Регламентация международных авиаперевозок грузов

ТЕМА 9. ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛИ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ВОЗДУШНЫМ ТРАНСПОРТОМ


1. Технология таможенного контроля воздушных судов по прибытию, убытию и при следовании транзитом с посадкой в аэропорту.

2. Досмотр воздушных судов и перевозимых ими товаров.

3. Регламентация международных авиаперевозок грузов




Технология таможенного контроля воздушных судов по прибытию, убытию и при следовании транзитом с посадкой в аэропорту.

Технология таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу посредством авиаперевозок, самих авиационных транспортных средств в основных своих чертах не претерпела существенных изменений в течение последних лет.

Таможенный контроль за международными авиационными перевозками
осуществляется непосредственно в международных аэропортах и включает в себя:

- контроль товаров, перемещаемых в международном пассажирском сообщении;

- контроль товаров, перемещаемых в международном грузовом сообщении;

- контроль транспортных средств (воздушных судов);

- контроль территории аэропортов.

Таможенный контроль на линиях международного пассажирского авиасообщения и таможенное оформление товаров, перемещаемых в ручной клади и багаже авиапассажиров, в пассажирских комплексах российских аэропортов осуществляется в специально отведенных для таможенного оформления мест. Технология и порядок оформления аналогичны оформлению ручной клади и сопровождаемого багажа пассажиров на всех видах транспорта.

В залах вылета аэропортов линия таможенного контроля традиционно располагается перед стойками регистрации вылета авиакомпаний.

При вылете пассажир сначала проходит таможенное оформление, затем регистрирует свой вылет и оформляет перевозку сопровождаемого багажа, после чего осуществляется паспортный контроль и, наконец, вся процедура завершается так называемым спецконтролем, т. е. проверкой на отсутствие в ручной клади, одежде и на теле пассажира оружия, боеприпасов и взрывоопасных предметов.

В залах прилета таможенный контроль завершает все виды формальностей. Соответственно, линия таможенного контроля является последней перед выходом пассажира в зал для встречающих.

Прибывшие пассажиры по окончании паспортного контроля получают свой багаж и следуют на линию таможенного контроля.

Порядок таможенного оформления аналогичен тому, что производится перед отлетом.


Досмотр воздушных судов и перевозимых ими товаров.

Технология таможенного оформления товаров на линиях международного грузового авиасообщения не содержит принципиальных отличий в оформлении товаров, перемещаемых другими видами транспорта. Это означает, что применяются стандартные технологии оформления товаров, перемещаемых в рамках осуществления международных сделок купли-продажи и других внешнеэкономических операций. Используются обычны технологии декларирования и таможенного оформления товаров с применением ГТД.

Особенность такого оформления в том, что если международная перевозка груза завершается непосредственно в аэропорту, то товар сразу подлежит декларированию, а таможенный транзит при перегрузке на другой вид транспорта, как правило, не применяется. Однако если лицо, перемещающее товары, не зарегистрировано как субъект хозяйственной деятельности в регионе деятельности таможни, осуществляющей таможенный контроль в аэропорту, то в этом случае данная таможня осуществляет только предварительные операции таможенного оформления, окончательное оформление происходит в таможне, в регионе деятельности которой зарегистрировано лицо, перемещающее товары.

Таким образом, в аэропорту оформляется краткая декларация, а товар направляется на склад временного хранения. Выдача товара с СВХ производится на основании оформленной ГТД с отметкой выпускающей таможни об окончании таможенного оформления.

Для выявления и пресечения попыток ввоза и вывоза товаров с использованием воздушных судов помимо таможенного контроля в международных аэропортах организуется оперативное взаимодействие таможенных органов со службами контроля за воздушной обстановкой для того, чтобы осуществлялся таможенный контроль всех судов, в том числе совершающих как официальные, так и несанкционированные международные авиарейсы.

Выявление случаев сокрытия товаров от таможенного контроля непосредственно на борту воздушных судов достигается в результате досмотровых мероприятий на российских воздушных судах и проведения режимных мероприятий на территории аэродромов.

Для контроля за иностранными судами режимные мероприятия имеют первостепенное значение, так как в соответствии с международным правом проведение таможенного досмотра на борту иностранного воздушного судна возможно только в исключительных обстоятельствах. Для проведения досмотра иностранного воздушного судна необходимы серьезные основания полагать, что на нем скрываются товары от таможенного контроля.

Зоной таможенного контроля является вся территория аэродрома и международного аэровокзального комплекса, включая места стоянки воздушных судов и площадки технической подготовки и проведения регламентных работ.

Время на проведение досмотровых мероприятий законодательно не ограничивается, а устанавливается исходя из требований обеспечения соблюдения расписания полетов воздушных судов и соблюдения требований законодательства о порядке перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Сами воздушные суда также являются объектами таможенного оформления и контроля как транспортные средства, а также как объекты, требующие для своей эксплуатации определенного товарного обеспечения (топливо, запасные части, инструмент, предметы материально-технического снабжения и т.п.).

 



Регламентация международных авиаперевозок грузов.

Таможенное оформление воздушных судов как транспортных средств, согласно Чикагской конвенции (1944 г.), производится на основе единообразного международного документа — генеральной декларации воздушного судна в следующих случаях:

- полет является международным на всем протяжении маршрута;

- отсутствуют указания на таможенные правонарушения;

- в таможенный орган представлены гарантийные обязательства перевозчика о неиспользовании воздушного судна для целей, не предусмотренных полетным заданием на оформляемый международный авиарейс.

Топливо в конструктивных и дополнительных емкостях, предметы материально-технического и иного судового снабжения, инструменты и приборы и другие предметы, необходимые для нормальной эксплуатации воздушного судна, согласно полетному заданию, указываются в генеральной декларации.

На территории РФ действует ряд нормативных правовых документов:

1) Конституция РФ;

2) Воздушный кодекс РФ от 19 февраля 1997 г. № 60-ФЗ;

3) Федеральный закон РФ от 8 января 1998 г. № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации»;

4) Федеральные правила использования воздушного пространства РФ (утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010 г. № 138);

5) Федеральные авиационные правила в области гражданской, государственной и экспериментальной авиации (более 35 наименований).

- Федеральные авиационные правила «Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации» (утверждены Приказом Минтранса России от 5 сентября 2008 г. № 141; зарегистрировано в Минюсте РФ 29 сентября 2008 г. № 12356);

- Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (утверждены Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. № 82; зарегистрировано в Минюсте РФ 27 сентября 2007 г. № 10186) и т.д.

При международном товарообороте любые партии товаров, перевозимые через границу, подлежат обязательному таможенному контролю. Перемещение грузов происходит с соблюдением нормативного законодательства и определенных требований. Например, одним из таких требований является предоставление корректных и достоверных сведений о товаре при таможенном оформлении. При несоблюдении данного условия товар может быть задержан, а на получателя наложена административная ответственность.

Таможенное оформление может проводиться либо непосредственно владельцем (декларантом) груза, либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.

Государство, ратифицировавшее Чикагскую конвенцию, берет на себя обязательство по мере возможности устанавливать таможенные и иммиграционные процедуры, касающиеся международных воздушных перевозок. Таможенный контроль за международными авиаперевозками осуществляется непосредственно в международных аэропортах и включает в себя:

- контроль товаров, перемещаемых в международном пассажирском сообщении;

- контроль товаров, перемещаемых в международном грузовом сообщении;

- контроль транспортных средств (воздушных судов);

- контроль территории аэропортов.

К объектам таможенного оформления и таможенного контроля также относятся воздушные суда как транспортные средства, а также как объекты, требующие для своей эксплуатации определенного товарного обеспечения (топливо, запасные части, инструмент, предметы материально-технического снабжения и т.п.).

При таможенном оформлении воздушных судов используется генеральная декларация. Генеральная декларация заполняется при вылете воздушного судна для представления по прилету в аэропорт транзита или назначения. Декларация составляется с учетом требований местных властей.

Подписывает декларацию ответственный член экипажа, а генеральную декларацию в целом – командир корабля или представитель авиакомпании. При вылете из аэропортов за границей заполнение генеральной декларации может производиться на бланке генерального агента (обслуживающей авиакомпании).

По завершении процедуры таможенного оформления воздушного судна и товаров, перевозимых на нем, на генеральной декларации проставляется штамп установленного образца, что является официальным разрешением таможни на выполнение (отправление) рейса. Если рейс продолжается далее первого пункта посадки в пределах страны назначения, в генеральной декларации обязательно должна быть проставлена официальная отметка о разрешении следовать за пределы первого пункта посадки в данной стране: “permit to proceed”.

В пунктах за границей возможно использование бланков генеральной декларации. Генеральная декларация должна быть составлена с помощью системы EDP или вручную. В дополнение к генеральной декларации при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС перевозчик представляет в таможенные органы следующие

документы:

- документ, содержащий сведения о перевозимых на борту воздушного судна товарах (грузовая ведомость);

- документ, содержащий сведения о бортовых припасах;

- транспортные (перевозочные) документы;

- документ, содержащий сведения о перевозимых на борту пассажирах и их багаже (пассажирская ведомость);

- документы, сопровождающие международные почтовые отправления при их перевозке, определенные актами Всемирного почтового союза;

- имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары;

и сведения:

- о знаках национальной принадлежности и регистрационных знаках судна;

- номере рейса, маршруте полета, пункте вылета и пункте прибытия судна;

- эксплуатанте судна (наименование);

- количестве и составе членов экипажа судна;

- пассажирах на судне (количество, фамилии и инициалы, наименования пунктов посадки и высадки);

- товарах (наименования);

- номере грузовой накладной, количестве мест по каждой грузовой накладной;

- пункте погрузки и пункте выгрузки товаров (наименования);

- количестве бортовых припасов, погружаемых на судно или выгружаемых с него;

- наличии (отсутствии) на борту судна международных почтовых отправлений;

- наличии (отсутствии) на борту судна товаров, ввоз которых на таможенную территорию Союза запрещен или ограничен, лекарственных средств, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества, оружия, боеприпасов;

- идентификационных номерах контейнеров.

В качестве транспортных (перевозочных) документов используется авиационная грузовая накладная.

Понятие «авиационная накладная» было закреплено в 1961 г. пересмотренной Варшавской конвенцией. До этого документ именовался «авиационная транспортная накладная». Нынешняя форма применяется повсеместно вне зависимости от того, была ли ратифицирована пересмотренная конвенция той или иной страной или нет.

Выявление случаев контрабанды товаров на борту воздушных судов достигается в результате досмотровых мероприятий, проводимых таможенными органами непосредственно на самом воздушном судне, а также проведением режимных мероприятий на территориях аэродромов.

Для контроля над иностранными судами режимные мероприятия имеют первостепенное значение, так как, в соответствии с международным правом, проведение таможенного досмотра на борту иностранного воздушного судна возможно только в исключительных обстоятельствах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: