Группы субъектов рыночного хозяйства

-домашние хозяйствасобственники и поставщики факторов производства;

-объединения, фирмыпредприятия, поставляющие товары и услуги с целью получения прибыли;

-государство (правительство)бюджетные организации, осуществляющие регулирование экономики.

Объекты рынкаматериальные и нематериальные блага, факторы и средства производства, по поводу которых возникают рыночные отношения.

Рыночная система – довольно сложное образование. Существует несколько критериев разграничения его структурных элементов.

Структура рынка

По экономическому назначению рыночных объектов:

Товарный рынок

ü Потребительский рынок;

ü Рынок средств производства;

ü Рынок интеллектуального продукта;

ü Рынок информации.

Финансовый рынок

ü Рынок инвестиций (капиталов);

ü Рынок кредитов;

ü Рынок ценных бумаг;

ü Валютно-денежный рынок.

  Рынок труда

    Рассмотрим, что собой представляет каждый рынок.

Рынок потребительских товаров включает в себя рынок продовольственных и непродовольственных товаров, рынок бытовых, коммунальных, транспортных услуг; рынок услуг культуры и образования, рынок жилья, рынок зданий и сооружений непроизводственной сферы.

Рынок средств производства состоит из рынка производственных зданий и сооружений, рынка орудий труда, рынка сырья, материалов, энергии, рынка полезных ископаемых и др.

Рынок интеллектуального продукта и информации состоит из рынка инноваций, сферы информационных услуг, рынка продукта творческого труда (книги, кинофильмы и т.д.)

Рынок капиталов предполагает куплю-продажу инвестиций (вложений капитала в производственные факторы и непроизводственную сферу). Инвестиционный рынок оказывает активное влияние на другие рынки, и, прежде всего на потребительский рынок. Вместе с тем общество всегда сталкивается с проблемой выбора: то ли большую часть инвестиций вкладывать в средства производства (в «будущее»), то ли в выпуск товаров потребительского спроса («в настоящее»).

Рынок кредитов предлагает различные платёжные средства (деньги, ценные бумаги) для приобретения необходимых ресурсов.

Валютно-денежный рынок – рынок купли-продажи иностранных валют, платёжных документов в иностранной валюте, всех видов денежных знаков по свободным рыночным ценам.

Рынок труда – рынок, где в качестве товара выступает рабочая сила.

По географическому положению:

ü Местный (например, рынок г. Минска);

ü Региональный внутри страны (например, рынок Брестской области);

ü Национальный (рынок Республики Беларусь);

ü Региональный по группе стран (рынок стран Европы, например, ЕЭС);

ü Мировой (рынок в мировом масштабе).

По механизму функционирования:

ü Свободный (см. признаки свободного рынка);

ü Монополистический (рынок одного продавца или производителя);

ü Монопсонический (рынок одного покупателя, например государство – монопсонист при покупке ядерного оружия);

ü Олигополистический (рынок нескольких продавцов, например, производителей нефти);

ü Олигопсонический (рынок нескольких покупателей, например, автомобильные заводы – олигополисты при покупке автомобильных шин);

ü Регулируемый (регулируется государством).

По отраслям:

ü Автомобильный;

ü Нефтяной;

ü Сельскохозяйственный;

ü И т.д.

По характеру продаж:

ü Оптовый (продажа осуществляется партиями);

ü Розничный (продажа осуществляется по одному или несколько экземпляру).

По законодательству:

ü Легальный (официальный);

ü Нелегальный (теневой).

По степени насыщенности:

ü Равновесный (спрос и предложение равны);

ü Дефицитный (спрос превышает предложение);

ü Избыточный (спрос меньше предложения).

 

Функции рынка

 

    Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях.

Регулирующая – регулирует спрос и предложение.

Если спрос на товар растёт, производители станут его больше производить, повышая при этом цену. Насыщение рынка товарами снижает спрос и соответственно цену. Производство будет постепенно сокращаться. Таким образом, рынок способствует согласованию производства и общественных потребностей.

Стимулирующая – стимулирует внедрение научных и технических разработок, снижение затрат на производство продукции, повышение ее качества, расширение ассортимента. Если цена снижается, то производители вынуждены не только сокращать производство, но и искать пути снижения издержек. Если цена повышается, то потребители должны искать дополнительные доходы, что повышает их трудовую активность. Конкурентная борьба на рынке побуждает производителей обновлять продукцию, улучшать качество.

Информационная – даёт необходимую информацию хозяйственным субъектам. Вся эта информация воплощена, прежде всего, в ценах и позволяет определить степень наполненности или дефицитности товарных рынков, уровень производственных издержек, эффективность применяемых технологий и т.д. Производитель, появляясь на рынке как продавец, имеет возможность соизмерить свои индивидуальные затраты на произведённые товары с конкурентами. Потребителю рынок позволяет соизмерить величину своего дохода с рыночными ценами, с возможностью удовлетворять свои потребности.

Посредническая – даёт возможность покупателю выбирать оптимального поставщика продукции, а продавцу – наиболее подходящего покупателя.

Санирующая – избавляет общественное производство от нежизнеспособных фирм и поощряет развитие эффективных, перспективных фирм.

Социальная – дифференцирует субъектов рынка.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: