Задержка психического развития у детей с церебральным параличом во многом связана с особенностями их жизни. Дети, ограниченные в передвижении, не могут приобрести того запаса знаний и представлений об окружающем мире, которым овладевают их здоровые сверстники. Это также задерживает развитие манипулятивной и игровой деятельности, являющейся необходимой основой для формирования оптико-гностических функций, пространственных представлений и мыслительных операций.
Выделяется два варианта задержки.
Первый вариант – вторичная задержка психического развития, обусловленная недостаточностью двигательного и речевого развития, нарушениями формирования ряда высших корковых функций (14,2%). В этом случае нарушения развития психических функций являются вторичными по отношению к основному дефекту – нарушения речи, движения. Ведущим негативным компонентом психической деятельности является замедленный темп психического развития.
При втором варианте задержки психического развития отмечаются органические дефекты мыслительной деятельности в сочетании с неравномерным развитием психических функций в целом: нарушения внимания, целенаправленности, работоспособности, склонность к побочным ассоциациям, инертность, эмоциональная лабильность, инактивность.
|
|
Подростки и юноши с церебральным параличом в силу особенностей личностного развития нуждаются в целенаправленной психологической помощи, которая должна реализовываться в двух направлениях:
1) изменение отношения общества к проблемам людей с двигательной патологией;
2) психологическая помощь детям, подросткам, взрослым с нарушениями опорно-двигательного аппарата и их семьям.
Необходимо расширить содержание психодиагностической, психокоррекционной и профилактической работы с подростками и юношами с церебральным параличом. Психологическая помощь больным и их семьям должна быть направлена на решение широкого круга их личностных проблем. Основными направлениями такой помощи лицам подросткового и юношеского возраста являются:
– психокоррекционная работа по преодолению трудностей общения, коррекции и профилактики отклонений в личностном развитии;
– участие психолога в профессиональной ориентации;
– психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка и подростка с отклонениями в двигательной сфере;
– психологическое консультирование педагогов по проблемам познавательной деятельности и личности подростка с целью индивидуализации его обучения.
ВОПРОС