Вы президент государственного колледжа, и вам крайне не нравится тенденция наказывать и студентов, и преподавателей, которые позволяют себе грубые и некорректные высказывания. В последнее время имело место несколько громких случаев, когда и студенты, и преподаватели колледжа понесли наказания за грубые высказывания, и вы должны принять решение, стоит ли отменить кодекс и отказаться от этих правил или сохранить их. Главным образом вас беспокоят три вопроса.
1. Спровоцирует ли ваше решение массовые демонстрации и нарушение привычного режима работы университетского кампуса (0,2)?
Три возможных последствия: никаких демонстраций и нарушений; мирные демонстрации; демонстрации с применением силы. Вероятность этих вариантов при отмене существующего кодекса соответственно 0,1; 0,7 и 0,2. Вероятность их наступления при сохранении кодекса 0,8; 0,2 и 0 соответственно.
2. Как отреагирует на ваше решение законодательный орган штата, то есть как это скажется на финансировании (за счет которого обеспечивается две трети ежегодного бюджета колледжа) (0,5)?
|
|
Три варианта последствий: снижение финансирования, сохранение прежнего финансирования, увеличение финансирования. Вероятность наступления каждого из этих типов последствий при отмене кодекса составляет 0,1; 0,6 и 0,3 соответственно. При сохранении кодекса вероятность составит 0,3; 0,5 и 0,2 соответственно.
3. Как принятое решение повлияет на количество поступающих в колледж (0,3)?
Три возможных типа последствий: снижение количества поступающих, то же количество, рост количества поступающих. Если кодекс будет отменен, вероятность наступления последствий оценивается как 0,1; 0,3 и 0,6. При сохранении кодекса вероятность наступления последствий оценивается как 0,3; 0,5 и 0,2 соответственно.
С помощью анализа полезности для множественных классов последствий проанализируйте проблему и определите наиболее предпочтительный вариант. Присвойте полезность по собственному усмотрению.
Я подошел к анализу проблемы следующим образом. На шаге 1 определил три класса последствий (беспорядки на кампусе, государственное финансирование, количество абитуриентов) и присвоил им следующие веса: 0,2, 0,5 и 0,3. На шаге 2 построил одинаковые матрицы для каждого из классов последствий (табл. 16.16). Каждую матрицу я буду анализировать с точки зрения президента колледжа; в каждой я записал два варианта. Затем я выполнил шаги 3–6 для каждой матрицы (табл. 16.17); присвоил полезности и вероятности, подсчитал ожидаемые величины, внес суммы в соответствующие ячейки колонки «Итого ожидаемая полезность». Шаги 7–11: построил объединенную матрицу (табл. 16.18), заполнил ее совокупными ожидаемыми величинами из трех матриц, построенных для трех классов возможных последствий, умножил эти величины на соответствующий вес класса, записал результат в колонке «Итого взвешенная ожидаемая полезность». Из сформированного рейтинга очевидно, что гораздо более предпочтительна отмена кодекса. На шаге 14 я оценил результат и решил, что его можно считать вполне осмысленным.
|
|
Таблица 16.16
Таблица 16.17
Таблица 16.18