Материал. Обручи, цифры.
На полу лежат несколько обручей, в каждом из них цифра.
Дети бегают по комнате, По сигналу педагога они бегут к обручу – «квартире». Цифра в обруче показывает, сколько «жильцов» живет в квартире.
Педагог, обращаясь к детям, спрашивает: «Сколько жильцов в этой квартире и почему их столько?» Если квартира не полностью заселена, необходимо спросить у детей, сколько жильцов не въехало в эту квартиру.
Игра продолжается, меняются цифры в обручах.
Желательно, чтобы в одном обруче число было больше 10.
Кузнечик
Материал. Карточки с числами от 1 до 10.
Перед каждым ребенком на столе карточки – числовой ряд от 1 до 10.
Педагог предлагает игровую ситуацию: «Кузнечик движется по числовой дорожке (по карточкам‑клеточкам): два прыжка, три прыжка, пять прыжков и т. д.». (Количество клеток в одном прыжке заранее оговаривается с детьми.)
Затем педагог дает задания:
1. Скажите и покажите, где окажется кузнечик, если в каждом прыжке две клеточки и он сделает пять таких прыжков? На сколько клеток при этом продвинется кузнечик?
|
|
2. Скажите и покажите, на какой клетке окажется кузнечик, если он передвигается так: сначала три прыжка вперед, потом еще четыре вперед? А если так: два прыжка вперед, а затем еще два вперед?
3. А теперь кузнечик, делает вперед сначала один прыжок, потом еще три. Покажите, в какой клеточке числовой дорожки окажется, если сделает:
– шесть прыжков, а потом ноль прыжков?
– три прыжка, потом четыре прыжка и еще ноль прыжков?
– два прыжка вперед и один прыжок назад?
– пять прыжков вперед, один прыжок назад и два прыжка вперед?
Игры на уточнение понятий о величине предметов
Скажи наоборот
Материал. Мяч.
Дети стоят в кругу.
Педагог в центре круга. Он бросает мяч одному из детей и говорит, например: «Палка длинная, а карандаш…?» Ребенок, поймавший мяч, называет слово, противоположное по значению: «Короткий», – и бросает мяч педагогу.
Вопросы:
– Пояс узкий, а шарф…?
– Юбка короткая, а платье…?
– У девочки волосы длинные, а у мальчика…?
– Дверь узкая, а окно…?
– Пальто длинное, а куртка…?
– Носки короткие, а гольфы…?
– Ветка тонкая, а дерево…?
– Дерево высокое, а куст…?
Усложнение. Задания могут давать друг другу дети.
Отгадай, что такое?
Дети стоят полукругом.
Педагог говорит: «Я назову одно слово, а вы будете перечислять предметы, которые можно назвать вместе с этим словом. За каждый правильный ответ получите фишку».
«Длинная…» – говорит педагог.
«Дорога», – отвечает ребенок и получает фишку. «Платье, веревка, день, шуба…», – вспоминают дети. За каждый правильный ответ дается фишка.
|
|
Педагог называет следующее слово: «широкая» («Дорога, улица, речка, лента, мост».) «Высокий…» («Дом, дерево, столб, дядя Степа, жираф».)
В конце игры дети подсчитывают фишки и определяют победителя.
Кто больше запомнит?
В игре принимают участие несколько ребят. Им предлагается в течение 10–15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов: одной величины; одной величины и цвета.
По сигналу один ребенок начинает называть предметы, другой – дополняет его ответ. Например, окна, цветные карандаши одной длины, но разных цветов, детские стульчики одной величины и т. д.
Радио
Дети садятся полукругом так, чтобы хорошо видеть друг друга.
Педагог смотрит на них, запоминает характерные детали одежды, внешний вид детей, затем отворачивается и объявляет: «Алло, алло! Потерялась девочка. У нее длинные волосы, короткая синяя юбка. Пусть она подойдет ко мне и назовет свой домашний адрес» или «Потерялся мальчик с короткой стрижкой, в рубашке с короткими рукавами и в коротких шортах синего цвета».
Дети смотрят друг на друга. «Потерявшийся» ребенок подходит к педагогу и называет свой домашний адрес.
Игра повторяется.
Усложнение. Роль ведущего переходит к ребенку.
Добрось до меня
Материал. Мешочки для метания (один из них – красный, остальные – одного цвета).
На земле проводится черта, за которой стоят дети с мешочками в руках.
С помощью считалки выбирается ведущий.
Чижик в клетке сидел,
Чижик громко песню пел:
«Чу‑чу‑чу, чу‑чу‑чу,
Я на волю улечу».
Ведущий (у него красный мешочек) начинает игру. По сигналу он бросает мешочек как можно дальше. Остальные дети должны бросить свои мешочки туда же. Педагог спрашивает: «Чей мешочек ближе к красному мешочку? Как это можно узнать? Почему вы так думаете?»
Дети самостоятельно отвечают на вопросы. Следует дать возможность высказаться всем ребятам.
Они должны не только сказать, но и показать, чем можно измерить расстояние (шагами, пальцами и т. д.). Подсчитывая количество шагов, дети делают вывод: чем меньше мерка, тем большее число получится. Таким образом выясняется, чей мешочек ближе красному.
Завяжем, развяжем
Материал. Шнурки
У каждого ребенка в руках шнурок. Дети делятся на пары. Педагог предлагает детям узнать, у кого из них шнурок длиннее. (Дети сравнивают шнурки, убеждаются, что они одной длины.)
Педагог спрашивает: «Какие шнурки по длине? (Одинаковые.) Я поставлю песочные часы, а вы начнете завязывать узлы на шнурках, но сильно их не затягивайте. Как только песок в часах перестанет пересыпаться, заканчивайте завязывать узлы. Интересно, кто завяжет больше узлов? Начали!»
Педагог переворачивает песочные часы. Как только песок пересыпется, говорит: «Стоп!»
Вопросы:
– У кого шнурок короче?
– Кто из ребят в паре завязал больше узлов?
– У кого сколько узлов?
Педагог предлагает детям с одинаковым количеством узлов объединиться в новые пары: «Я снова поставлю часы, а вы будете развязывать узлы. Посмотрим, кто больше развяжет. Начали!»
Переворачивает песочные часы. Как только песок пересыпется, говорит: «Стоп».
Вопросы:
– Кто из ребят в паре развязал больше узлов?
– Какой длины стали шнурки?
Что выше?
Материал. Мяч.
Дети стоят в кругу. Один из играющих бросает другому мяч и задает вопрос. Ребенок, поймав мяч, отвечает и бросает мяч следующему играющему.
Вопросы:
– Скамейка низкая, что выше…? (Куст.)
– Что выше куста?
– Что ниже забора?
– Что выше детского стульчика?
– Что выше стола?
– Что ниже дома?
Игры на расширение представлений о геометрических фигурах