Организационная структура урока

 

Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности учащегося
1 2 3 4
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, задание 90). Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Прочитайте диалог Л. Каминского «Ответ у доски». – Прав ли ученик? – Назовите глаголы, которые прозвучали в диалоге. Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Называют глаголы. Напиши предложение: «Девочка отдыхает». Где здесь глагол? – Здесь нет глагола. – Почему? – Глагол отвечает на вопрос «что делает?». А девочка ничего не делает – она отдыхает!

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать
в соответствии
с целевой
установкой. Принимать
и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу
полученного
задания

Минутка чистописания. Проводит минутку чистописания. – Запишите буквосочетания. – Спишите предложение, вставляя пропущенные орфограммы. Выделите окончания имен прилагательных, обозначьте падеж. Выполняют чистописание. В ясн (В. п.) морозн (В. п.) утро в л е су под снежн (Т. п.) шапкой дремлет ель.
Работа над словами с непро-веряемым написанием Организует работу над словами с непроверяемым написанием. – Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. (См. РМ, Приложение 2.) Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

Продолжение табл.

1 2 3 4
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Ребята, скажите, а вы любите ходить в гости? Сегодня я предлагаю вам кое-кого навестить. А кого – нужно угадать. Послушайте внимательно. Я страшное дело какой деловой: В любые дела ухожу с головой. Задачи решаю, на скрипке играю, Сынишку соседки в коляске катаю. Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю, И на стадионе голы забиваю. Укроп поливаю, кусты подстригаю И чисто-пречисто весь двор подметаю. Дорожки песком я в саду посыпаю, А после работы в тени отдыхаю. Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу

  – К какой «деловой» части речи мы отправляемся в гости? – Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова – Сегодня на уроке будем учиться изменять глаголы по временам. (См. РМ, Приложение 3.)
IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом.   Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. Проводит игру «Знаю – хочу узнать». – Я буду зачитывать вам информацию о глаголе. Если эта информация вам знакома, то вы хлопаете в ладоши, если не знакома и вы хотите ее узнать – поднимаете руки. Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. Решают кроссворд.   Осуществлять анализ объектов; контроль по результату. Планировать свое действие в соответст-

Продолжение табл.

1 2 3 4
Игра «Знаю – хочу узнать» 1. Я занимаю второе место по частоте употребления в речи. 2. В предложении являюсь сказуемым. 3. Я называю слова, обозначающие действия предметов. 4. С частицей «не» меня пишут раздельно. 5. Могу изменяться по числам. 6. У меня есть род, спряжение, время. – Итак, грамматические признаки глагола, упо- мянутые в последнем пункте, вам не знакомы. Из всех грамматических признаков, которые вам хотелось бы узнать, мы рассмотрим пока только один. А какой – узнаете, решив кроссворд. – Какое получилось слово в выделенном столбце? – Как связаны понятия «глагол» и «время»? – Как вы понимаете значение слова «время»? – В языке время – это один из грамматических признаков глагола, указывающий на отношение действия к моменту речи. – Какое действие обозначают глаголы в настоящем, прошедшем, будущем времени и на какие вопросы отвечают? Вопросы к кроссворду. 1. Синоним слова «блестеть». 2. Синоним слова «трудиться». 3. Синоним слова «хотеть». 4. Антоним слова «разморозить». 5. Глагол со значением «сажать семена в землю». Читают выделенное слово: «время». – Глаголы изменяются по временам. – Время – это часы, дни, сутки, времена года вии с поставленной задачей и условиями ее реали- зации
V. Первичное закрепление знаний. Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Выписывают глаголы, указывают время. Осознанно и произвольно строить речевое вы-

Продолжение табл.

1 2 3 4
Работа по учебнику (упражнение 146) – Прочитайте стихотворение В. Солоухина. – Найдите глаголы. Расскажите о выделенных глаголах по плану. – Выпишите из стихотворения глаголы. Укажите над каждым глаголом время. (См. РМ, Приложение 4.) Кончится – наст. вр., потекут – буд. вр., навострили – прош. вр., готовим – наст. вр., снятся – наст. вр. Рассказывают о выделенных глаголах. Потекут – глагол будущего времени, обозначает действие, которое будет происходить после момента речи, отвечает на вопрос «что сделают?». Навострили – глагол прошедшего времени, обозначает действие, которое произошло до момента речи, отвечает на вопрос «что сделали?». Готовим – глагол настоящего времени, обозначает действие, которое происходит в момент речи, отвечает на вопрос «что делаем?». Выполняют звуко-буквенный разбор слова «вьюга». (См. РМ, Приложение 5.) Делают вывод: время – это категория глагола, которая выражает отношение времени действия к моменту речи. В русском языке существуют три формы времени: настоящее, прошедшее будущее. Способность глагола образовывать формы времен зависит от его вида. Глаголы совершенного вида образуют формы прошедшего времени, будущего простого. Глаголы несовершенного вида образуют формы настоящего времени, прошедшего, будущего сложного сказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре

Продолжение табл.

1 2 3 4
VI. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений. Самостоятельная работа. Проводит самостоятельную работу. – Выпишите глаголы: 1-й ряд – в форме прошед-шего времени, 2-й ряд – в настоящем времени, 3-й ряд – в будущем времени. Укажите время глаголов. Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят – Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и гласят…                        Ф. Тютчев В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе…                        А. Пушкин Задумаю – реки большие Надолго упрячу под гнёт, Построю мосты ледяные, Каких не построит народ…                        Н. Некрасов Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выписывают глаголы, указывают время. Ключ 1-й ряд: Стояла, ждала, выпал – прошедшее время. 2-й ряд: Белеет, шумят, бегут, будят, блещут, гласят – настоящее время. 3-й ряд: Задумаю, упрячу, построю, построит – будущее время.

Понимать
на слух ответы одноклас-сников. Осуществлять
анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение
и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые сред-ства для решения различных коммуникативных задач. Делать
выводы

Работа по учебнику (упражнение 147). – Прочитайте выразительно диалог. Кто с кем ведет разговор? Приходилось ли вам убеждаться в правильности маминых слов? – Спишите диалог. Проверьте себя. Подчеркните глаголы. Определите их время. Списывают диалог. Подчеркивают глаголы, определяют их время. – Что это значит, мам: тайное становится (наст. вр.) явным? – А это значит, что, если кто-то поступает (наст. вр.) нечестно, всё равно про него это

Продолжение табл.

1 2 3 4
    узнают (буд. вр.), и будет (буд. вр.) ему очень стыдно, и он понесет (буд. вр.) наказание.

 

Работа в тетради (задание 92) Организует работу в рабочей тетради. – Прочитайте стихотворение Л. Яхнина. Обозначьте в словах ударение. – Укажите, какими частями речи являются выделенные слова. Как вы их различили? – Выпишите глаголы в прошедшем времени, укажите род Выполняют задание в рабочей тетради. Обозначают ударение в словах. Бы́ло я́сно И светло́. Со́лнце (что сделало?) се́ло (гл.) За (что?) село́ (сущ.), Де́нь с собо́ю Увело́. За окно́м мете́ль (что делала?) мела́ (гл.), Сне́г несла́, В трубе́ гуде́ла. Ста́ло всё Беле́е (чего?) ме́ла (сущ.). Выписывают глаголы в прошедшем времени. Было – ср. р.; се́ло – ср. р.; увело – ср. р.; мела́ – ж. р.; несла – ж. р.; гудела – ж. р.; стало – ср. р.
VII. Итог урока. Рефлексия Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока уча- щимися. – Что нового узнали на уроке? – На какие вопросы отвечают глаголы прошед- шего времени? настоящего времени? будущего времени? Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правил. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, выска- Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Окончание табл.

1 2 3 4
  – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Если вам было интересно, поставьте на листочках «+». Если было неинтересно, поставьте «–». Если возникли вопросы, поставьте «?» зываются о трудностях, с которыми встретились на уроке  
Домашнее задание Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. – Выполнить задание 91 в рабочей тетради Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение


















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: