Судьбы, ставшие историей

ЦЕЛЬ:

· воспитание у учащихся чувства глубокого уважения и благодарности к подвигу их земляков, участников Великой Отечественной войны 1941-1945гг., ветеранам войны, труженикам тыла;

· формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе знаний о Великой Отечественной войне.

ЗАДАЧИ:

образовательные задачи:

· развивать творческие способности учащихся, навыки устной речи, выразительного чтения;

· воспитывать интерес к героическому прошлому своей страны;

воспитательные задачи:

  • способствовать воспитанию общечеловеческих нравственных ценностей;
  • способствовать развитию духовно-нравственного самосознания воспитанников.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивный экран.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

· подбор и разучивание стихотворений, про войну;

· исследовательская работа в музее п. Казанково;

· создание презентации, посвящённой землякам,участникам Великой Отечественной войны.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

(Звучит песня "Птицы белые" )

(Слайд 1)

Чтец 1: С чего начинается память – с берез?
С речного песка? С дождя на дороге?

 (Слайд 2)

А если – с убийства! А если – со слез!

 А если – с воздушной тревоги!

А если с визжащей пилы в облаках,

Со взрослых в пыли распростертых!

А если с недетского знания – как

Живое становится мертвым.

В.1.: Сегодня будет день воспоминаний

 И в сердце тесно от высоких слов.

Сегодня будет день напоминаний

О подвиге и доблести отцов.

 Им, нашим землякам, нашим дедам и прадедам, выстоявшим и погибшим в Великой Отечественной войне посвящается.

(На фоне музыки)

В.2.: Поколение победителей, поколение наших дедов и прадедов. Вглядитесь в этих людей.

(Слайд 3)

В.1.: Это радость тех, кто четыре долгих года войны мечтал об этом дне, шел к этому дню.

(Слайд 4)

В.2.: Вглядитесь в эти лица. Это радость тех, кто четыре долгих года ждал сына, мужа, отца, брата.

В.1.:Это великая, ни с чем не сравнимая радость встречи, которой могло и не быть.

(Слайд 5)

В.2.: Вглядитесь в лица этих людей. Вернувшихся и ждавших. Это не только слезы радости, общей народной радости, это слезы утраты каждого, это скорбь народная.

(Слайд 6)

В.1.: О 27 миллионах своих сыновей и дочерей скорбит народ в этот день.

В.2.:День Победы празднует наша страна. Сегодня как и 75 лет назад, в далеком уже 45, этот праздник остается радостным и трагическим. И никогда не исчезнет из памяти народной гордость за великую победу, память о страшной цене, которую мы заплатили.

Чтец 2: Память, память, за собою позови

В те далекие промчавшиеся дни.

Ты друзей моих погибших оживи

А друзьям живущим молодость верни.

Память, память, ты же можешь, ты должна

На мгновенье эти стрелки повернуть.

Я хочу не просто вспомнить имена,

Я хочу в глаза своим друзьям взглянуть.

В.1.: Забыть прошлое – значит предать память о людях, погибших за Родину. Забыть все горести и невзгоды, всех, кто вынес эти страшные лишения ради нас.

(Звучит музыка)

В.2.: Если за каждого человека, погибшего во второй мировой войне, объявить минуту молчания, мир будет молчать 50лет.

В.1.: 1418 дней длилась война, 34000 часов.

В.2.: 27 миллионов человек погибло на этой войне!

В.1.: Это значит: 10800убитых на каждый километр; 22 человека на каждые 2 метра земли. Это значит 1900 убитых ежедневно, 800 человек в час, 13 человек каждую минуту.

В.2.: Вдумайтесь, каждый шестой житель нашей страны погиб во время войны.

В.1.: А сколько же это неродившихся детей.

А сколько осталось вдов и сирот.

Каким счетом измерить человеческое горе?

Чтец 3: Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве  хотела ты нашей смерти, Родина?
Пламя ударило в небо!- ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь»…Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Просто был выбор у каждого: я или Родина.
Самое лучшее и дорогое – Родина.
Горе твое – это наше горе, Родина.
Правда твоя – это наша правда, Родина.
Слава твоя – это наша слава, Родина

(Звучит грустная мелодия)

В.2.: В истории жизни каждого ветерана, как в зеркале, отражается история страны. Судьбы людей старшего поколения незримыми нитями связывают нас, потомков, с событиями давно минувших дней.

(Слайд 7)

Чтец 4: Степан Николаевич Вершинин (05.07.1921г.).В мае 1941 года его призвали в армию в кадровую службу и отправили в летний военный лагерь "Гроховик" Ивановской области учиться на сержанта. А уже в июле он вместе со своей частью отправился рядовым в город Остров-Порхов.

В 1943 году батальон их перебросили на западное направление, но добраться до пункта назначения не удалось: попали в немецкое окружение. Прорваться к своим было невозможно. Поэтому их батальон, по "наводке" местного населения, ушел в партизаны. Целый год прожили в лесу. Благодаря им железнодорожные составы с военной техникой и обмундированием для немцев уходили под откос.

Затем попал в 37-й полк 56-й стрелковой дивизии.7 апреля 1944 год он был ранен. После санчасти был направлен в 82-й отдельный стрелковый батальон по сопровождению секретных документов. Побывал он в Румынии, Югославии, Польше и Чехословакии.

Демобилизовался в 1945 году. Вернувшись в родное село, устроился на работу в колхоз. За годы работы в колхозе сменил много профессий: работал бригадиром, учетчиком, продавцом.

Умер в 2009 году.

(Слайд 8)

Чтец 5: Ивойлов Антон Иванович(14.08.1918.г) В 1938 году был призван в ряды Красной армии. Службу начал на Востоке. Служил рядовым связистом. Готовился к демобилизации, но 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Их часть перебросили под Москву и сразу в бой. В 1942 году под Кировом получил первое ранение в ногу. После выздоровления -снова в бой! Бои были очень тяжелыми и кровопролитными. Еще дважды ранило Антона Ивановича. Последнее ранение перенес очень тяжело-долгое время провел в госпитале, началась гангрена, только чудом удалось спасти ногу. В 1944 году демобилизовался по состоянию здоровья. Возвратился домой и стал работать колхозе. Умер в 2004 году.

(Слайд 9)

Чтец 6: Владимир Иванович Полинкевич (1922 г.)В 1940 году был призван  в армию. Служба перестала быть мирной: в 1941 году на Северо-Западном фронте он воевал за Родину. В 1943 году во время разминирования был серьезно ранен.Четыре часа лежал, истекая кровью. После госпиталя в колхозе работал ветврачом. Умер в 2013 году.

(Слайд 10)

  Чтец 7.: Мария Ивановна Абрамова (14.04.1927г.) Училась в медицинском техникуме Сталинска(так раньше назывался Новокузнецк).В это время уже шла война. В 1944 году окончила  медицинский техникум и сразу всех выпускников отправили на фронт в направлении города Львова. Под Киевом на одной из станций она и ее товарищи попали под бомбежку. Первая встреча с войной оказалась такой страшной. Но постепенно Мария смирялась со своим положением. А вот смириться с жестокостью войны не смогла. Было трудно: было много раненых, которым нужна срочная помощь, а медсестер не хватало. Вот и приходилось спать урывками. А врачи, кажется, совсем не спали. Однажды во время бомбежки ее засыпало землей. Хорошо, что рядом оказались три парня, откопали девушку, получившую тяжелую контузию. Потом приходили к Марии в госпиталь проведать. Одному из парней, Абрамову Гавриилу Александровичу, так запала в душу сибирская красавица, что после войны он разыскал ее и они поженились. После войны она стала работать в туберкулезной больнице города Сталинска. Затем уже на пенсии вернулась в родное село Казанково. Умерла в 2019 году.

  (Слайд 11)

Чтец 8.: Гергий Николаевич Енгеев был призван в ряды Красной Армии из деревни Таковары, что неподалеку от Казани. Попал в пехоту, был радистом, участвовал в Сталинградской битве, в сражении на Курской дуге. В военкомате посчитали: 200 дней был на передовой Георгий Енгеев. Надо же было такому случиться: ранен был 5 мая 1945 года- во время обстрела отлетел от стены осколок кирпича и поранил бойцу нижнюю челюсть. Поджила рана, их дивизию перебросили в Японию. Демобилизовавшись, вернулся в деревню, работал в колхозе бригадиром, затем секретарем в райкоме комсомола. Отправили его на строительство Томусинской ГРЭС, а потом в Казанково переехали.

В.1.:   77 человек было мобилизовано из поселка Казанково. И только 37 человек вернулись с фронта. Сорок жителей не вернулись к своим родным и близким, остались на полях сражений. Их имена  внесены в "Книгу памяти". 

В.2.:  Отстояли Родину в годы суровые,

нет следов далеких, дорог боевых,
Нужно, чтобы помнили, мы с тобою

 помнили имена героев своих...

В.1.:  Но ведь Победа ковалась не только на полях сражений. Труженики тыла своим трудом тоже внесли огромный вклад, приближая этот Великий день. А это значит, что и они не остались в стороне от великого подвига советского народа, от гнетущей боли, не затихающей с годами, от скорби в глазах тех, кого хоть как-то коснулась своим крылом Великая Отечественная война. Матери, сёстры, жёны, любимые… Сколько лишений и трудов выпало на их долю в эти страшные годы войны. Ждать с войны сына, брата, мужа…И при этом растить детей, выращивать хлеб для фронта, стоять до изнеможения у станка. Женщины-солдатки.

  (слайд 12)

 Чтец 9.: Нечаева Анастасия Васильевна 19.11.1924г.)В семье было 10 детей: четыре дочери и шестеро сыновей. Времена были тяжелые: голод, большие налоги, трудно прокормить большую семью. Закончила 4 класса и пошла работатьв поле вместе с женщинами. Когда ей было 17 лет, началась война. В тот же год Анастасию Васильевну забрали в тюрьму и отправили на лесозаготовку. В 1943 году пришла повестка в трудовую армию. Работали по 12 часов без выходных. Позднее ее отдали в няньки в город Прокопьевск. После войны вернулся раненый муж Анастасии Васильевны Нечаев Василий Федорович. Стали вместе работать в колхозе "Вперед".

В.2.: Война и дети…Как несовместимы эти понятия! Каким беззащитным становится ребёнок, когда взрослые воюют. Дети войны познали горечь жизни раньше, чем научились понимать эту жизнь.

В.1.: До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали, разбивали носы и коленки. Пришёл час, и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к врагам.

В.2.: Ученики младших классов колхоза "Вперед"занимались прополкой овощей. Подростки заготавливали сено. Мальчишки и девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, горя военных лет. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что в них трудно поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах её маленьких ребят, обыкновенных мальчишек и девчонок.

(слайд 13)

Чтец 10.: Старцева Мария Павловна с 10 лет начала работать в колхозе: пасла овец, полола поля, косила и убирала сено.Когда началась война, их семья жила на Алтае в Тогульском районе в селе Топтушка. Во время войны получали зерно на мельнице. Сами мололи и пекли хлеб. В мирное время Мария Павловна поднимала целину. Распахивали новые земли, сеяли пшеницу, рожь, гречу, для колхоза выращивали картофель, капусту.

В. 1.:Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьёзно:

Страдали тяжко дети от войны…

(Слайд 14)

В.2.: Спасибо тем, кто воевал, кто голову сложил, кто выжил,
Спасибо, что ценою жизни, ценою пролитой крови
Сегодня можем праздновать Великий День Отчизны…

(Слайд 15)

В.1.: Я помню… Я горжусь… И преклоню колено
у мраморной стены… у Вечного Огня …
И многие, как Я, склонятся непременно —
ведь каждый, кто погиб, погиб и за меня…
В.2.: "Никто не забыт и ничто не забыто" —
Горящая надпись на глыбе гранита.
В.1.: Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
В.2.: Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.

 

Литература:

 1. Болутенко А. http://ab37ru.narod.ru

 2. Рождественский Р.И. Перед праздником. Стихи и поэмы/ Р.И.Рождественский;   Оформл. Н.Пономаревой.-М.: Дет. лит., 1974.-222с.: 1л. портр.-(Поэтическая б-чка школьника).-В содерж.: Моя любовь, Реквием, Посвящение, стихи разных лет.   3.Симонов К. "Вьетнам, зима семидесятого..." М.: Современник - 1971.

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: