Место проведения практики

Старооскольский филиал

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 

 ВЫСШЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ имени Серго Орджоникидзе»

 СОФ МГРИ-рггру

 

Утверждаю: Директор   _____________          С.И. Двоеглазов      (подпись)                 (И.О. Фамилия) «____»___________2018 г.   Заведующий кафедрой     _____________         Р.А. Лазарев             (подпись)                                (И.О. Фамилия) «____»___________2018 г.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА (ПРАКТИКА ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

 

Специальность: шифр и наименование   21.05.04 «Горное дело»
Специализация:   №3 «Открытые горные работы»
Уровень высшего образования   специалитет
Вид профессиональной деятельности выпускника                        Производственно-технологическая                      Организационно-управленческая                      Научно-исследовательская
   
Квалификация выпускника:   горный инженер (специалист)
Форма обучения:                        заочная

Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры

 

Протокол № 7 от «22» мая 201 8 г.

 

 

 

Общая трудоемкость (часов/ЗЕТ) 216/6 Курс 6 Семестр(-ы): 12

Виды контроля на курсах/в семестрах

Экзамены Зачет с оценкой   Курсовые проекты Курсовые работы Контрольные работы (для заочной формы обучения)
- 6/12 - - -

 

Старый Оскол, 2018

 

 

При разработке рабочей программы практики по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности в основу положены:

1) ФГОС ВО по специальности 21.05.04 «Горное дело»

                                       (шифр, наименование)   

утвержденный Министерством образования РФ 17 октября 2016 г. № 1298

 

 

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры «Горного дела, экономики и природопользования» от «22» мая 201 8 г. Протокол № 7

 

Заведующий кафедрой     Лазарев Р.А.    

                                           (Ф.И.О.)

 

 

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании Ученого совета Старооскольского филиала от «23» мая 201 8 г. Протокол № 6

 

Председатель Ученого совета   __Двоеглазов С.И.._    

                                                             (Ф.И.О.)

 

                                                                              

Разработчик(и):_____________________________________  / к.э.н. Тараруев В.В. /

                                                                               (подпись)

Рецензент:      ______________________________________ /_ к.э.н. Ермолаев Д.В. /

                                                                               (подпись)

СОГЛАСОВАНО:

 

Начальник учебного отдела      ___                            / Т.Ю. Серпуховитина /

(подпись)                                   

Руководитель ОПОП                                                      / И.А. Цыцорин /     

(подпись.)                                   

 

Зав библиотекой                                                              / А.Д. Борзыкина /   

(подпись.)                                   

 


 

 

1. ЦЕЛь и задачи ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями практики являются систематизация, расширение и закрепление профессиональных знаний, умений и навыков, приобретение первичных навыков ведения самостоятельной научной работы, исследования и анализа научных данных
Для достижения цели ставятся задачи:
  • углубить и закрепить теоретические знания по дисциплинам профессионального цикла;
  • развитие и накопление специальных навыков, изучение и участие в разработке организационно-методических и нормативных документов для выполнения научно-исследовательских работ;
  • ознакомление с содержанием основных работ и исследований, выполняемых в научном коллективе по месту прохождения практики;
  • принятие участия в выполнении конкретной научно -исследовательской работы;
  • проведение прикладных научных исследований по проблемам горных предприятий, оценка возможного использования достижений научно-технического прогресса при выполнении работ на горных предприятиях;
  • разработка и обоснование технических, технологических, технико- экономических, социально-психологических и других необходимых показателей характеризующих технологические процессы, объекты, системы, проекты, организаций горнодобывающей отрасли;
  • осуществление сбора, обработки, анализа и систематизации научно - технической информации по теме исследования, выбор методик и средств решения задачи;
  • выполнение подготовки научно-технических отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований.

 

 

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП

Практика по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности относится к базовой части Б2. У.3 основной профессиональной образовательной программы 21.05.04 «Горное дело».

2.1 Требования к предварительной подготовке обучающегося:

 

Для успешного прохождения практики по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности освоения дисциплины студент должен иметь знания умения и навыки по дисциплинам «Механика», «Информационные технологии в горном деле», «Открытая геотехнология», «Метрология и стандартизация и сертификация в горном деле», «Экономика и менеджмент горного производства», «Процессы открытых горных работ».

2.2 Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:

 

Дисциплина является базовой для успешного прохождения преддипломной практики и итоговой государственной аттестации.

 

3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)  

 

3.1. В процессе освоения данной дисциплины (модуля) студент формируети демонстрирует следующиеобщекультурные (ОК) (при наличии), общепрофессиональные (ОПК) (при наличии), профессиональные (ПК) (при наличии) и профессионально-специализированные (ПСК) (при наличии) компетенции:

 

Коды компетенций* Название компетенций** Профессиональные функции**  

профессиональные (ПК)

ПК-6 использованием нормативных документов по безопасности и промышленной санитарии при проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий по эксплуатационной разведке, добыче и переработке твердых полезных ископаемых и подземных объектов. разрабатывать и реализовывать мероприятия по совершенствованию и повышению технического уровня горного производства, обеспечению конкурентоспособности организации в современных экономических условиях; составлять отчеты по научно-исследовательской работе самостоятельно или в составе творческих коллективов. разрабатывать, согласовывать и утверждать нормативные документы, регламентирующие порядок выполнения горных, взрывных работ, а также работ, связанных с переработкой и обогащением твердых полезных ископаемых, строительством и эксплуатацией подземных сооружений, эксплуатацией оборудования, обеспечить выполнение требований технической документации на производство работ, действующих норм, правил и стандартов  
ПК-14 готовностью участвовать в исследованиях объектов профессиональной деятельности и их структурных элементов. разрабатывать модели процессов, явлений, оценивать достоверность построенных моделей с использованием современных методов и средств анализа информации.  
ПК-16 готовностью выполнять экспериментальные и лабораторные исследования, интерпретировать полученные результаты, составлять и защищать отчеты. составлять отчеты по научно-исследовательской работе самостоятельно или в составе творческих коллективов.  
ПК-18 владеть навыками организации научно-исследовательских работ. планировать и выполнять теоретические, экспериментальные и лабораторные исследования, обрабатывать полученные результаты с использованием современных информационных технологий  

Профессионально-специализированные компетенции (ПСК)

 
ПСК-3.6 готовностью использовать информационные технологии при проектировании и эксплуатации карьеров. выполнять расчеты технологических процессов, производительности технических средств комплексной механизации работ, пропускной способности транспортных систем горных предприятий, составлять графики организации работ и календарные планы развития производства.  

3.2. В результате освоения учебной дисциплины (модуля) студент должен демонстрировать следующиерезультаты образования в соответствии с требованиями ФГОС ВО.

Компетенция Уровень освоения Знать Уметь Владеть
ПК-6 1 регламенты нормативных документов по безопасности и промышленной санитарии. применять нормативные документы по безопасности и промышленной санитарии. навыками принятия решений, с учетом положений, прописанных в нормативных документах по безопасности и промышленной санитарии при проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий по эксплуатационной разведке, добыче и переработке твердых полезных ископаемых и подземных объектов
ПК-14 1 методы исследования, используемые при проведении научно- исследовательских работ. применять методы исследования объектов профессиональной деятельности и их структурных элементов современными методами математической обработкой результатов исследования и формировать выводы и рекомендации.
ПК-16 1 основные методы проведения эксперимента в лабораторных условиях. представить результаты экспериментов в виде графиков и диаграмм, оценить погрешность измерений.   навыками компьютерной обработки результатов экспериментов и может представить отчет в виде электронного файла.  
ПК-18 1 направленность научно- исследовательских работ и методы исследования, используемые при проведении научно- исследовательских работ. выбирать и осваивать методики исследования, выполнять эксперименты, проводить наблюдения и измерения, составлять их описания. обработкой результатов исследования и формирование выводов и рекомендаций.  
ПСК-3.6 1 основные информационные технологии при проектировании и эксплуатации карьеров. применять компьютерную технику и информационные технологии в своей профессиональной деятельности; выполнять горные чертежи с использование средств компьютерной графики. средствами компьютерной техники и информационных технологий; навыками поиска и анализа информационных источников.

 

 

4. Структура учебной дисциплины по видам и формам учебной работы

п.п.

Виды учебной работы

Трудоёмкость, ч

всего

курсам

6        
1 2 3 4 5 6 7  
3 Вид промежуточной аттестация по дисциплине: зачёт / экзамен   Зачет с оценкой        
4 Трудоёмкость дисциплины, всего: в часах (ч) в зачётных единицах (ЗЕ) 216 6 216 6        

 


МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ.

 

Практика по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности проводится на территории учебного заведения. Для руководства практикой назначаются руководитель практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу филиала.

Перед началом практики проводится установочная лекция, на которой студентам разъясняют цель, задачи, содержание, формы организации, порядок прохождения практики и отчетности по ее результатам. По завершении установочной лекции каждому студенту на период практики выдается индивидуальный план прохождения учебной практики и индивидуальное задание. Индивидуальный план составляется для каждого студента отдельно, применительно к конкретным условиям работы и вклю­чает все виды работ, которые необходимо выполнить студенту. Индивидуальное практическое задание разрабатывается руководителем практики. Содержание индивидуального задания должно учитывать конкретные условия и возможности проведения учебной практики и одновременно соответствовать целям и задачам учебного процесса. Индивидуальное задание должно соответствовать способностям и теоретической подготовке студентов.

Учебная практика состоит из трех этапов.

 

 

6. Содержание практики

6.1.Разделы

Наименование разделов (тем) дисциплины

Курс

Вид учебной работы

Формы текущего контроля успеваемости

Формируемые

компетенции

Литература

1

 

Организационный этап

6

Организационная лекция

Защита отчета по практике

ПК-6, ПК-14, ПК-16, ПК-18,

ПСК-3.6

 

1-15

2

Проектный этап

Выполнение индивидуального задания

3

Отчетный этап

Оформление отчёта

 

 

Разделы практики

Номер

раздела

Содержание

1

Установочная лекция по практике, с целью ознакомления: с этапами и сроками прохождения практики; с техникой безопасности в период прохождения практики; целями и задачами предстоящей практики; требованиями, которые предъявляются к студентам со стороны руководителя практики; с заданием на практику и указаниями по его выполнению; с графиком консультаций;

2

выполнение индивидуального задания; сбор, обработка и систематизация собранного материала; анализ полученной информации; подготовка проекта отчета о практике; устранение замечаний руководителя практики

3

оформление отчета о прохождении практики; защита отчета по практике

 

 

ПОРЯДОК РАБОТЫ СТУДЕНТА НА ПРАКТИКЕ

 

Цель самостоятельной работы студентов – закрепление навыков, полученных при работе с преподавателем и умение применять их на практике.

Студент по окончании учебной практики формирует отчет о прохождении учебной практики, который включает в себя:

1. выполненное индивидуальное задание по практике;

2. заключение руководителя.

В отчете отражаются все виды деятельности, осуществленные за время прохождения практики, анализ осуществленных действий, полученные задания на практику и степень их реализации при прохождении практики.

В период прохождения учебной практики обучающийся заполняет индивидуальный план практики, в котором фиксируются выполняемые работы.

Выполненное задание по практике содержит общие выводы, оценку работы с точки зрения эффективности решения задач, поставленных в ходе практики (основные выводы из теоретического анализа, основные достигнутые результаты).

Заключение отражает деловые качества обучающегося, степень освоения им фактического материала, выполнение задания и графика прохождения практики.

Аттестация по итогам практики осуществляется на основе оценки решения обучающимся задач практики, заключения руководителя практики об уровне сформированности компетенций.

По результатам аттестации по учебной практике выставляется дифференцированная оценка, которая учитывается при подведении итогов общей успеваемости обучающегося.

При защите практики учитывается объем выполнения программы практики, правильность выполненного задания по практике, правильность ответов на заданные руководителем практики вопросы.

В случае неудовлетворительной оценки результатов практики, студент по решению кафедры и института направляется на повторную практику

 

Типовые контрольные задания, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта

Руководитель практики оценивает итоги практики на основе представленного отчета и пояснений студента. Защита итогов практики проходит в форме свободного собеседования.

Примерные контрольные вопросы для проведения аттестации по итогам практики:

1. На основании, каких документов и аналитических данных были решены поставленные задачи?

2. Какие теоретические знания были использованы при прохождении практики?

3. Какие основные информационно-аналитические источниками и справочники были использованы в процессе прохождения практики?

4. Какие методы экономического и финансового анализы были использованы во время прохождения практики?

5. Какие знания, умения и навыки были приобретены или развиты в результате прохождения практики?

6. Какие задания были выполнены в ходе прохождения практики?

7. Какие выводы были сделаны?

 

 

Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

В ходе учебной практики необходимо выполнить индивидуальные задания и представить результаты в отчете в соответствии со следующими разделами:

Раздел 1. Теоретические основы, необходимые для прохождения практики:

· закрепление приобретенных теоретических знаний по дисциплинам базовой части;

· работа с научными и учебно-методическими материалами по проблемам горных предприятий;

Раздел 2. Выполнение практического задания:

· постановка задачи;

· сбор аналитического и статистического материала;

· навыки поиска информации, для реализации поставленных задач;

· обработка и систематизация собранного материала;

· анализ данных;

· выбор типовых методик для осуществления необходимых расчетов.

Раздел 3. Результаты учебной практики:

· грамотно проанализированы и содержательно интерпретированы полученные в ходе выполнения индивидуального задания результаты;

· правильность выполнения индивидуального задания, определенного руководителем практики;

· • во время прохождения практики получены первичные профессиональные умения и навыки.

Отчет по практике можно использовать для дальнейшей научной работы, участие в конференциях различного уровня.

Приведено примерное содержание разделов в зависимости от индивидуального плана, содержание разделов может быть изменено руководителем практики.

 

Темы для индивидуальных заданий по учебной практике:

1. Технические средства для оперативного учёта добываемой продукции.

2. Характеристика эксплуатируемого месторождения. Технико-экономические показатели.

3. Прогнозирования размещения показателей месторождения в пространстве на территории России.

4. Технико-экономических показателей геометризации месторождения полезных ископаемых

5. Составление нормативной документация, которая необходима при строительстве разрезной траншеи.

6. Описание типовых технологических процессов.

7. Устройство и принципы работы инновационного оборудования, необходимого для маркшейдерских замеров

8. Передовые методы и средства измерения основных параметров действующих карьеров

9. Горно-технические системы, подземные и наземные сооружения и отображение информации в соответствии с современными требованиями

10. Элементарные процессы научных исследований оптимизации размещения инфраструктуры  горного предприятия

11. Современные процессы проверки работоспособности технологического оборудования горного предприятия

12. Процессы по проектированию горных предприятий, их строительству и эксплуатации с помощью стандартного компьютерных программ.

 

 

7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 
 

7.1

Под образовательными технологиями будем понимать пути и способы формирования компетенций.

 
 

7.2

В рамках дисциплины предусмотрены:

 
 

7.3

-  ознакомительная лекция;

 
 

7.4

- самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, подготовку к практическим и лабораторным занятиям, выполнение индивидуальных заданий, рефератов, работа с учебниками, иной учебной и учебно-методической литературой, подготовка к текущему контролю успеваемости, к зачету и экзамену;

 
 

7.5

- консультирование студентов по вопросам практики, написания отчета по практике

 
                         

 

8. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Рабочей программой дисциплины предусмотрены следующие виды текущего контроля успеваемости (промежуточной аттестации), формы оценочных средств и критерии оценивания всех видов формируемых компетенций

 

8.1 Аннотация оценочных средств по учебной дисциплине (МОДУЛЮ)

Виды контроля

Формы оценочных средств Критерии оценивания

Текущий контроль

1 Отчет по практике Отчет Зачет/незачет

Промежуточная аттестация

2 Зачет, зачет с оценкой Вопросы к зачету Оценка

 

Критерии оценки промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Оценка «отлично», «зачтено» студент глубоко, осмысленно, в полном объеме усвоил программный материал, излагает его на высоком научном уровне, изучил обязательную и дополнительную литературу, умело использует их при ответах; умеет творчески применять теоретические знания в решении задач; показывает способность самостоятельно пополнять и обновлять знания в процессе дальнейшей учебы и профессиональной деятельности.
Оценка «хорошо», «зачтено» выставляется студенту, если он полно раскрывает содержание учебного материала в объеме, предусмотренном программой, изучил обязательную литературу по курсу; знает определения и категории, умеет увязать теорию и практику при решении задач, допустил незначительные неточности при изложении материала, не искажающие содержание ответа по существу вопроса.
Оценка «удовлетворительно», «зачтено» выставляется студенту, который владеет материалом в пределах программы курса, знает основные понятия и категории, обладает достаточными знаниями для продолжения обучения и дальнейшей профессиональной деятельности;
Оценка «неудовлетворительно», «не зачтено» выставляется студенту, который имеет пробелы в знаниях основного учебного материала, не может дать четкого определения основных понятий и категорий; не умеет решать расчетные задачи, не может успешно продолжать дальнейшее обучение в связи с недостаточным объемом знаний.

 

 

9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

9.1. Основная литература

 
1

Анистратов Ю.И. Технологические процессы открытых горных работ: учебник для вузов по спец. "Открытые горные разработки". - М.: Недра, 1995. - 350 с.

 
2

Боровков Ю.А. Основы горного дела: учебник / Ю.А.Боровков, В.П.Дробаденко, Д.Н.Ребриков. – М.: Издательский центр «Академия», «Академия-Медиа». 2012. – 432 с.

 
3

Битколов Н.З. Аэрология карьеров: учебник для вузов / Н.З.Битколов, И.И.Медведев. - М.: Недра, 1992. - 264 с.

 
4

Трубецкой К.Н. Основы горного дела: учебник для вузов / К.Н.Трубецкой, Ю.П.Галченко. - М.: Академический проект, 2010. - 231 с.

 
5

Ржевский В.В.Открытые горные работы. Производственные процессы: учебник для вузов / В.В.Ржевский. - 5-е изд. - М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2010. - 512 с.

 
6

Ржевский В.В. Открытые горные работы. Технология и комплексная механизация: учебник для вузов / В.В.Ржевский. - 6-е изд. - М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2012. - 552 с.

 

9.2. Дополнительная литература

 
7

Беляков Ю.И. Совершенствование технологии выемочно - погрузочных работ на карьерах / Ю.И.Беляков. - М.: Недра, 1977. - 295 с.

 
8

Васильев М.В. Железорудные карьеры / М.В.Васильев, К.М.Штукатуров, А.Ф.Ткачев. - М.: Недра, 1982. - 262 с.

 
9

Открытые горные работы: справочник / К.Н.Трубецкой и др.; под ред. Р.С.Ярулина. - М.: Горн. Бюро, 1994. - 590 с.

 
10

Попов В.М. Рудничные водоотливные установки / В.М.Попов. - М.: Недра, 1983. - 304 с.

 
11

Филимонов Н.А. Горные машины для открытых работ: учеб. пособие для вузов / Н.А.Филимонов. - М.: Недра, 1967. - 304 с.

 

9.3. Информационные электронно-образовательные ресурсы:

 
12

Электронная библиотечная система «БиблиоТех. Издательство КДУ»  

https://mgri-rggru.bibliotech.ru

 
13

Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»/ колл. Инженерно-технические науки (ТюмГУ) www.e.lanbook.com

 
14

Электронно-библиотечная система elibrary» / Правообладатель: Общество с ограниченной ответственностью «РУНЭБ» (RU)

 
15

Информационно-правовое обеспечение «Гарант»/Локальная информационно-правовая система

 

 

 

 

 

10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

 Аудитория №111 для проведения лекций, практических занятий, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации

20 посадочных мест учебная мебель, демонстрационное оборудование: проектор Acer 1110, экран, рабочая станция (11 шт.) доступ Internet

Microsoft Win7Pro x64 SP1 - АКТ приема-передачи оборудования по договору пожертвования №140501-ПГ от 20 января 2014 года,

ГИС Геомикс 4.1.204 – договор №751-15 от 31 июля 2015 года,

Система Гарант - договор ЭПС-17-010 от 09 января 2017 года,

1C Предприятие – договор о сотрудничестве с образовательной организацией от 22.10.2015

MagGPS – АКТ приема-передачи неисключительных прав на использование ПО№44 от 03.04.2017

         

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: