Урок 111. Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивеЙ всего?» (с. 130–133)
Цели деятельности учителя | Создать условия для ознакомления со стихотворениями Б. Заходера; способствовать развитию навыков чтения, умения отвечать на вопросы по тексту |
Тип урока | Постановка и решение учебных задач |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: научатся: прогнозировать содержание раздела, планировать виды работы с текстом, читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; получат возможность научиться: сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя слова-антонимы. Метапредметные: познавательные: пользуются справочными источниками для нахождения необходимой, дополнительной информации; регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективный способ достижения результата; коммуникативные: аргументированно высказывают свою позицию; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого характера. Личностные:развивают навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками |
методы и формы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные ресурсы | 1. http://zvukoff.ru/song/21641 2. http://interaktiveboard.ru/load/5-1-0-398 |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор; аудиозапись песни Юрия Антонова «Живёт повсюду красота» |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: учатся слушать и понимать других; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, наблюдения учителя |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка | Организует выставку рисунков. САПОЖНИК Мастер, мастер, помоги – Прохудились сапоги. Забивай покрепче гвозди – Мы пойдем сегодня в гости! – Прочитайте испуганно, решительно. – Кто написал эти стихи? – Какие стихи Б. Заходера вы знаете? | Выполняют задания. Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют логические действия; извлекают нужную информацию прочитанного. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
III. Постановка темы, цели урока | – Сегодня мы познакомимся с творчеством Б. Заходера | Слушают учителя | Фронтальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы | |
IV. Работа по теме урока | 1. Чтение статьи Г. Кружкова в учебнике. 2. Чтение стихотворения Б. Заходера «Товарищам детям». Беседа по вопросам | – Выполните задание к рисункам учебника. Организует мозговую атаку. – Какой секрет открыл читателям поэт? – Когда становится светлее вокруг нас? – Что об этом говорится в стихотворении? – Как автор обращается к детям? – Почему Б. Заходеру нравится, когда смеются дети? – Перечитайте текст стихотворения, выделяя голосом нужные интонации. Проводит упражненияс учащимися по выразительному чтению текста | Читают сначала про себя, затем по цепочке вслух. Сочиняют весёлый рассказ по рисункам. Отвечают на вопросы. Читают вслух | Фронтальная, индивидуальная. Фронтальная. Фронтальная | Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию; подведение под понятие; извлечение информации из иллюстраций, текстов; выявление сущности, особенности объектов. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Регулятивные: принимают и сохраняют поставленную задачу. Личностные: имеют представление о разнообразии человеческих эмоций, чувств, настроений, которые проявляются в ответ на мнение о прочитанном произведении | Выполненные задания. Устные ответы. Выполненные задания |
Физкультминутка | См. Приложение | Выполняют упражнения | Фронтальная | Выполнение движений | ||
3. Чтение стихотворения Б. Заходера «Что красивей всего?» учителем. 4. Слушание песни Ю. Антонова «Живёт повсюду красота» | – Какой вопрос волнует Бориса Заходера? – Почему он решил найти на него ответ? – Смог ли Б. Заходер на него ответить? – К кому он обратился за помощью? – Что считали самым красивым животные и растения, к которым он обращался? – Кто мог славить поля? – Кто мог сказать, что самое красивое – полярные льды? – Кто мог считать самым красивым горы? Степь? Мерцанье звезды? – Что вы считаете самым красивым? – Так можно ли ответить на вопрос: «Что красивей всего?» – Вам понравилась песня? – Какое у песни настроение? – Чем она отличается от стихотворения? | Отвечают на вопросы. – Каждый считает красивым то, что ему нравится. Отвечают на вопросы | Фронтальная. Фронтальная | Устные ответы. Устные ответы | ||
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Произведения какого автора мы сегодня читали? – Чем они вам запомнились? – Какие виды работы с текстами постарались выполнить? – Что вам понравилось на уроке? – Чему научил вас урок? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в системе знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |
Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Подготовить выразительное чтение стихотворений | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск ее решения | Выполненные задания |