Упражнение 171. Продаем табак

Выкрикивайте эти фразы так, словно на самом деле продаете табак.

 

 

...

– Махорочка, табак деревенский – сорока двух сортов и натуральных видов!

– Растет листом в Луганске для трубки цыганской, а для добрых человеков – путаная крошка, курится в «собачьей ножке».

– Заменяет сигары гаванские и лучшие табаки испанские.

– Был сорт «Богдан Хмельницкий» и «Кобзарь» – теперь‑с вроссыпь их пустили на базар.

– «Золотая» и «Чудо‑рыбка» – ныряет, где неглыбко. Была в одной цене, теперь подорожала.

– «Наталка‑Полтавка» – самая душистая‑с травка и крепкая, и вкус в ней – костромскому разводу не сдаст.

– Прошу подходить и, кто не верит, пробовать!

– Откуда мы все это знаем? Сам я правский, старый разводчик‑табачник, сын тоже теперь по этой части. «Дрезина» и «Казак» – кури их с сыта и натощак!

– Кременчугский «Самокат» можно курить, давать напрокат и деньги заработать, даже в череду стоять желающие станут. Нате бумажку – сверните на пробу…

– Сам я? Сам не курю, только пробую, и то считаю вредным.

– Нюхательная? Нюхательная тоже есть. «Палаптирикс» – птица о двух головах, на коротких ногах, в свое время две копейки стоила.

– С одной головой птица – четыре копейки. Была днепровская нюхательная, для военных брали. С рисуночком специальным: офицер солдат вежливо учит…

– «Рыцарь» еще да «Прогресс» из Ливн‑Домогадского. Шестьдесят семь лет, а память у меня какая! Еще какие назвать?

– «Сестрица» – очищенная жилка, крепкий, взатяжку не продохнешь, пятками вперед домой пойдешь и двери к себе не найдешь!

– «Нюхач» – нюхай да плачь.

– Спички? Спички есть, господин, вятские с петухом и еще бывшие Лапшина, у которого лопнула шина. Получите! Две копеечки сдачи…

– А вот махорка‑мухобой, самая крепкая! Один курит, а семь наземь в обморок падают. Махорочка – табак деревенский!.. [28]

 

Упражнение 172. Кому пирожки?

Кому пирожки,

Горячие пирожки?

С пылу, с жару –

Пятачок за пару!

Вот блины‑блиночки!

Кушайте, милые дочки!

Ну что за блины!

И сочные, и молочные,

И крупичестые, и рассыпчистые!

Кушайте, сыночки

И мои любимые дочки! [28]

 

Упражнение 173. Выкрики московских зазывал

Прочитайте текст перед диктофоном, старайтесь сымитировать интонацию циркового зазывалы.

 

 

...

Эй, господа! Пожалуйте сюда! Здравствуйте, москвичи, жители провинциальные, ближние и дальние: немцы‑лекари, евреи‑аптекари, французы, итальянцы и заграничные мириканцы, расейские баре, астраханские татаре! Господам купцам, молодцам, бледнолицым современным девицам – мое почтение! Всякая шушера нашу комедию слушала, осталась довольна за представление – еще раз вам мое нижайшее почтение! Эй, ты там! Протри глаза спьяна! Увидишь самого царя Максимилиана! Царь он оченно грозный и человек весьма сурьезный, чуть что ему не по нраву – живо сотворит расправу! Эй вы, господа – подбородки бритые и зубы битые, по‑праздничному скулы сворочены, глаза разворочены! Масленице – все племянники! Эй вы, скупые алтынники, вынимайте‑ка свои полтинники и гривны, сейчас увидите дела дивны! [29]

 

 

Прием звукоподражания

 

Звукоподражание – прием, хорошо тренирующий весь голосовой аппарат: вокальную опору, мышцы гортани, язык, артикуляционный аппарат. Этот прием хорош тем, что при минимальных усилиях получается выразительный, узнаваемый звук. Он обеспечивает рефлекторность вдоха, создает условия для гибкости, подвижности голосовых интонаций. Но надо учитывать, что этот прием во многом игровой. Надо принять условия «игры» и на самом деле почувствовать себя собакой, лесом, пильщиком дров и т. д.

Педагог сценической речи 3. Савкова описывает это так:

 

 

...

«Вообразите, что вы стали… собакой. Жарко, скучно, вокруг тишина. Не на кого полаять. Раскрепостите руки, шею, ноги, плечи… Клонит ко сну.

Вдруг скрипнула садовая калитка… Неожиданная радость: вернулся хозяин. Приветствуйте его звонким лаем: «Ав‑ав!» (что в переводе на язык людей означает «Я здесь!»). Не «облаивайте» зло своего друга, подайте ему голос. Почувствуйте разницу звучания голоса при выполнении действий: «облаять» и «подать голос». В первом случае – эмоция злости, ведущая к твердой атаке, которую следует избегать. Во втором – эмоция радости и легкого удивления, ведущие к мягкому атакированию звука. Значит, в формировании голоса по принципу подлаивания надо соблюдать следующие условия: 1) не имитировать «собаку», то есть не искажать тембр своего голоса;

2) «подлаивать» на мягкой атаке; 3) упражнения сопровождать положительными эмоциями, зная о том, что отрицательные эмоции (особенно злость) закрепощают голосо‑речевой аппарат.

А теперь сосчитайте, сколько в аудитории стульев, хватит ли всем: Ав‑ав‑ав‑ав‑ав‑ав‑авв… Обязательно включите руку, которая подчеркивает счет стульев… Рука помогает формированию звука. Затем пересчитайте в более быстром темпе: Ававававав‑авав… Успевайте и в быстром темпе непременно «подлаивать». Этим тренируется третий вид выдыхания (когда воздух «рывками выталкивается»)». [5]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: