Как добиться сопереживания

 

Эмпатия означает, что читатель и аудитория отождествляют себя с героем, и испытывают эмоции через него: если он в опасности, зрителю страшно, если он теряет близкого человека, мы горюем.

Ниже приведены три наиболее эффективных метода в порядке убывания приоритета. (Хотя подразумевается, что основная забота автора касается главного героя, те же принципы могут относиться ко всем прочим.)

1. Вызовите сочувствие к герою. Это едва ли не самый распространенный способ достижения эмпатии. Если вам удастся заставить зрителя жалеть героя, показав, как он страдает от какого-нибудь незаслуженного несчастья, то шансы вызвать сопричастность с ним резко возрастут. В первом же кадре «Неспящих в Сиэтле» Сэм стоит подле сына на похоронах жены; героиней фильма «Из 13 в 30» Дженой манипулируют миловидные популярные девочки в школе, а в «Маленькой мисс Счастье» Ричард Гувер произносит речь перед полупустой аудиторией безучастных слушателей.

Невезения могут начинаться с какого-то события (например, в «Школе рока» Дьюи Финна выгоняют из музыкального коллектива), либо это типичная для человека ситуация (Эрин Брокович с самого начала предстает перед нами небогатой, безработной матерью-одиночкой без видимых карьерных амбиций). Чем раньше вы примените этот прием – показав либо прошлое героя, либо некое событие в самом начале сценария, – тем сильнее будет эмпатия.

2. Подвергните героя риску. Заставить зрителя беспокоиться за героя, поместив его в угрожающую его жизни ситуацию, – очень схожая стратегия. Превосходный пример – кино про Индиану Джонса: в первых кадрах каждого фильма герою грозит смертельная опасность.

Но вовсе не обязательно герой должен рисковать жизнью. Опасность разоблачения, позора или потери работы тоже вполне эффективны – все зависит от тональности фильма. «Ночь в музее», «Джуно», «Майкл Клейтон» и «Человек дождя» начинаются с того, что их героям грозят финансовые, физические и эмоциональные трудности, и сопереживание становится все сильнее.

3. Сделайте героя симпатичным. Способствует сопереживанию и симпатия к герою. Есть три основных приема, помогающих внушить читателю симпатию к герою.

Сделать героя добрым, великодушным и щедрым человеком, как герои фильмов «Пока ты спал», «Зачарованная» или любого фильма с Томом Хэнксом. (Даже когда последний играл гангстера – наемного убийцу в «Проклятом пути», его персонаж сначала представлен как любящий муж и отец, чтобы зритель почувствовал эмпатию до того, как ему открылась темная сторона его натуры.)

Показать, что героя любят другие персонажи. Если его окружают любящая семья и друзья, читателя он тоже привлекает, подобно тому, как школьники тянутся к популярным соученикам, с которыми все хотят дружить или хотя бы быть ими замеченными. Начало фильмов «Умница Уилл Хантинг», «Блондинка в законе» и «Одиннадцать друзей Оушена» включает сцены, в которых герои проводят время с друзьями и получают от них поддержку.

Сделать героя забавным. Даже если ваш герой не отличается великодушием и моралью, он все равно будет нравиться, если заставит нас смеяться. Мелвин Юдолл в «Лучше не бывает» – расист, гомофоб и женоненавистник, и в начале фильма отправляет собаку в мусоропровод (по справедливости говоря, пусть псина и справила нужду в его коридоре, такой судьбы она не заслужила). И хотя герои «Плохого Санты» и «Незваных гостей» обманывают женщин, используя их в своих интересах, они при этом так смешат зрителя, что тот готов простить им нечестность.

Необходимо применить как минимум один из этих трех способов добиться сопереживания. Иначе зритель останется безучастным. А если удастся сочетать два или три, то зритель еще больше будет идентифицировать себя с героем:

1. Пусть герой будет искусным в своей области. Нам от природы свойственно тянуться к людям талантливым и мастерам своего дела. Когда мы наблюдаем, как ловко Фрэнки обрабатывает раны в «Малышке на миллион», как лихо Чарли Крокер обчищает художественный музей в «Ограблении по-итальянски», или как Хитч помогает двум глуповатым мужчинам завоевать женщин мечты, мы хотим быть такими же, как они, – такова сила отождествления.

2. Наделите героя силой. Близко связано с мастерством другое качество – сила. Могущественные герои завораживают аудиторию и вызывают эмпатию практически на уровне фантазии.

Сила может принимать четыре формы.

Власть над людьми. Этот принцип иллюстрируют такие герои, как Чарльз Фостер Кейн из «Гражданина Кейна», дон Корлеоне в «Крестном отце» или Миранда Пристли («Дьявол носит Prada»). Подобные персонажи связаны с аудиторией не тем, что нравятся ей, а тем, что зритель околдован их богатством, весом в обществе и контролем; он испытывает удовлетворение от сопричастности с властью, абстрагируясь при этом от злодейских или аморальных поступков, совершаемых во имя власти или с ее помощью.

Однако стоит заметить, что в приведенных примерах лишь один персонаж является главным героем фильма (да и самому примеру 70 лет). Наблюдать, как великие и могущественные люди лишаются власти и славы, – удел зрителей шекспировской трагедии, а не голливудского блокбастера. Массовая аудитория куда охотнее сочувствует обычному человеку, осмелившемуся выступить против могущественных боссов, диктаторов и «крестных отцов» мафии – и победить их.

Способность без колебаний делать то, что должно. Популярность героев вроде Джеймса Бонда, Джона Маклейна из «Крепкого орешка» и персонажей Клинта Иствуда из серии фильмов о Грязном Гарри и совсем недавнем «Гран Торино» строится на том, что они не склонны пребывать в состоянии неопределенности: они идут и действуют. Они видят, что надо делать, и берутся за это, не раздумывая об опасности, шансах победить, политической или нравственной стороне вопроса. Они властвуют над своей судьбой и судьбами других, чего нам порой так прискорбно не хватает.

Когда Брайан Миллс из «Заложницы» узнает, что его дочь похищена, он немедленно бросается спасать ее. Его не волнуют политика, опасности, счет убитых; он просто делает то, что в его силах. Для аудитории, которая испытывает чувство бессилия перед войной, криминалом, коррупцией, изменениями климата, экономическими потрясениями, начальством, ничего не может поделать с самодурством политиков, стихийными бедствиями и налоговой службой, подобная сила героя обладает невероятной притягательностью.

Свобода в выражении своих чувств, невзирая на мнение других. Часто этот принцип связан с чувством юмора героя, что иллюстрируют многие роли Джека Николсона, кроме Мелвина Юдалла. Когда Бобби из фильма «Пять легких пьес» заказывает тост из пшеничного хлеба, когда Макмерфи, бунтует против сестры Рэтчед в «Пролетая над гнездом кукушки», или когда дьявол желает женщин в «Иствикских ведьмах», – они обнаруживают мощь подлинных чувств. Это подкупает нас – тех, кто боится лишний раз повысить голос.

Сверхспособности. Этот фантазийный уровень эмпатии и отождествления может относиться и к супергероям – архетипическим персонажам, которые готовы сделать все, чтобы спасти мир.

Но практически во всех фильмах о супергероях вначале это простые люди, которые затем превращаются в обладателей сверхспособностей. Мы сразу же сопереживаем Питеру Паркеру не потому, что он Человек-Паук, а потому, что нам жаль стеснительного, но доброго сироту, которого дразнят и тузят, который живет с бабушкой и дедушкой (любящими его) и тоскует о девушке-соседке (а она его и не замечает) и которого кусает паук. В конечном итоге он готов спасти мир, но при первом появлении перед зрителем этот персонаж – яркий представитель первых трех пунктов списка.

3. Поместите героя в знакомую обстановку. На сей раз на эмпатию работает то, где он живет, работает, какая у него семья. Например, Джулия из «Джули и Джулии» – молодая жена, живущая и работающая в Манхэттене. Конечно, это вовсе не означает, что каждый, кто идентифицирует себя с нею, сам был в такой ситуации, скорее, большинство зрителей имеет представление о подобном – и все видели на экране похожие ситуации. Но это не относится к персонажам вроде пещерного жителя или какого-нибудь русского графа.

Точно так же легче идентифицировать себя со старшеклассниками, полицейскими, врачами, секретарями, родителями или рабочими, чем с героями «Кровавого алмаза» или сериала «Особое мнение». В этих фильмах сопереживание достигается другими методами.

4. Наделите персонажа знакомыми слабостями и недостатками. Этот подход тесно связан с двумя вышеназванными: когда персонажу незаслуженно не везет и когда персонаж смешон. Если ваш герой наступает на те же грабли, что и все мы, нам проще отождествить себя с ним.

Это особенно относится к ситуациям, когда мы испытываем неловкость в публичной или интимной сфере. Когда стали популярны ранние комедии Вуди Аллена, я слышал от парней, выглядевших, словно с картинки журнала Playgirl, что они узнают себя в его героях. Я поражался: казалось бы, что общего может быть у рослых спортивных красавцев с растяпами, которых изображает Вуди Аллен? Но позднее понял: все мы испытывали неловкость в отношениях с противоположным полом или в напряженных ситуациях общения, поэтому можем представить себя на месте героя, который ощущает знакомые каждому смущение и стыд.

5. Сделайте так, чтобы зритель «видел» происходящее глазами героя. Иногда отождествить себя с героем проще, если зритель видит происходящее на экране так, как видит герой. Например, в детективе зритель видит улику только тогда, когда ее находит сыщик. «Жар тела» – отличный пример фильма, в котором герой служит глазами зрителя, поскольку мы узнаем только то, что становится известно Неду Расину.

Бывает, что в сценарии есть персонаж, который не является главным героем, но аудитория видит фильм его глазами. В «Проклятом пути» повествование ведется от лица подростка, сопровождающего отца, героя фильма. А в фильме «Выбор Софи», где главная героиня, разумеется, сама Софи, момент идентификации для зрителя начинается с молодого человека по имени Стинго, и благодаря ему аудитория постепенно узнает правду о Софи. Преимущество этого приема в том, что зритель сразу же соотносит себя с более знакомым персонажем, а затем уже распространяет это отношение на главного героя в течение всего фильма.

Вы должны сочетать эти методы, чтобы сопереживание герою возникло как можно скорее – сразу же после его появления на экране. Только тогда можно начинать раскрывать слабости персонажа. В «Тутси» главный герой Майкл – не самый приятный тип, актер, которого мало волнуют чувства других: его интересуют работа в шоу-бизнесе, знакомства с женщинами и сохранение хорошей мины при плохой игре. Однако зритель явно сопереживает ему и готов простить ложь и эгоизм – или не обратить на них внимания.

Самые первые сцены с Майклом показывают нам, что он проваливается на нескольких пробах – и не потому, что плох как актер, а потому, что он небольшого роста, слишком добросовестный или на него просто не обращают внимания (незаслуженное несчастье). Мы сразу же узнаем, что он – блестящий учитель актерского мастерства (мастер) и помогает Джеффу и Синди (вызывающий симпатию). Вдобавок он смешной, живет и работает в знакомой большинству из нас ситуации, и ему постоянно грозит опасность остаться без работы.

Комбинированное использование этих приемов в сюжете – превосходный пример того, как при всех слабостях, недостатках и пороках героя зритель симпатизирует ему и соотносит себя с ним.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: