должны знать:
— названия детенышей домашних (корова, коза, лошадь, собака, кошка) и диких (заяц, волк, лиса, медведь, воробей, ворона, голубь) животных;
— названия двух деревьев, двух травянистых растений;
— обо всех временах года и их характерных особенностях;
— основных домашних животных, диких зверей и птиц.
Дети могут:
— различать зверей и птиц;
— различать по вкусу, цвету, форме и величине овощи и фрукты, наиболее распространенные в данной местности;
— пользоваться обобщающими словами и простейшими символами.
В 4—5 лет дети подводятся к установлению более сложных связей и отношений, сущностных характеристик, лежащих в основе первых родовых понятий. Продолжается формирование представлений детей о растительном и животном мире, сезонных явлениях в природе. Воспитатель прививает интерес к окружающей природе, способность любоваться ее красотой, бережно относиться к растениям и животным:
— осторожно обходить кусты, цветы;
— срезанные или в небольшом количестве сорванные растения ставить в воду;
— спокойно вести себя возле птиц и других животных;
— проявлять заботу о живых существах.
Большое внимание уделяется формированию у детей интереса к себе, своим близким.
В результате работы дети имеют представление:
— об элементарных правилах поведения в городе и природе;
— основных частях тела человека и их назначении;
— элементарных правилах поведения и личной гигиены;
— условиях роста растений;
— о выращивании овощей и фруктов;
— профессиях людей и взаимопомощи людей разных профессий;
— основных особенностях сезонной жизни природы;
— основных особенностях сезонной жизни людей;
— о домашних животных (их пользе, о труде людей по уходу за домашними животными), жизни диких животных в природе.
Дети могут:
— отличать времена года и их признаки;
— отличать и называть деревья (3—4 вида) и кустарники (1 вид);
— называть грибы и ягоды;
— отличать съедобные части растений от несъедобных;
— узнавать мухомор как несъедобный гриб.
В старшем дошкольном возрасте задача педагога — помочь ребенку научиться свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице.
Знания о явлениях природы, полученные детьми в предшествующей группе, расширяются, уточняются и систематизируются. Особое внимание уделяется формированию у детей обобщенных представлений на основе выделения характерных и существенных признаков природных объектов.
Воспитание бережного отношения к природе происходит через формирование осознанно правильного отношения к ней. Главной становится задача воспитания у дошкольников основ экологического сознания, ценностных ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде, здоровью (собственному и окружающих людей), следование экологическим правилам в доступных для ребенка формах: культурно вести себя в природе, не загрязнять места отдыха, бережно относиться к цветущим растениям, кустам, животным. Детям помогают понять роль человека в нарушении и сохранении целостности конкретной экосистемы, освоить правила поведения в ней.
Воспитатель расширяет представления детей о растительном и животном мире в разных уголках планеты — дети получают знания об их внешнем облике и поведении животных, учатся выделять особенности формы, размера, окраски отдельных частей тела, функции; ведут календарь наблюдения природы.
У детей формируются элементарные понятия: «трава», «кустарники», «деревья», «растения», «насекомые», «рыбы», «птицы», «среда обитания», «сезонные изменения». Обогащаются и уточняются знания ребенка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении; формируются этические нормы и правила поведения в обществе. Дети «путешествуют» на Северный полюс, в тундру, степи, в Африку, Австралию.
В результате работы дети усваивают:
— элементарные правила поведения в городе и природе;
— особенности сезонных изменений в природе;
— условия, необходимые для роста растений, зимующих птиц.
Имеют представление:
— о строении своего тела;
— погоде в разных частях света в разное время года;
— растительном и животном мире разных частей света; —- об образе жизни людей в других странах;
— народных промыслах;
— трех состояниях вещества на примере воды;
— животных, растениях (обобщенное представление);
— сезонных явлениях (обобщенное представление).
Дети могут:
— устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
— различать и называть деревья и кустарники по коре, листьям и плодам;
— пользоваться календарем погоды;
— ухаживать вместе со взрослыми за растениями и животными ближайшего окружения;
— соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях.