Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффекты масштаба. Проблема оптимального размера предприятия

В долгосрочном периоде у производителя появляется возможность изменить все факторы производства, в т.ч размеры производственных мощностей. Данный периода достаточен для того, что новые фирмы вступили в отрасль, а старые вышли из неё в связи с этим все издержки являются переменными и подразделяются на следующие виды:

· LRC (long-run costs) – долгосрочные издержки

· LRAC (long-run average costs) – долгосрочные средние издержки

· LRMC (long-run marginal costs) – долгосрочные предельные издержки

Кривая LRAC показывает характер зависимости между объёмом выпуска продукции и размером затрат на её единицу продукции

Динамика долгосрочных издержек и конфигурация кривой LRAC определяется эффектом масштаба производства

Масштаб производства – размер фирмы. Измеренный объемом выпускаемой ею продукцией

Эффект масштаба – реакция объёма производства на изменение количества применяемых факторов производства. Может быть положительным, отрицательным и постоянным.

Положительный эффект масштаба имеет место тогда, когда объём выпуска продукции растёт быстрее, чем объем применяемых ресурсов, в результате LRAC падает

LRAC

LRAC

Q

О трицательный эффект масштаба имеет место тогда, когда объём выпуска продукции растёт медленнее, чем объём применяемых ресурсов, в результатеLRAC возрастает

LRAC LRAC

Q

П остоянный эффект масштаба имеет место тогда, когда объем выпуска продукции растёт пропорционально росту объема применяемых ресурсов, в этом случаеLRAC = const

LRAC

Минимально эффективный масштаб – такой размер фирмы, при котором её средние долгосрочные издержки являются минимальными. Задаётся абсолютным объемом выпуска продукции для данной фирмы. Иллюстрирует сочетание всех трёх типов эффекта масштаба

Для каждой отдельной отрасли будет характерен свой минимальный эффективный выпуск или масштаб, а также спец.кривая LRAC:

1) в тех случаях, в которых характерен постоянный эффект масштаба – маленькие, большие. Средние фирмы

2) отрицательный – малые фирмы

3) положительный – крупные


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: