Законность и правопорядок

Законность – это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.

Для законности необходимы две стороны:

наличие правовых, справедливых, научно обоснованных законов (содержательная сторона);их выполнение, ибо только наличие даже самых совершенных законов будет недостаточно (формальная сторона).

Принципы законности:Единство законности (понимание и применение нормативных актов должны быть одинаковым на всей территории страны);Верховенство Конституции и закона (подчиненность Конституции и законам всех иных нормативных и индивидуальных правовых актов; издание каким бы то ни было органом правового акта, противоречащего закону, есть нарушение законности);Гарантированность прав и свобод человека и гражданина (с одной стороны, без законности права и свободы гражданина не могут быть реализованы, ибо законность служит их важнейшей гарантией; с другой – сами права и свободы, их наличие и осуществление являются показателем состояния законности и демократии в обществе);Связь законности с культурой (от культурного уровня общества и должностных лиц зависит состояние законности; и наоборот, соблюдение законодательства является одним из существенных условий и показателей культурного уровня общества);Связь законности с целесообразностью (обход закона под предлогом целесообразности, пользы, выгоды недопустим; целесообразность должна быть в рамках закона).Принцип презумпции невиновности

Гарантии законности – это средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства.

Для установления режима законности в обществе должна быть создана система соответствующих условий (гарантий). К таким гарантиям можно отнести следующие:

Политические гарантии законности Духовные гарантии законности Общественные гарантии законности Информационно – идеологические гарантии законности Специально – юридические гарантии законности.

Правопорядок представляет собой систему общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным; это состояние урегулированности социальных связей.

Особенности правопорядка:

Он запланирован в нормах права; Возникает в результате реализации данных норм; Обеспечивается государством; Создает условия для организованности общественных отношений, делает человека более свободным, облегчает жизнь; Выступает итогом законности.

Следует различать понятия «правопорядок» и «общественный порядок». Второе понятие более широкое, включающее в качестве ядра понятие первое.

Общественный порядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, которое достигается не только с помощью правовых норм и их соблюдения (законности) но и с помощью других социальных норм и их соблюдения (дисциплины).

Укреплению законности и правопорядка способствуют такие проявления демократии, как демократическое содержание законодательства, контроль общественности за реализацией законов и т.п.; в свою очередь, законность и правопорядок могут способствовать развитию и укреплению демократии.

 

45.Понятие и структура правосознания. Правосознание – это исторически сложившаяся в конкретном обществе система взглядов, идей, теорий, оценок, чувств, эмоций, отражающих субъективно – психологическое отношение людей к действующему и желаемому (идеальному) праву и практике его реализации.

Правосознание есть особая форма общественного сознания. По своей природе это феномен субъективно – психологический. Его основу образует прежде всего теоретическое знание – мысленные представления субъектов о праве, юридической практике, истории развития правовой системы и т. д. Достаточно часто такое знание существует в виде индивидуальных представлений и чувств. Важным элементом правосознания выступают также субъективные оценки, которые субъекты дают действующим правовым нормам и сложившейся юридической практике. На основе таких оценок могут возникать представлении об идеальных качествах правовой надстройки и соответствующие предложения о необходимых изменениях в правовой системе. Наиболее системные знания о правовой жизни общества приобретают форму правовой теории, существуют в виде правовой идеологии или научной правовой концепции (юридической доктрины).

В структуре правосознания, таким образом, можно выделить два уровня: уровень правовой психологии и уровень правовой идеологии. Правовая психология – система чувств, настроений, эмоций и оценок, возникающих у людей при их взаимодействии с правовой системой. Правовая психология возникает опытным (эмпирическим) путем и не предполагает системных теоретических взглядов на правовую систему. Это во многом поверхностный, эмоциональный уровень восприятия людьми правовой реальности. Вместе с тем это наиболее распространенная форма правосознания, поэтому ее не следует недооценивать.

Правовая идеология – это система теоретических взглядов, идей, теорий, формирующихся на основе знания закономерностей развития и функционирования правовой системы. Идеология наиболее полно и системно отражает правовую реальность. Носителями правовой идеологии могут быть: официальная государственная власть, научное сообщество, политические партии, отдельные ученые, политики, общественные деятели.

В юридической науке принято делить правосознание по степени общности на три вида: индивидуальное, групповое и массовое.

Кроме того, сложилась классификация правосознания в зависимости от его носителя на обыденное, профессиональное и научное (доктринальное)

Правосознание тесным образом взаимосвязано с иными элементами правовой системы общества. Такая взаимосвязь проявляется в следующем.

С одной стороны, само существование правосознания и его качественные характеристики во многом обусловлены действующим в обществе правом, практикой его толкования, реализации и т. д. Правосознание есть своеобразное «зеркало», отражающее существенные характеристики правовой системы общества.

С другой стороны, само правосознание оказывает заметное влияние на свойства и тенденции развития правовой системы. Велика роль правосознания, в частности, в процессах правотворческой деятельности, поскольку от уровня юридической информированности, образования и опыта субъектов, создающих правовые акты, напрямую зависит качество последних.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: