В доверии, конечно, необходима осторожность, но более всего она необходима в недоверии.
Й. Этвеш
Материальная ответственность работников является составляющей экономической безопасности предприятия. Фактически материальной ответственностью занимаются четыре службы или подразделения на любом предприятии. Это служба персонала, бухгалтерия или финансовая служба, юридическая служба и служба экономической безопасности. Функционально их обязанности по обеспечению материальной ответственности работников перед предприятием подразделяются следующим образом.
Служба персонала занимается составлением и разработкой должностных инструкций и положений, в которых описывается степень ответственности (коллективная, индивидуальная, бригадная) работников за вверенные им материальные ценности. Заключает договоры с работниками о материальной ответственности при приеме на работу и передает их на хранение в бухгалтерию.
Бухгалтерия или финансовая служба ведет учет материальных ценностей и осуществляет работу с подотчетными лицами. Участвует в работе инвентаризационных комиссий, готовит акты инвентаризации. Следит за соблюдением правил учета материальных ценностей.
Юридическая служба разрабатывает проекты договоров о материальной ответственности, следит за соблюдением законности при возникновении конфликтных ситуаций и в случае необходимости совместно с бухгалтерией и компетентными органами определяет размеры ущерба.
Служба экономической безопасности следит за правильностью оформления документов, изучает потенциальные возможности для хищения продукции и предотвращает попытки умышленного хищения или порчи имущества.
Вопросы, связанные с ответственностью работника перед работодателем, возникают в любой организации. Это обусловлено как умышленным недобросовестным исполнением работником своих трудовых обязанностей, так и случайной порчей имущества и причинением ущерба работодателю. Новый Трудовой кодекс РФ в ст. 2 закрепляет право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя, а в ст. 21 – аналогичные обязанности работника. Трудовой кодекс не всегда обоснованно законодательно закрепил высокий уровень защиты интересов работников, ведущий впоследствии к возникновению множества проблем, связанных с взысканием ущерба, причиненного работником работодателю.