Кавалерия турок (тюрков), франков и греков в X веке. Сражения под Мерзебургом и Аугсбургом

 

Самыми результативными считались турецкая и сарацинская кавалерия. Ее воины обладали удивительным мастерством, прекрасно управляли своими лошадьми, которые отличались удивительными горячностью и быстротой, необычайной сноровкой особенно в нестандартных боевых действиях, постоянно практиковались на лошадях, в использовании на поле лука, копья и меча. Обычно копье носилось сзади за спиной, поскольку вначале всадник использовал лук, а затем при необходимости брал в руку копье для ближнего боя.

Лучших лошадей иногда защищали спереди, «одевая» в железное или кожаное защитное вооружение, в то время как сами всадники носили латы. Турки не укрепляли лагеря посредством окопов, а окружали свои шатры и палатки плотным кольцом кордонов, постов и часовых, обычно выдвигавшихся вперед на значительное расстояние, так что их сложно было застать врасплох.

Сами армии состояли из больших отрядов или групп, устраивавшихся на небольшом расстоянии друг от друга. Методика ведения боя не отличалась организованностью, состояла из выпадов и отступлений в случае оказания сопротивления. Конники пристально наблюдали за противником и были готовы ринуться вперед, если намечался успех. Если среди врагов возникал беспорядок, то они тут же этим пользовались. Если им удавалось сломить противника, они безжалостно преследовали и рубили беглецов своими острыми мечами.

Сарацины – арабы, но вопреки своему происхождению в военных обычаях весьма походили на турок. Они всегда сражались в составе кавалерии, пехота их армий состояла из эфиопов, вооруженных огромными луками. Кавалерия была более тяжело вооружена, чем турецкая, ее воины имели шлемы, латы, сапоги, латные рукавицы и другие защитные приспособления, бывшие в обиходе среди римлян. Много внимания арабы уделяли украшениям, отделывая свои пояса, а также и упряжь у лошадей серебром.

Сражались сарацины более упорно и стойко, чем турки или гунны, использовали копья, мечи, боевые топоры и луки. Иногда, при поспешных перемещениях они сажали свою пехоту на коней позади себя и быстро перебрасывали ее на короткие расстояния. Для ночных стоянок они окружали лагерь окопами и расставляли многочисленных часовых.

Для боя они выстраивались прямоугольником или квадратом и так ожидали нападения. Сразу же после первого столкновения старались перейти к рукопашному бою и яростно сражались на близком расстоянии. На походе выстраивались в форме каре с пустым центром, что позволяло им быстро перестроиться в обычный боевой порядок.

Турки неохотно вступали в рукопашный бой со стойкой пехотой, которая старалась убивать их лошадей, в равной степени неохотно сталкивались с хорошо обученной кавалерией на плоской поверхности равнин, если такая кавалерия занимала удобное расположение и действовала в сомкнутом строю. Арабы не привыкли сражаться пешими, во время подобных попыток обычно несли тяжелые потери.

Франки (данным термином тогда обозначали население Западной Европы) считались народом храбрых и упорных воинов. Их пехота и конница в равной степени приучились сражаться в ближнем бою. Конница имела небольшие круглые щиты, копья и весьма длинные мечи, носившиеся на плечевой перевязи, хотя некоторые носили их на поясе.

Для боя они строились по племенам и родам, а не в турмах и когортах, как было принято у римлян. Иногда соединялись вместе в дружины из друзей и близких товарищей, хотя к тому времени вошла в обиход феодальная ленная система формирования войск под предводительством графов или герцогов. До учреждения института рыцарства франки не имели искусной конницы и плохо проявляли себя в конном мастерстве, всадники часто спешивались и сражались пешими.

Независимо от того, сражались франки пешими или конными, они яростно устремлялись на врага, верили в успех первого удара, сопровождаемого честной рукопашной. Дисциплина в их рядах была не очень жесткой, что явно следует из состава войска, набранного из знати и свободных людей, продолжавших смотреть на своего короля, правившего только благодаря воле народа. Они охотно отправлялись на войну, но им не нравились длительные походы, поэтому, если война затягивалась, они оставляли свои штандарты и возвращались домой. Их кавалерия быстро атаковала сомкнутыми рядами с копьями в руках, но она нуждалась в ровной поверхности. Похоже, что франки не использовали резерв.

Император Лев приводит множество деталей об их привычках, советуя своим войскам в случае кампании против них избегать больших сражений, а изматывать мелкими схватками или заманивать противника на пересеченную местность. Завлекать их в засаду, нападать на лагеря ночью вместе с конными лучниками и затягивать войну всеми возможными способами, выводя врага из терпения и заставляя его тратить свои продовольственные запасы.

Состояние греческой армии в тот период также подробно описано императором Львом, так что мы можем точно показать состояние кавалерии Восточной Римской империи во время его правления.

Конные лучники носили кольчуги, покрывавшие все тело, шлемы из отполированного железа, украшенные султанами. Главным оружием считался лук средней величины, его носили в футляре, чтобы сохранять в хорошем состоянии, одновременно имелся колчан, куда входило 30 или 40 стрел, копье средней величины вместе с прикрепленным к нему флажком, меч на поясном ремне и остроконечный кинжал. Каждый всадник также обеспечивался напильником, шилом и запасом тетив для лука.

Молодые всадники, которые еще не умели ловко стрелять из лука, имели большие щиты и по два дротика. На руках были железные перчатки. У офицеров лошади имели защиту груди и налобники из железа или войлока, а у всадников, сражавшихся в передних рядах, еще и защиту шеи и боков их лошадей. Удила были очень строгие и пригонялись весьма тщательно. Седла, которые к тому времени уже вошли во всеобщее употребление, были довольно велики и снабжены двумя стременами, чемоданом и кобурой, в которой возился трех– или четырехдневный провиант. Подковы, прикрепленные к копытам гвоздями, также уже применялись повсюду. Конское снаряжение украшалось султаном или перьями на голове коня, различными кисточками на чепраке и большой кистью, висевшей под подбородком лошади. К седлу прикреплялся футляр для секиры, имевшей лезвие с одной стороны и острие с другой.

Воин обеспечивался просторным одеянием или плащом, свободного покроя и легким. Предполагали, что он носился так же, как и современный плащ, поверх вооружения, уберегая его носителя в плохую погоду. Плащ защищал доспехи, лук и другие предметы вооружения, предохраняя их от дождя. В то время, когда воин был занят в разведке, плащи использовались не только для тепла, но и для того, чтобы скрывать блестящие части вооружения от вражеских глаз.

Конница строилась в четыре шеренги, так как опыт показал, что большее число их является совершенно излишним. Действительно, задние шеренги, будь они вооружены луками или копьями, не могут оказать никакой помощи передним, а вместе с тем постоянное напирание задних на передних, составлявшее силу фаланги, в коннице не могло иметь места. В бою флажки с копий снимались и прятались в особые футляры. Перед каждым крупным отрядом обязательно следовал авангард в виде небольшого конного отряда, чтобы производить разведку местности и заблаговременно открывать устроенные неприятелем засады.

В боевом порядке конницу обычно ставили по флангам пехоты, причем лучшие части становились на самых крайних флангах. Она была приучена в случае победы не преследовать без оглядки бегущих неприятельских всадников, чтобы не попасть в засаду и не отдалиться слишком далеко от своей пехоты, а постоянно оставаться в руках начальников. Спешивание всадников применялось только в крайних случаях. Обыкновенный боевой порядок состоял из двух линий и резерва; в случае неудачи первая линия отходила ко второй. Особенное значение придавали луку, и считалось большим несчастьем, что он все более выходил из употребления. Император Лев требовал, чтобы вся военная молодежь усиленно упражнялась в стрельбе из лука и продолжала эти упражнения до сорокалетнего возраста.

Таковым оказалось состояние конной службы в вышеописанных народах, когда сначала венгры или турки (так их назвали греческие историки) начали вырисовываться на востоке и угрожать завоеванием и разрушениями народам Германии и Западной Европы. Их военная сила, о которой мы уже писали, была весьма многочисленна, делилась вместе с их союзниками на семь равных корпусов или дивизий, каждый из которых состоял примерно из 39 тысяч воинов. Несколько наследственных вождей или воевод командовали эти соединениями, образовывали совет, на котором для осуществления общего командования избирался один верховный командующий.

Венгры обычно выступали в поход в сопровождении женщин и детей с неисчисляемым количеством крупного рогатого скота и овец, вели их по равнинам, по которым они шли. Таким образом, их легкой коннице приходилось занимать обширную территорию и патрулировать на очень большом расстоянии от основного корпуса. Венгры прокатились через Скифию, пока не достигли границ Византийской и Франкской империй, и вторглись в Баварию, где в битве под Аугсбургом парфянская тактика венгерской конницы, заключавшаяся в нападении и отступлении, смутила и сбила с толку христиан. В течение какого-то времени им удавалось одерживать победы, а затем и они потерпели поражение.

С огромной скоростью легкая конница венгров проносилась через Германию, за один день иногда проходя отрезок в 50 миль. Они появлялись у Бремена, они сожгли Павию, проникли даже через Пиренеи. Их победоносное шествие остановила не горестная молитва с литанией («Спаси и избави нас от стрел венгров»), а воды Мессинского пролива. Жизнь людей на завоеванных ими землях спасли только выплатой из расчета за каждого человека.

В течение тридцати лет Германская империя платила дань венгерским всадникам. Все это произошло благодаря внезапности и угрозе их вторжения, легкие войска, состоявшие из трех или четырех сотен кавалеристов, могли совершить самые дерзкие рейды, дойдя до самых ворот Фессалоник или Константинополя.

Таковым оказалось угнетенное состояние Европы в начале X века, когда весь христианский мир стал зависеть от милости грабительских банд легкой кавалерии, чьи тактика и воинский дух давали им преимущество. Именно в этот кризисный период пришла пора тех великих военных преобразований, позволивших с помощью улучшения тактики, вооружения или способов ведения боя переменить ход истории, когда в ходе успешных сражений одни народы и государства бывают спасены и укреплены, а другие уничтожены.

Генриху I Птицелову, саксонскому князю, избранному германским императором в 919 году, было суждено воспрепятствовать продвижению венгров и уберечь империю от их ига. Он верно понял, что требуется всего лишь создать действенную военную организацию и требуется время, чтобы завершить ее. Поэтому он воспользовался первой же возможностью купить мир или заключить перемирие с венграми на девять лет за счет выплаты ежегодной дани. И затем полностью сосредоточился на военных приготовлениях.

Прежде всего, он начал укрепление городов и строительство крепостей, чтобы отражать неожиданные набеги венгерской конницы. Кроме того, в этих городах он разместил гарнизоны, которые мог использовать по своему усмотрению, независимо от феодалов, чье влияние быстро увеличилось и стало чрезмерным.

Гарнизоны состояли из свободных в прошлом людей, которые первоначально образовывали ополчение (геербан), но вскоре превратились в вассалов ленных землевладельцев. Благодаря новой организации они получили полную свободу и тотчас оказали мощную поддержку трону. Их тщательно учили сражаться в сомкнутом строю, такие построения специально предназначались для отражения яростных атак венгерских конников. В скором времени города смогли выставлять хорошо обученные отряды пехоты.

Чтобы обеспечить мощь кавалерии, Генрих, естественно, обратился к феодальной аристократии. Он отлично понимал, что ничего хорошего не могло выйти из обыкновенного ее образа действий в бою, когда каждый герцог, граф со своими вассалами сражался совершенно отдельно от других, нисколько не стремясь согласовывать свои действия с общей целью; конечно, тут никакая храбрость не могла дать победы.

Имея дело с гордыми дворянами, не выносившими ограничений, не понимавшими необходимости дисциплины и послушания, Генрих должен был придумать что-нибудь такое, что льстило бы их гордости, взывало к их понятиям о чести и вместе с тем заставило бы их добровольно перейти к действиям в сомкнутом строю, так как только полной дисциплиной и ловким маневрированием можно было победить венгерскую конницу.

Как полагают, Генрих учредил институт рыцарства, позволив образоваться новому обычаю. Его энтузиазм привел к ощутимым результатам. Некоторые немецкие авторы приписывают Генриху устройство турниров, где рыцари демонстрировали различные виды похожих на военные упражнений и соответствующие навыки. Они состязалась в искусстве владеть оружием попарно и в составе групп, в присутствии дам, чьи взгляды якобы должны были поощрять рыцарей на проявление больших усилий. Тяжелые дневные труды завершались банкетами и танцами, делая эти упражнения самыми популярными увеселениями того времени.

Весьма вероятно, что первоначально подобные турниры устраивались с целью обучения рыцарей и имели только внешнее сходство с тем, что впоследствии понималось под этим словом и во что они превратились не ранее середины XI столетия.

Следствием принятых Генрихом мер явилось установление вооруженной общины или братства, все члены которого обязаны были повиноваться известным законам, сражаться за веру, не совершать бесчестных поступков и посвятить свою жизнь только идеальным целям чести и правды. Так как всякий свободнорожденный мог надеяться храбростью заслужить честь попасть в члены этого братства, то это значительно способствовало улучшению положения вассалов, имевших в братстве равные права со своими сюзеренами.

Увидев преимущество конной службы и искушаемые стремлением стать рыцарями, свободные граждане формировали конные отряды, создавая пехотные формирования из своих учеников и работников.

Отмеченные факты показывают огромное внимание, которое уделялось улучшению военного искусства в Германии во время девяти лет перемирия. После его окончания, в 933 году, венгерские послы пришли, чтобы потребовать выплаты ежегодной дани. В легенде говорится о том, что Генрих велел бросить им под ноги паршивую собаку, после чего последовало объявление войны.

Тотчас венгры пересекли границу двумя огромными армиями, меньшая из которых насчитывала 50 тысяч человек. Она была разгромлена при Зондерсгаузене ополчением (геербаном) Саксонии и Тюрингии, которые за девять лет мира прошли прекрасное обучение и смогли достойно встретить захватчика.

Все же решительная битва состоялась в Мерзебурге, где главную армию венгров встретил сам Генрих во главе своей тщательно организованной, хорошо вооруженной и обученной армии. Его рыцари или кавалерия использовали как щиты, так и копья. Утром перед битвой император обратился к своим войскам.

«Мои соратники, – сказал Генрих, – сомкните ваши ряды, примите на свои щиты первые стрелы язычников и помешайте им пустить вторые одновременным и быстрым ударом ваших копий». В этих словах явно слышится дух Александра Великого и, конечно, Ганнибала. Снова оживает представление о стремительном порыве атакующих конников, способных смести действующих наскоками небольших отрядов венгров. Тактика Генриха при сохранении скорости и длительности конных атак не могла не принести успех.

Заботясь о тяжелой кавалерии, Генрих не забывал о том, чтобы поражать врага и на расстоянии. Для этого он не менее тщательно подготовил легкую конницу, вооруженную арбалетами. Она целыми днями отвлекала внимание врага, то и дело вступая в стычки с его кавалерией. Стремясь обеспечить себе преимущество, он в решающий момент развернул свою кавалерию, ударив во фланг, и опрокинул противника.

Его поведение после битвы доказывает его величайшие способности командующего кавалерией, поскольку преследование было быстрым и яростным. Никакой передышки не последовало, противник был разбит полностью. Яростная резня не прекращалась до тех пор, пока остатки рассеянных варваров не были выдворены за пределы Богемии.

Поражение при Мерзебурге произвело на венгров столь сильное впечатление, что они начали испытывать такой же ужас перед германцами, как в свое время те страшились их. Спустя двадцать лет выросло новое поколение венгров, собрав огромное войско в 100 тысяч всадников, они вторглись на территорию сына Генриха, Оттона I, весьма искусно управлявшего организованной его отцом кавалерией.

Хвастаясь своей многочисленностью, венгры говорили, что их кони выпьют воду до дна во всех немецких реках. Они осадили Аугсбург, который упорно сопротивлялся их напору. Оттон собрал ополчение со всего государства; к нему присоединились богемские войска. Обе армии встретились недалеко от Аугсбурга 10 августа 955 года.

Венгры скрытно форсировали реку Лех, напали на германское войско с тыла, разбили чехов и насели на швабов. Исход боя был неясен. Император сражался с мечом в руках во главе своих латников и после ряда атак одержал успех в одном пункте, легкая конница воспользовалась им и развила его дальше, между тем как Оттон I, не выпуская тяжелых всадников из своих рук, решал ими дело там, где бой колебался.

Венгры, как отличные легкие наездники, не доводя дело до рукопашного боя, отступали перед германскими латниками и всячески старались их утомить. Только прекрасная выучка и дисциплина войска Оттона, а также его осторожное и умелое руководство принесли ему победу.

 

 

Глава 5. Рыцарство

 

Устройство и правила

 

Примерно одновременно с битвами при Мерзебурге и Аугсбурге, около середины X века в Европе возникло рыцарство, новый социальный институт, несколько последующих столетий оказывавший существенное влияние на всю европейскую культуру.

Без сомнения, учреждение рыцарства стало одним из самых значительных стимулов для развития общества и перехода от варварства к цивилизации. Оно способствовало нравственному развитию народов, установило новые законы для различных социальных групп, став ядром и основой военной силы народов и определив развитие военного искусства.

Поскольку каждый рыцарь или член рыцарского ордена прежде всего являлся всадником, его положение и титул основывалось на его качествах как конного воина. Поэтому история кавалерии не будет полной, если мы подробно не расскажем о времени рыцарства, когда в рядах конницы находились воины разного положения, государственные деятели, знать и опытные генералы. Каждый феодал стремился к тому, чтобы его признали искусным воином и приняли в рыцарский орден.

Происхождение рыцарства теряется во тьме времен. Основываясь на сходстве обряда посвящения в рыцари и инициации у древних германцев, после которой юноша получал право ношения оружия и становился воином, что описано Тацитом, некоторые авторы ошибочно относят начало рыцарства к весьма отдаленному времени.

Другие исследователи связывали его возникновение с эпохой Карла Великого, точнее, с ритуалом «надевания воинского пояса» сыновьями монархов. Без сомнения ясно, что определенный ритуал дарования оружия молодым людям по достижении совершеннолетия бытовал среди большинства европейских племен намного раньше.

Однако церемониальное облачение рыцаря-неофита составляет лишь незначительную часть института рыцарства. Главными принципами ордена были: дух чести, куртуазность во всех ее проявлениях, милосердие к угнетенным и стремление к высшей справедливости. Именно эти особенности, приведшие к таким удивительным и благотворным результатам, и образовали истинный институт рыцарства. В свете сказанного учреждение рыцарства следует относить к середине X века.

Лучшим авторитетом по данному вопросу является М. Ла Кюрн де Сент-Пале, автор «Мемуаров о древнем рыцарстве», который в предисловии приводит весьма интересное описание института рыцарства: «К середине X века бедные дворяне, обеспокоенные произволом со стороны суверенных правителей и сочувствовавшие несчастьям и слезам обездоленных, объединились в поисках законодательной защиты.

Взявшись за руки, они поклялись именами Господа и святого Георгия, что посвящают себя защите угнетенных и берут слабых под защиту своего оружия. Соблюдая простоту в одежде, строгость в нравах, скромность при успехе, твердость духа в несчастьях, они скоро заслужили необыкновенную славу. Благодарность народа приписала им чудесные дела и подвиги необыкновенной храбрости, и в молитвах их поминали рядом с именами святых; люди в несчастье всегда склонны обоготворять тех, кто им помогает.

В те древние времена, когда царствовало право силы, мужество само по себе должно было казаться добродетелью. Эти же люди, получившие впоследствии название рыцарей, дали ему особый ореол. Сообразно с этим трусость наказывалась у них как непростительное преступление, равно как и отказ в защите притесняемых. Они презирали ложь, клеймили позором измену и клятвопреступление и вообще установили законы, подобных которым не издавали даже знаменитейшие законодатели древности.

Это военное братство сохраняло свой первоначальный простой характер более столетия, так как обстоятельства, при которых оно создалось, изменялись весьма медленно; позднее же, когда политическое и религиозное движение стало изменять многие воззрения, рыцарство было признано законом и поставлено в ряду прочих государственных установлений».

Выше мы уже показали, что феодальная ленная система предоставила власть земельной аристократии и тяжеловооруженным конникам. Соответственно пехота утратила свое значение, и служба в ней потеряла свой прежний престиж. Отсутствие постоянных границ, непрекращающиеся войны и стычки между соперничавшими ленными землевладельцами уничтожили искусство маневрировать огромными массами и создавали постоянные возможности для проявления личных качеств отдельного воина.

В результате открылся путь для образования рыцарства. Уверенность одетых в доспехи конников в умении владеть оружием усиливала их воинский дух и делала их более склонными к риску и честолюбивыми. Именно стремление к славе и личной чести составило суть и главный принцип рыцарства. Особенно ясно данное представление видно на примере обычаев странствующих рыцарей, сражавшихся не ради национальной идеи или религиозного чувства, но для обретения славы или из-за стремления к абстрактной справедливости.

Хотя рыцарство и представляло собой космополитический институт и по всей Европе основывалось на одних и тех же общих принципах, его тесная связь с ленной системой привела к различиям в отдельных странах. Чем многочисленнее была аристократия в данной стране, тем строже были правила при ема и, соответственно, число рыцарей меньше. Например, во Франции и в Арагоне отмечается не так много посвященных, в то время как в Англии и в Кастилии в рыцарство принимались многие.

Соответственно различались и требования к благородному происхождению принимаемых. Во Франции благородное происхождение считалось совершенно необходимым, в то время как в Испании, Англии или Германии оно требовалось далеко не всегда. Кодекс ордена Людовика Святого оказался настолько строгим, что подразумевал следующее: «Если человек, чей отец низкого происхождения, станет рыцарем, то король или феодал, к чьим владениям он приписан, должен приказать отбить ему шпоры на навозной куче».

В 1281 году Филипп Смелый оштрафовал графа Неверского за то, что тот посвятил в рыцари двух храбрых братьев, которым недоставало требуемого дворянского происхождения с отцовской стороны. Он также наложил штраф и на самих рыцарей, однако, узнав впоследствии, что они проявили себя как доблестные воины, вернул им большую часть штрафа и утвердил их в рыцарском звании.

Рыцарство поставило феодальную знать и рыцарей всех народов в равное положение друг с другом, предоставляя младшим сыновьям знати, которые не могли наследовать поместье отца, возможность завоевать своим мечом и силой то положение, которое хотя и не влекло за собой владение богатством или землей, но уравнивало их со старшими братьями – ленными владельцами.

Обычно эти молодые люди поступали на службу к богатому феодалу или даже правителю страны, при дворе которого искали возможности продвижения, средства к существованию и поддержку. Традиционно они получали плату в той или иной форме и, в сущности, являлись не кем иным, как наемными солдатами.

Самым главным стремлением для них оставалось получение рыцарских шпор на службе у своего хозяина. Они добивались этого, не жалея усилий и старания, ибо шпоры эти ставили их в равноправное положение с их господами и давали преимущества, каких никогда бы не могло дать только богатство.

До 7 лет мальчик оставался в семье и пребывал среди женщин. По достижении этого возраста он или поступал пажом к какому-нибудь знакомому рыцарю, или продолжал жить в семье и исполнял обязанности пажа в отношении собственных родителей. До 14 лет подросток служил пажом, постоянно занимался физическими упражнениями и верховой ездой, а его положение практически ничем не отличалось от обязанностей прислуги. По достижении 14 лет он получал звание оруженосца. Обычно оно сопровождалось вручением меча в ходе соответствующего ритуала, совершаемого священником. Отец и мать с восковыми свечами в руках вели пажа к алтарю; священник брал заранее положенный на алтарь меч, благословлял его и затем опоясывал им юношу, получавшего с этого момента право ношения оружия.

Оруженосец обучался приемам личной и коллективной защиты и нападения, владению оружием пешком и верхом, а равно и другим укреплявшим его тело упражнениям. Разница между оруженосцем и рыцарями проявлялась как в одежде, так и в вооружении.

Оруженосцам разрешались украшения только из серебра, золото оставалось исключительной привилегией рыцарей. Защитное вооружение оруженосцев было значительно легче того, каким владел их господин, как на войне, так и на турнирах. Им запрещалось использовать пурпурные ткани, хотя дозволялось одеваться в меха или шелк. Они выполняли обязанности всякого рода: одни прислуживали за столом, другие наливали вино, третьи подавали воду для омовения.

Среди римлян представителям знати прислуживать не разрешалось, и в наши дни считается чем-то низким, а тогда этим занимались только юноши самого высокого происхождения. Например, за обедом в лагере при Сомюре граф Артуа с по мощью графа Суасонского прислуживал своему брату, королю Людовику IX. Оруженосцы не имели права вмешиваться в разговор, но должны были присматриваться к манере рыцарей держать себя и к установившимся общественным правилам приличия.

На войне оруженосцы сопровождали своих хозяев в качестве помощников. Они носили их оружие, один – шлем, другой – копье, третий – меч. Кто-то из них вел боевого коня, огромное мощное животное, использовавшееся только во время боя. Во время похода на переходах рыцарь ехал на верховой лошади или иноходце, только в случае опасности он садился на боевого коня, а оруженосцы начинали его вооружать. Овладение данной обязанностью требовало особой сноровки и мастерства, поскольку безопасность сражающихся зависела от тщательности и внимательности, проявленных при надевании доспехов и оружия. Возможно, причиной смерти Генриха II Валуа стало небрежное прикрепление его забрала.

Полностью вооруженные и готовые к бою рыцари садились на своих боевых коней и строились в единую линию, а оруженосцы образовывали вторую линию за своими господами. При нападении рыцари устремлялись во весь опор, с опущенными копьями, тогда как помощники оставались зрителями сражения.

Если рыцаря выбивали из седла или он терял лошадь по какой-либо причине, то он, если мог, вставал на ноги, брался за меч, палицу или секиру и продолжал бой пешим. Каждый оруженосец должен был во все время боя внимательно следить за своим господином, чтобы своевременно подвести ему новую лошадь, если он в ней нуждался, или дать новое оружие. Если рыцарь был ранен, то оруженосец обязан был прикрывать его от неприятельских ударов, однако его функции сводились только к защите. Если рыцарь одерживал победу и захватывал пленных, то в обязанности оруженосца входило принимать их и охранять.

Таким образом, будучи непосредственными и заинтересованными наблюдателями, оруженосцы на конкретных примерах обучались, как вести себя во время боя. Они также учились отдельным элементам рыцарского поведения и постепенно осваивали рыцарские умения.

После достижения 21 года оруженосец считался достаточно обученным, чтобы иметь право быть принятым в рыцарский орден, но это происходило только после того, как он подтверждал это право доблестью и мастерством владения оружием на поле боя. Теперь он получал право на рыцарские доспехи и оружие и участие в сражении на передней линии, что раньше ему запрещалось делать.

Инвеститура[36], или посвящение в рыцари, обставлялась более торжественным обрядом, чем опоясывание оруженосца мечом. Перед церемонией посвящаемый проводил ночь в молитвах вместе со священниками и своими поручителями в церкви или в часовне. Утром он совершал омовение, надевал белое платье (как символ чистоты) и выслушивал поучение о тех обязанностях, что должен был принять на себя.

Затем его препровождали к алтарю с висящим на шее мечом, который он передавал священнику для благословения. Посвящаемый в рыцари становился на колени, и на него надевали полное рыцарское вооружение. Церемония отличалась в разных странах, однако акколада, или удар по плечу мечом, никогда не пропускалась, обычно сопровождаясь словами: «Во имя Господа, святого Михаила и святого Георгия посвящаю тебя в рыцари». Иногда добавляли: «Будь храбр, смел и верен». На поле боя посвящение ограничивалось простой акколадой и уже упомянутыми словами.

В различные периоды с рыцарством связывались два элемента, которые, хотя и не представляют особого интереса с военной точки зрения, заслуживают внимания, – это религия и любовь. Влияние религиозной обрядности проявилось уже во времена первых Крестовых походов, когда институт рыцарства находился в расцвете и его связь с церковью играла важную роль.

Об этом свидетельствует образование многих монашеских орденов и характер тех религиозных церемоний, которыми сопровождалось посвящение в рыцари: ночное бдение в часовне, заутреня, омовение как символ крещения, благословение оружия, проповедь и т. п.

Главной обязанностью рыцарей была борьба за христианскую веру и утверждение евангельских норм. Одно время даже вошло в обычай обнажать мечи в церкви при чтении Евангелия, чтобы показать готовность защищать веру силой оружия. Происхождение этой связи между церковью и военным братством следует, очевидно, искать в желании духовенства направить распространенную и могущественную идею на пользу церкви.

Значение другого чувства, любви, можно выявить в ранних обычаях германцев, известных необычайным уважением, какое они проявляли в отношении женщин своего племени. Накопление богатства в руках знати, привычка к роскоши, ставшая естественным следствием богатства, приводили к тому, что дамы приобретали большое влияние. Ведь их средства и положение позволяли им пользоваться всякой возможностью, чтобы обновлять свою одежду, совершенствоваться в беседах и манерах, что весьма способствовало выражению восхищения и уважения со стороны сильного пола.

Среди мужчин отмечается инстинктивное стремление проявить силу, храбрость и ловкость перед предметом своего обожания. Влияние любви стало вскоре преобладающим импульсом в ордене, в котором все сводилось к тому, чтобы приобрести личную славу выдающимися военными подвигами и смелыми романтическими приключениями.

Вначале, на заре рыцарства главную роль играли религиозные помыслы, и искомый результат достигался во время Крестовых походов. В течение длительного периода они сохраняли свое значение. Культ любви стал играть существенную роль только тогда, когда стало угасать возбуждение, произведенное Крестовыми походами. Со временем его значение возрастало все более и более и доводило рыцарей, например в Англии (за время от Эдуарда III до Генриха VIII) и во Франции (с Франциска I), до самых необыкновенных обетов в честь владычиц их сердец.

Как бы то ни было, оба культа – Бога и любви – долгое время были руководящими принципами в жизни рыцарей, а по понятиям тогдашнего времени почитание и борьба за них составляли даже одну общую обязанность. Боккаччо благодарит «Бога и любовь» за помощь, которую они ему оказали при составлении «Декамерона». Фруассар говорит, что своим сборником поэтических произведений он обязан Богу и любви. Вежливость к дамам соблюдалась полная; защита вдов и сирот считалась священной обязанностью, и слабые и угнетенные могли смело обращаться за помощью к рыцарям.

Воздействие этого чувства, во многом искоренившего пороки и измены, распространенные среди варварских племен, оказалось необычайным. Например, с пленными рыцари обращались совсем иначе, чем в ранние времена, что косвенно способствовало утверждению христианства. Так что преимущества рыцарства в данном отношении едва ли следует недооценивать.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: